Социализация личности в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 05:02, реферат

Краткое описание

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид»,
«личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих,
присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает
наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как
человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех
иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным
самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Оглавление

Вступление.
Основы социализации личности
Процесс социализации
Социализация в современном обществе
Особенности социализации в моей семье и ценности для подрастающего поколения
Вывод

Файлы: 1 файл

койчуренко_социализация.docx

— 34.20 Кб (Скачать)

Министерство  образования, науки, молодежи и спорта Украины

Харьковский Национальный Экономический  Университет 
 

Кафедра социологии 
 

Реферат

на  тему:

«Социализация личности в современном  обществе» 
 
 

Выполнил:

Студент группы ЭИ - I-1

Койчуренко Артур

Проверила:

Луговая В.В. 
 

Харьков, 2011

Содержание

  1. Вступление.
  2. Основы социализации личности
  3. Процесс социализации
  4. Социализация в современном обществе
  5. Особенности социализации в моей семье и ценности для подрастающего поколения
  6. Вывод
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Вступление

      Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо

прежде  всего,  провести   разграничение   понятий   «человек»,   «индивид»,

«личность». Понятие «человек»  употребляется  для  характеристики  всеобщих,

присущих  всем  людям  качеств  и  способностей.  Это  понятие  подчеркивает

наличие  в  мире  такой  особой  исторически  развивающейся  общности,   как

человеческий  род (homo sapiens), человечество, которое отличается  от  всех

иных  материальных систем только  ему  присущим  способом жизнедеятельности.

Благодаря  этому  способу  жизнедеятельности,   человек   на   всех   этапах исторического развития, во всех точках земного шара  остается  тождественным

самому  себе, сохраняет определенный онтологический статус.

      Итак,   существует   человечество   как   специфическая    материальная

реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует.  Живут

и  действуют  конкретные  люди.   Существование   отдельных   представителей

человечества  выражается  понятием  «индивид».  Индивид  –   это   единичный

представитель человеческого рода,  конкретный  носитель  всех  социальных  и

психологических черт человечества:  разума,  воли,  потребностей,  интересов

и т. д.  Понятие  «индивид»  в  этом   случае   употребляется   в   значении

«конкретный человек».  При  такой  постановке  вопроса  не  фиксируются  как

особенности   действия   различных   биологических   факторов    (возрастных

особенностей,  пола,  темперамента),  так  и  различия  социальных   условий

жизнедеятельности человека.

      Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания и  поведения, которые регулируют её взаимоотношения  с обществом.

     Социализация  личности начинается с первых лет  жизни и,заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

II. Основы социализации личности

     Главными  факторами, определяющими процесс  формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в  полной мере проявляются в процессе социализации личности.

     Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев, они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но происходит инстинктивно.

     Инстинкт - это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Чем примитивнее существо, тем большую роль в его поведении играют инстинкты.

     Например, у насекомых поведение практически  на 100% инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше т.н. приобретенного поведения, которое  передается родителями. У обезьян  еще меньше инстинктов, чем, скажем, у тигров.

     Однако  у животных нет социализации. У человека, по мнению некоторых исследователей, поведение более чем на 80% - социально приобретаемое. Чем больше в своем поведении живое существо руководствуется инстинктами, тем меньшую роль в его «научении» принимают родители. Так, у насекомых, функцию родителей выполняет природа. Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Почти треть своей жизни человек учится жить в мире общественных отношений. 

III. Процесс социализации

     Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации  занять место старших поколений  в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

     Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям  привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация  организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д.

     У новорожденного есть все биологические  предпосылки для того, чтобы стать  дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство  совести и чести - генетически  не кодируются и не передаются.

     Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться  данный организм.Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

     Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая  значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного  мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.    В науке принято выделять три главных уровня морального сознания личности:

“Доморальному” уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок  слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок  руководствуется эгоистическими соображениями  взаимной выгоды (послушание в обмен  на какие-то конкретные блага и поощрения).  

“Конвенциальному” уровню соответствуют стадии:

а) модель “хорошего” ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и  стыд перед их осуждением;

б) установка  на поддержание установленного порядка  и правил (хорошо то, что соответствует  правилам).

Уровню  “автономной морали” соответствуют  стадии:

а) подросток  осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) “релятивизм” предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам  большинства. Лишь после этого

в) формируются  устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной  совестью, безотносительно к внешним  обстоятельствам и разумным соображениям.

     Результаты  свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем  морального сознания человека, с одной  стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих  на “доморальном” уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее  типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного “Я” личности. В основе этого процесса - переход от духовного  мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному  облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне  эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с  застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть в противоречивом единстве детских  и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых  ей ценностей, идей.

     Следует учесть, что нередко люди в своем  развитии “застывают” на подступах  к автономной морали. На это влияет  как их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой они обитают.

     Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем  ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как  социальное явление, нельзя забывать о  её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация  личности зависит от деятельности ребёнка, его участия в труде, от того, какое  влияние оказывает окружающая среда  на расширение его кругозора, как  заботятся общество и государство  о будущем поколении. Учитываются  ли возрастные и индивидуальные особенности  ребёнка в процессе обучения, может  ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность  в своих силах.

Информация о работе Социализация личности в современном обществе