Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:47, курсовая работа
Цель исследования − изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности школьников.
3. Дать общую характеристику скоростно-силовым особенностям.
4. Изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей ……………5
1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях………………………… 5
1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств ..……8
1.3. Периоды развития скоростно-силовых качеств………………..... …..14
Глава 2. Средства и особенности методики развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста ……………………………………..16
2.1. Средства и методы воспитания физических качеств ……………….16
2.2. Физическое упражнение − основное средство воспитания скоростно-силовых качеств… ………………………………………………………………..18
2.3. Методика развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………….. 27
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика
скоростно-силовых способностей ……………5
1.1. Понятие
о скоростно-силовых способностях…………………………
5
1.2. Физиологическая
характеристика скоростно-силовых качеств
..……8
1.3. Периоды
развития скоростно-силовых качеств……………….....
…..14
Глава 2. Средства и особенности методики
развития скоростно-силовых способностей
у детей школьного возраста ……………………………………..16
2.1. Средства
и методы воспитания физических качеств
……………….16
2.2. Физическое
упражнение − основное средство воспитания
скоростно-силовых качеств… ………………………………………………………………..18
2.3. Методика
развития скоростно-силовых способностей
у детей школьного возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В России сегодня рождается 28% здоровых
и 72 % больных детей [7].
Если говорить о старшеклассниках, то
к моменту окончания школы среди них только
10 % здоровых. Феномен ускоренного физического
развития (акселерация) в середине 20 века
сменился в 21 веке замедлением физического
развития детей (ретардацией), что ведет
к снижению физиометрических и функциональных
показателей. Так, мальчики в 17 лет имеют
мышечную силу в среднем на 15кг меньше,
чем 25 лет назад, а девочки - на 10 кг. К закономерности
физического развития современных детей
можно отнести и низкорослость, которая
наблюдается у 1,5% детей.
Антропологи и генетики связывают это
с алкоголизмом среди родителей. Высок
процент детей аллергиков и астматиков,
поскольку молодые матери курят еще до
беременности, не говоря уже о неблагополучной
экологии. Также одной из причин такого
неблагополучия является пониженная двигательная
активность, (гиподинамия). Нормой суточной
двигательной активности школьников 15-17
лет является наличие (20-25%) динамической
работы в дневном распорядке, т.е. 4-5 уроков
физической культуры в неделю. При этом
суточный расход энергии должен
доставлять 3100-4000 ккал.
В школьном возрасте
можно заниматься любым видом спорта,
но этот возраст даёт прекрасную возможность
целенаправленно развивать силу, в том
числе скоростно-силовые способности.
Почему именно силу, а не другие физические
качества? Приоритет остаётся за теми
видами спортивных занятий, которые максимально
компенсируют «двигательный голод», снимают
стресс, укрепляют сердечно-сосудистую
систему, повышают иммунитет.
Исправление осанки,
приобретение лёгкости в движениях, уверенности
в себе − это минимум, что могут дать скоростно-силовые
упражнения. Активизация кардио-респираторной
системы приводит к общему ускорению метаболизма.
Все органы начинают работать лучше.
Правильно организованные занятия способствуют
всестороннему и гармоничному развитию
человека, что особенно актуально для
формирующегося организма.
С помощью скоростно-силовых
упражнений можно повысить упругость
мускулатуры, увеличить активную мышечную
массу, сократить избыток жировой ткани,
укрепить и усилить соединительные и опорные
ткани, улучшить осанку, фигуру, а также
поднять уровень таких физических качеств,
как сила, быстрота,
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что школьный возраст является самым
благоприятным периодом для развития
всех двигательных качеств, в этом возрасте
происходит быстрый скачек роста. Именно
поэтому особое место в развитии двигательных
возможностей школьников занимают скоростно-силовые
качества, высокий уровень развития которых
играет большую роль при достижении высоких
результатов во многих видах спорта.
Рассмотрев
актуальность темы, мы выдвигаем гипотезу,
определяем объект и предмет исследования
ставим перед собой цели и задачи.
Гипотеза
исследования – предполагается, что
развитие скоростно-силовых качеств является
основой физического воспитания в школьном
возрасте.
Объект исследования − скоростно-силовые способности детей школьного возраста.
Предмет исследования − средства и методика развития скоростно-силовых способностей.
Цель исследования − изучить средства
и методику развития скоростно-силовых
Задачи исследования:
1. Изучить литературу
по данной теме.
2. Рассмотреть анатомические и физиологические
особенности школьников.
3. Дать общую характеристику скоростно-силовым
4. Изучить средства и методику развития
скоростно-силовых способностей у
детей школьного возраста.
Глава 1.
Общая характеристика
скоростно-силовых способностей
1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях
Выполнение любого движения или сохранения
какой-либо позы тела человека обусловлено
работой мышц [4,21]. Величину развиваемого
при этом усилия принято называть силой
мышц. Мышечная сила – это способность
человека преодолевать внешнее сопротивление
или противодействовать ему за
счет мышечных напряжений.
Одним из наиболее существенных
моментов, определяющих мышечную силу,
является режим работы мышц. В процессе
выполнения двигательных действий мышцы
могут проявлять силу:
- при уменьшении своей длины (преодолевающий,
т.е.-
миометрический режим, например, -
жим штанги лежа на горизонтальной скамейке);
- при ее удлинении (уступающий, т.е.
полиометрический режим, например,-
приседание со штангой на плечах);
- без изменения своей длины (статический,-
т.е. изометрический режим, например, удержание
разведенных рук с гантелями в наклоне
вперед);
- при изменении и длины и напряжения
мышц (смешанный режим, например, подъем
силой в упор на кольцах, опускание в упор
руки в стороны («крест») и
удержание в «кресте»).
Первые два режима характерны для динамической,
третий – для статической, четвертый
– для статодинамической работы мышц.
В любом режиме работы мышц сила может
быть проявлена медленно и быстро. Это характер
их работы.
Различают следующие виды силовых способностей:
собственно- силовые, и их соединение с
другими ДС (скоростно-силовые и силовая
выносливость и силовая ловкость).
Скоростно-силовые способности проявляются
в двигательных действиях, в которых наряду
со значительной силой мышц требуется
и
значительная быстрота движений (прыжки
в длину и высоту с места и разбега, метания
снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее
внешнее отягощение, преодолеваемое школьником
(например, при толкании ядра или выполнение
рывка гири достаточно большого веса),
тем большую роль играет силовой компонент,
а при меньшем отягощении (например, при
метании малого мяча) возрастает значимость
скоростного компонента.
К числу
скоростно-силовых способностей относят:
− быстрая сила, которая характеризуется
непредельным напряжением мышц, проявляемых
в упражнениях, которые выполняются со
значительной скоростью, не достигающей
предельной величины;
− взрывная сила − способность по ходу
выполнения двигательного действия достигать
максимальных показателей силы в возможно
короткое время (например, при старте в
спринтерском беге, в прыжках, метаниях
и т.д.).
В
случае преодолевающей работы под силами
сопротивления понимаются силы, направленные
против движения (жим штанг от груди); при
уступающей работе - действующие по ходу
движения (опускание штанги на грудь).
Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием "динамический" режим.
Можно выделить три главные формы силовых способностей:
1. Собственно-силовые способность к проявлению максимальной силы. Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при произвольном максимальном мышечном сокращении. Она определяет движения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительное сопротивления (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, борьба и др.).
2. Скоростно-силовые - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечных сокращений. Скоростно-силовые способности имеют определенное значение для достижений во многих движениях, т.к. составляют основу быстроты спринтеров и способность к "рывковым" ускорениям в игровых видах спорта.
3. Силовую выносливость - способность организма сопротивляться утомлению при силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в таких видах спорта, в которых необходимо преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени (гребля, велогонки, лыжные гонки и пр.). Кроме того, силовая выносливость имеет немалое значение в видах спорта, которые включают преимущественно движения ациклического характера, предъявляющие высокие требования, как к силе, так и к выносливости (скоростной спуск, единоборства, большинство спортивных игр).
Указанные виды силовых способностей являются основными, однако, они не исчерпывают всего многообразия проявления человеком силы.
Важную разновидность составляет "взрывная сила"- способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Показатели «взрывной силы» зависят от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у тренированных спортсменов проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих[7,12].
Собственно-силовые способности в основном проявляются в статических режимах и медленных (жимовых) движениях. Для оценки этих способностей применяют понятия абсолютной и относительной сил.
Для сравнения силы людей различного веса обычно пользуются понятием так называемой относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1кг собственного веса. Силу, которую проявляет человек в каком-либо движении, оцененную безотносительно к собственному весу, иногда называют абсолютной силой. Абсолютная сила может характеризоваться, например, показателями динамометра, предельным весом поднятой штанги.
В видах физической деятельности, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила. Увеличение относительной силы может быть связано с изменением собственного веса. В одном случае рост силы сопровождается стабилизацией или даже падением собственного веса. За счет соответствующего режима жизни и питания создают условия для увеличения относительной силы. Однако этот путь (рост силы с одновременным падением веса) далеко не всегда возможен. Он эффективен у лиц, имеющих жировые отложения или избыточное содержание воды в тканях тела. Второй путь - рост силы с одновременным увеличением мышечной массы. При функциональной гипертрофии мышц сила всегда вырастает быстрее, чем собственный вес. Показатели абсолютной и относительной силы, проявляемые в статическом режиме работы мышц, находятся в тесной связи с показателями медленной динамической силы[2,19].
Наличие большой силы не указывает на способность к ее быстрому проявлению. Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, где помимо силы требуется высокая скорость движения. Воспитание скоростно-силовых способностей осуществляется при помощи использования непредельных отягощений с предельным числом повторений, требующих предельной мобилизации силовых возможностей. С этой целью применяются непредельные отягощения с установкой на максимально возможную скорость выполняемых движений[5,16].
Как разновидность скоростно-силовых
усилий выделяют еще
амортизационную силу − способность как
можно быстрее закончить движение при
его осуществлении с максимальной скоростью
(например, остановка после ускорения).
1.2.
Физиологическая
характеристика
скоростно-силовых
качеств
Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда (тела) определяется силой и скоростью приложенного воздействия.
Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.
Силовой компонент мощности (динамическая
сила). Мышечная сила, измеряемая в
условиях динамического режима работы
мышц,
К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх, с прямыми ногами, или прыжка в длину с места переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы, используются градиенты силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент) либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части (относительный градиент силы). Градиент силы выше у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы.
Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести. Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющую статическую силу. Среди координационных факторов важную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсации мотонейронов активных мышц – частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила.
Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста