Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:47, курсовая работа
Цель исследования − изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности школьников.
3. Дать общую характеристику скоростно-силовым особенностям.
4. Изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей ……………5
1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях………………………… 5
1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств ..……8
1.3. Периоды развития скоростно-силовых качеств………………..... …..14
Глава 2. Средства и особенности методики развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста ……………………………………..16
2.1. Средства и методы воспитания физических качеств ……………….16
2.2. Физическое упражнение − основное средство воспитания скоростно-силовых качеств… ………………………………………………………………..18
2.3. Методика развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………….. 27
Изометрический (статический) метод предполагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4-6 с., 3-5 раз повторяют с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30-60 с. Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наибольшей степени проявляется при статической работе.
При выполнении силовых упражнений их необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и с расслаблением участвовавших в работе мышц.
Воспитание быстроты движений (скорости). Быстрота движений характеризуется временем двигательной реакции максимальной скоростью одного движения и максимальной частотой движений в единицу времени.
К средствам воспитания быстроты движений относятся: физические упражнения; выполняемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры.
Применяются два основных метода воспитания скорости: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в условиях (преодоление отдельных отрезков дистанций, бег под углом, метание снарядов и т.п.), упражнений в максимально быстром темпе в затруднительных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, метание более тяжелых снарядов и т.п.).
При выполнении упражнений на развитие
быстроты движений следует соблюдать
следующие требования: повторение упражнений
следует выполнять с околопредельной
или предельной интенсивностью; длительность
упражнения должна не быть большой, так
как поддерживать долго максимальную
интенсивность невозможно; во время отдыха
между повторениями рекомендуется использовать
медленную ходьбу или покой, а отдых продолжать
до восстановления дыхания; упражнения
повторять до тех пор, пока скорость не
начнет снижаться; дальнейшее выполнение
упражнений на быстроту следует прекратить.
2.2.
Физическое упражнение
− основное средство
воспитания скоростно-силовых
качеств
К
основным средствам физического воспитания
школьников относятся физические упражнения,
природные и гигиенические факторы. Под
физическими упражнениями понимаются
двигательные действия, специально организованные
и сознательно выполняемые в соответствии
с закономерностями и задачами физического
Существуют различные
подходы к классификации физических упражнений.
Наиболее распространенной является классификация,
в основу которой положены исторически
сложившиеся системы средств физического
воспитания. Она включает гимнастику,
игры, туризм, спорт.
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.
В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам. Выделяются следующие виды упражнений:
- скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.п.);
- требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.);
- требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.);
- требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.).
Помимо представленной относительно общей классификации существуют так называемые частные классификации физических упражнений в отдельных специальных дисциплинах. Так, в биомеханике принято делить упражнения на статические, динамические, циклические, ациклические и др.; в физиологии - упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
К циклическим движениям относятся такие, все элементы, составляющие один цикл которых, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим (ходьба, бег, плавание).
Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собой стереотипно следующие фазы движений, имеющие четкое завершение (прыжки в высоту или в длину, кувырки).
При нестандартных движениях характер их выполнения целиком зависит от возникших в данный момент условий, в которых они должны быть выполнены. Нестандартные движения делятся на две группы: на единоборства и спортивные игры.
В единоборствах сложность выбора нужного движения определяется действиями противника, с которым спортсмен находится в условиях непосредственного контакта. Степень сложности действий в спортивных играх определяется числом участников, размерами площадки, быстротой перемещения, продолжительностью игры, ее правилами.
Упражнения условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства:
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2.
Упражнения, отягощенные весом
— упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс "Универсал" и др.).
4.
Рывково-тормозные упражнения. Их
особенность заключается в
Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)
2.
Упражнения с использованием
сопротивления других
3. Упражнения с противодействием партнера.
Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:
- Бег с высоким с подниманием бедра, в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе — 15-30м.
- Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе — 20-40м.
- Бег в гору (крутизна — 20°) в среднем и быстром темпе — 15-25 м.
-
Прыжки на двух ногах с
-
Выпрыгивание из глубокого
-
Прыжки на одной ноге с
-
Многократные прыжки через
- Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками — 6-8 раз.
- Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа — по 5-7 раз на время.
Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности.
Физические упражнения в сочетании с естественными
факторами закаливания помогают повысить
общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных
воздействий внешней среды.
2.3.
Методика развития
скоростно-силовых
способностей школьников
В школьном возрасте наиболее широко используют скоростно-силовые
упражнения.
Раскроем особенности средств и методики развития скоростно-силовых
способностей. В программах физического воспитания для учащихся общеоб-
разовательных школ их состав, пожалуй, наиболее широк и разнообразен.
Это различного рода прыжки (легкоатлетические, акробатические, опорные,
гимнастические и др.); метания, толкания и броски спортивных снарядов и
других предметов; скоростные циклические перемещения; большинство дей-
ствий в подвижных и спортивных играх, а также единоборствах, совершае-
мых в короткое время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания
и ускорения в играх с мячом и без мяча, броски партнера в борьбе и др.);
прыжки с возвышения 15-70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием
вверх (для развития взрывной силы).
В процессе развития скоростно-силовых способностей предпочтение
Отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой
сохраняется правильная техника движений (так называемая «контролируемая
скорость»). Величина внешнего отягощения, используемого в этих целях, не
должна превышать 30-40% от индивидуального и максимального отягощения
ученика. Для детей младшего школьного возраста используются незначи-
тельные внешние отягощения или обходятся вообще без них (метания мяча,
других легких предметов, прыжки, медицинболы до 1 кг и т.п.).
Количество повторений скоростно-силовых упражнений в одной серии,
в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых уси-
лий, на уроке колеблется в пределах 6-12 повторений. Число серий в рамках
отдельного занятия - 2-6. Отдых между сериями должен составлять 2-5 мин.
Применять скоростно-силовые упражнения (учитывая ограниченное
Число занятий - 2-3 в неделю) рекомендуется регулярно на протяжении всего
учебного года и в течение всего периода обучения ребенка в школе. Учитель
должен постепенно повышать величину отягощении, используемых в этих целях снарядов (например, в начальной школе использовать набивные мячи
весом 1-2 кг; в основной - 2-4 кг; в средней — 3-5 кг). Если же отягощением служит масса собственного тела (различные виды прыжков, отжимание, подтягивание), то величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты и т.п.).
В пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняются,
как правило, после упражнений по обучению двигательным действиям и раз-
витию координационных способностей в первой половине основной части
Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста