Методика развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования − изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности школьников.
3. Дать общую характеристику скоростно-силовым особенностям.
4. Изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей ……………5
1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях………………………… 5
1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств ..……8
1.3. Периоды развития скоростно-силовых качеств………………..... …..14
Глава 2. Средства и особенности методики развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста ……………………………………..16
2.1. Средства и методы воспитания физических качеств ……………….16
2.2. Физическое упражнение − основное средство воспитания скоростно-силовых качеств… ………………………………………………………………..18
2.3. Методика развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

       Изометрический (статический) метод предполагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4-6 с., 3-5 раз повторяют с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30-60 с. Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наибольшей степени проявляется при статической работе.

        При выполнении силовых упражнений их необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и с расслаблением участвовавших в работе мышц.

Воспитание  быстроты движений (скорости). Быстрота движений характеризуется временем двигательной реакции максимальной скоростью одного движения и максимальной частотой движений в единицу времени.

         К средствам воспитания быстроты движений относятся: физические упражнения; выполняемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры.

          Применяются два основных метода воспитания скорости: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в условиях (преодоление отдельных отрезков дистанций, бег под углом, метание снарядов и т.п.), упражнений в максимально быстром темпе в затруднительных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, метание более тяжелых снарядов и т.п.).

         При выполнении упражнений на развитие быстроты движений следует соблюдать следующие требования: повторение упражнений следует выполнять с околопредельной или предельной интенсивностью; длительность упражнения должна не быть большой, так как поддерживать долго максимальную интенсивность невозможно; во время отдыха между повторениями рекомендуется использовать медленную ходьбу или покой, а отдых продолжать до восстановления дыхания; упражнения повторять до тех пор, пока скорость не начнет снижаться; дальнейшее выполнение упражнений на быстроту следует прекратить. 
 

2.2. Физическое упражнение − основное средство воспитания скоростно-силовых качеств  

        К основным средствам физического воспитания школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями   и задачами физического воспитания. 
      Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнастику, игры, туризм, спорт.

    Основными средствами  физического  воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.

    В настоящее время существует несколько  классификаций  физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам. Выделяются следующие виды упражнений:

-     скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной  мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

-     требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.);

-     требующие проявления координационных и других способностей  в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.);

-     требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.).

    Помимо представленной относительно общей классификации существуют так называемые частные классификации физических упражнений в отдельных специальных дисциплинах. Так, в биомеханике принято делить упражнения на статические, динамические, циклические, ациклические и др.; в физиологии - упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

    К циклическим движениям относятся такие, все элементы, составляющие один цикл которых, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно  связан  с предыдущим и последующим (ходьба, бег, плавание).

    Ациклические  движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собой стереотипно следующие фазы движений, имеющие четкое завершение (прыжки в высоту или в длину, кувырки).

    При нестандартных  движениях характер их выполнения целиком зависит от возникших в данный момент условий, в которых они должны быть выполнены. Нестандартные движения делятся на две группы: на единоборства и спортивные игры.

    В единоборствах  сложность  выбора нужного движения определяется действиями противника, с которым спортсмен находится в условиях непосредственного контакта. Степень сложности действий в спортивных играх определяется числом участников, размерами площадки, быстротой перемещения, продолжительностью игры, ее правилами.

       Упражнения условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства:

     1. Упражнения с весом внешних  предметов: штанги с набором  дисков разного веса, разборные  гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

     2. Упражнения, отягощенные весом собственного  тела:

     — упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания  в упоре, удержание равновесия в  упоре, в висе);

     — упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

     — упражнения, в которых собственный  вес уменьшается за счет использования  дополнительной опоры;

     — ударные упражнения, в которых  собственный вес увеличивается  за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

     3. Упражнения с использованием  тренажерных устройств общего  типа (например, силовая скамья, силовая  станция, комплекс "Универсал" и др.).

     4. Рывково-тормозные упражнения. Их  особенность заключается в быстрой  смене напряжений при работе  мышц-синергистов и мышц-антагонистов.

     Дополнительные  средства:

     1. Упражнения с использованием  внешней среды (бег и прыжки  в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)

     2. Упражнения с использованием  сопротивления других предметов  (эспандеры, резиновые жгуты, упругие  мячи и т.п.)

     3. Упражнения с противодействием  партнера.

     Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:

     - Бег с высоким с подниманием бедра, в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе — 15-30м.

     - Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном  темпе — 20-40м.

     - Бег в гору (крутизна — 20°)  в среднем и быстром темпе  — 15-25 м.

     - Прыжки на двух ногах с небольшим  наклоном вперед — 10-30 прыжков.

     - Выпрыгивание из глубокого приседа  — 16-20 прыжков.

     - Прыжки на одной ноге с продвижением  вперед — 15-30 м на каждой  ноге.

     - Многократные прыжки через препятствия  (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания — 30-40 прыжков.

     - Броски и ловля набивного мяча  одной и двумя руками — 6-8 раз.

     - Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа — по 5-7 раз на время.

      Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности.

      Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды. 

2.3. Методика развития  скоростно-силовых  способностей  школьников      

        В школьном  возрасте наиболее широко используют скоростно-силовые

упражнения.

        Раскроем особенности средств и методики развития скоростно-силовых

способностей. В программах физического воспитания для учащихся общеоб-

разовательных  школ их   состав, пожалуй, наиболее широк и разнообразен.

Это различного рода прыжки (легкоатлетические, акробатические, опорные,

гимнастические  и др.); метания, толкания   и   броски спортивных снарядов и

других предметов; скоростные  циклические перемещения; большинство дей-

ствий   в подвижных  и спортивных   играх, а также единоборствах, совершае-

мых в короткое   время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания

и   ускорения   в   играх с мячом и без мяча, броски партнера в борьбе и др.);

прыжки  с возвышения 15-70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием

вверх (для развития взрывной силы).

       В процессе  развития    скоростно-силовых способностей     предпочтение

Отдают   упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой

сохраняется   правильная техника движений (так называемая «контролируемая

скорость»). Величина  внешнего   отягощения, используемого в этих целях, не

должна  превышать 30-40% от  индивидуального и максимального отягощения

ученика. Для  детей  младшего   школьного возраста используются  незначи-

тельные внешние отягощения или обходятся вообще без них (метания мяча,

других  легких предметов, прыжки, медицинболы  до 1 кг и т.п.).

         Количество повторений  скоростно-силовых  упражнений в одной серии,

в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых уси-

лий, на уроке колеблется в пределах 6-12 повторений. Число   серий в  рамках

отдельного   занятия - 2-6. Отдых между сериями должен составлять 2-5 мин.

        Применять   скоростно-силовые   упражнения     (учитывая    ограниченное

Число занятий - 2-3 в неделю) рекомендуется регулярно на протяжении всего

учебного  года и  в течение всего периода обучения   ребенка в школе. Учитель

должен  постепенно повышать величину отягощении, используемых в этих целях снарядов (например, в начальной  школе  использовать  набивные  мячи

весом 1-2 кг; в   основной - 2-4 кг; в  средней — 3-5 кг). Если же отягощением служит масса собственного тела (различные виды прыжков, отжимание, подтягивание), то величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты и т.п.).

          В   пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняются,

как правило, после упражнений по обучению двигательным действиям и раз-

витию   координационных способностей в первой половине основной   части

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста