Социализация личности в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 05:02, реферат

Краткое описание

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид»,
«личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих,
присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает
наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как
человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех
иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным
самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Оглавление

Вступление.
Основы социализации личности
Процесс социализации
Социализация в современном обществе
Особенности социализации в моей семье и ценности для подрастающего поколения
Вывод

Файлы: 1 файл

койчуренко_социализация.docx

— 34.20 Кб (Скачать)

Развитие  личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных  предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия. 

IV. Социализация в современном обществе

     В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к  духовному облику, убеждениям и действиям  людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений  может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса.

     Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

     В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

     В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие  вопросы: почему часть людей, имеющих  одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

     И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой  и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик  человека. Феномен национального  в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

     Социализация  личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или  несколько, а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и  поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

     Вместе  с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует  ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

     Духовный  компонент является определяющим в  социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать эту  отрасль социологической науки  в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям. 

V. Особенности социализации в моей семье и ценности для подрастающего поколения

     В моей семье процесс социализации проходит просто. В ней нет большой  требовательности к личности в отношении  уровня ее социализации с обществом в целом. Либеральность и лояльность – главные факторы, позволяющие адаптироваться человеку в моей семье. Моральные и общечеловеческие качества у нас ценятся намного больше чем материальные. С детских лет я прошел все основные этапы социализации в семье, позволяющие мне в свою очередь спокойно пройти этапы социализации в обществе в целом. Касательно же других, то главные ключи для социализации в моей семье – доброта и взаимоуважение ко всем членам семьи.

     Подрастающее поколение не нужно ломать и исправлять, его нужно направлять. Ни в коем случае не стоит его изолировать от окружающих, ведь только в социуме (обществе) человек становится ЧЕЛОВЕКОМ.

     Составляющими любой личности являются ЦЕННОСТИ. Применительно к личности, ценности выступают как установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения... Ценности - это то, на что человек готов потратить свои силы, время и деньги. Можно выделить ряд ценностей, которые присущи любому обществу - это истина, власть, любовь, красота, закон, традиции, дело, развлечения, деньги, Бог, творчество, семья... 
Человек с неразвитой системой ценностей не способен к самоопределению, не самостоятелен, а подвержен чрезмерному влиянию внешних стимулов. 
Ценности занимают особую роль в воспитательном процессе. По большому счету, воспитание - это привитие ценностей. Очень важно следить за изменениями в ценностном ориентировании подрастающего поколения, ведь меняется время - меняются и ценности. Эта информация нужна для коррекции педагогического процесса, для выбора более эффективных форм и методов воспитания.

     Не  секрет, что сегодняшний подросток  значительно отличается от подростка, который жил 20 или даже 10 лет назад. Многие ценности ОБЕСЦЕНИЛИСЬ, появились новые, но, к сожалению, зачастую ведущие к разрушению.

     Каждый человек с раннего детства получает информацию о том, «что такое хорошо и что такое плохо», но знаний о том, как надо поступать, недостаточно - необходимо пережить эти знания на эмоциональном уровне, должно быть так называемое проживание ситуации. Часто дети воспитываются на эмоциях, связанных со страхом и запретом, но в подростковом возрасте, а тем более в юношеском это уже не работает. Главными должны быть общечеловеческие моральные ценности, которые позволят подростку в будущем быть рассудительным и человечным. Эти ценности должны прививаться ему с ранних лет. В то же время подросток должен содержать ценности, позволяющие ему без проблем интегрироваться в общество и стать его частью. Но, к сожалению, не всегда позитивные и правильные, ввиду устойчивых пороков нашего общества.

VI. Вывод

     Социализация  личности представляет, по сути, специфическую  форму присвоения  человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

     Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс  соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными  условиями, социальными нормами  и правилами поведения, имеет  серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

   Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации  занять место старших поколений  в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности. 
 

Информация о работе Социализация личности в современном обществе