Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
По мнению многих специалистов, значительное место з процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств (Н.Н. Гончаров, 1950, 1952; В.С. Фарфель, 1959, 1960; Р.Е. Мотылянская, 1956, 1957; Н.В.Зимкин 1956; Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, С.В. Янанис, В.П. Филин, 1964, 1968; Ломейко, 1964; Л.Я. Черешнева, 1965, 1968, Ю.Ф. Курамшин 2004; и др.), т.к. высокий уровень развития этих качеств во многом зависит успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Силовые способности и методика их развития
1.1 Понятие о силовых способностях, их виды
1.2 Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей
1.3 Воспитание силовых возможностей у подростков
2. Скоростные способности
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды
2.2 Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей
3. Методика развития силовых способностей
3.1 Средства развития силовых способностей
3.2 Методы развития силовых способностей
4. Методика развития скоростных способностей
4.1 Методика развития быстроты двигательных реакций
4.2 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
Выводы
Список использованной литературы
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности».
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ — это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:
1. Способность к быстрому реагированию на сигнал.
2. Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.
3. Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).
4. Способность к выполнению движений в максимальном темпе.
2.2 Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей
К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложную структуру. В частности, установлено, что максимальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что между показателями максимального темпа в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отягощениями различного веса и без отягощении, с изменением амплитуды движений, отсутствует тесная связь.
Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в движениях верхних конечностей — по сравнению с нижними; правых — по сравнению с левыми; дистальных — по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеобразная топография максимальных темповых возможностей человека.
Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. К таким комплексным формам проявления относятся:
— способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые "скоростные способности) — стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;
— способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) — в беге, плавании и других циклических локомоциях;
— способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п. Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:
1. Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.
2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.
3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.
4. Совершенства техники движений.
5. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.
6. Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления). [7,c.145]
На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20—22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6—9%.
Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее — другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, соответственно нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обусловливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях.
Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо подготовленных людей.
2.3 Воспитание скоростных способностей у подростков
Повышенная возбудимость и лабильность нервных процессов в детском возрасте (табл. 10)—благоприятная предпосылка для воспитания быстроты двигательной реакции и быстроты движений. Вместе с тем невысокая степень развития силы и выносливости у младших школьников ограничивает у них скоростно-силовые проявления и скорость в упражнениях циклического характера. Учитывая это, при воспитании быстроты в младшем (особенно) и среднем школьном возрасте воздействуют преимущественно на такие скоростные способности, как быстрота двигательной реакции, быстрота отдельных движений и способность увеличивать в короткое время темп движений, не осложненных отягощениями.
Таблица 3
Изменение некоторых показателен подвижности нервных процессов в возрастном аспекте (по Р.Л. Рабиновичу)
Количественные оценки измерявшихся показателей | Возраст, лет | |||
8 | 12 | 15 | 17 | |
Прирост (в %) | 100 | 128 | 132 | 158 |
Темпы прироста (разница в %) |
| 28 | 4 | 26 |
Соответственно используют разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений. Это, например, упражнения в бросании и ловле малого мяча, упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), игры («Салки», «Вызов номеров» и др.), эстафеты с бегом, упражнения в свободном беге с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновления и изменения направления передвижения.
При воспитании быстроты у детей предпочтение отдают естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может привести к образованию «скоростного барьера» уже в детском возрасте. Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры. Игры характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют зачастую более эффективно воздействовать на их развитие, чем стандартные пробежки «на быстроту». Присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей.
К среднему школьному возрасту все более значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, спрыгиваний и выпрыгиваний в темпе, переменных ускорений в беге (с варьированием как скоростных характеристик бега, так и внешних условий — в гору и с горы, по различному грунту) и т. п. Определенное место занимает и повторное преодоление коротких дистанций (30, 40, 50, 60 м и др.) с максимальной скоростью. В занятиях со старшеклассниками применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости, в том числе в формах, характерных для спринтерских видов спорта. В целях воспитания скоростных способностей на этом этапе продолжают использовать, естественно, и игры.
Чтобы избежать чрезмерной стабилизации пространственно-временных характеристик движений при стандартно-повторных методах упражнения, рекомендуется систематически чередовать эти методы с методами переменного упражнения, сочетая их и в рамках данного отдельного занятия. Показана, например, целесообразность такого порядка выполнения скоростных упражнений в занятии:
а) скоростные упражнения в затрудненных условиях: 3—4 ускорения в гору, или по лестнице, или по опилочной дорожке;
б) повторный бег с «контролируемой» околопредельной скоростью по гаревой дорожке;
в) кратковременные ускорения в облегченных условиях (по склону холма, по наклонной дорожке и т. п.).
Принимая во внимание тенденцию к стабилизации скорости движений с возрастом и относительно небольшие количественные сдвиги в максимальных проявлениях быстроты, следует постоянно заботиться об эффективных методах и приемах мобилизации подростков и юношей на выявление скоростных возможностей и в то же время создавать условия, которые исключали бы чрезмерную напряженность, скованность движений. Значительный эффект в этом отношении могут давать, как свидетельствуют исследования (Л.И. Валигура и др.), формирование соответствующей психологической установки путем направленного разъяснения, убеждения, а также идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение правильных движений на старте, во время ускорения и т. п.), создание соревновательных ситуаций. Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями в рациональном расслаблении мышц, в том числе и в процессе выполнения самих скоростных упражнений (бег с подчеркнутым расслаблением мышц голени после отталкивания, контроль за фазами напряжения и расслабления во время игр с мячом и т. д.).
3. Методика развития силовых способностей
3.1 Средства развития силовых способностей
При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением — силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением.
2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.
3. Изометрические упражнения [9,c.77].
К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:
- упражнения с тяжестями (штангой, гантелями, набивными мячами, гирями), в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью, упражнения с партнером;
- упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров, блочных устройств и т.п.);
- упражнения в преодолении сопротивления внешней среды — бег в гору, по песку, снегу, воде, против ветра и т.п.
Упражнения с внешним сопротивлением являются одним из эффективных средств развития силы. Смело подбирая их, правильно дозируя нагрузку, можно развить абсолютно все мышечные группы и мышцы. При выборе упражнений следует знать, что эффект совершенствования силы связан с режимом работы мышц. Наибольший эффект в развитии способности мышц проявлять силу, -можно достичь при уступающем и преодолевающем режимах.