Развитие скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу подробнее остановиться на развитии скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола. Эта тема является достаточно актуальной, так как скоростно-силовые способности играют немаловажную роль при подготовке занимающихся к игре в волейбол. Ниже в своей работе я постараюсь разработать достаточно эффективную методику для повышения скоростно-силовых способностей детей данного возраста.

Файлы: 1 файл

Стефанков В.Д..doc

— 98.50 Кб (Скачать)

ФИЛИАЛ  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

В Г. ИРКУТСКЕ 
 

Форма обучения   очная

Кафедра Теории и методики  ФКиС

                                                                                                  __________________________________                                                                                                     

«______»____________________200___ г. 

Развитие  скоростно-силовых  способностей у детей  среднего школьного  возраста средствами волейбола.

Курсовая  работа

По дисциплине «Теория физической культуры и спорта» 

              Студент-исполнитель    Стефанков В.Д.

                                    Научный руководитель Д.п.н., доцент Воробьева Е.В.

                     Оценка за работу _________________________________

                                           «______» ______________________________200__ г. 
         
         
         
         
         
         

Иркутск -  2009

  Введение.

  Актуальность. 

  Среднему  школьному возрасту свойственны свои особенности выполнения различных физических упражнений, это зависит от внешних условий, от уровня физического развития, а так же от скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей занимающихся.

  В своей курсовой работе я хочу подробнее остановиться на развитии скоростно-силовых  способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола. Эта тема является достаточно актуальной, так как скоростно-силовые способности играют немаловажную роль при подготовке занимающихся к игре в волейбол. Ниже в своей работе я постараюсь разработать достаточно эффективную методику для повышения скоростно-силовых способностей детей данного возраста.

  Преподавателям следует находить новые средства и методы для повышения физических способностей занимающихся, а так же использовать опыт других специалистов квалифицирующихся в этой области.

  Для разработки новых идей повышения  скоростно-силовых способностей необходим поиск информации об особенностях школьного возраста и каждого занимающегося в целом (внешние условия, в которых находится ученик, пол, питание, режим дня и т.д.) которые позволили бы значительно увеличить уровень физических способностей, стимулирующих детей на достижение результата в процессе занятий физической культурой.

  Для развития скоростно-силовых способностей необходимо выявить наиболее результативную методику,  дающую рост показателей у большинства или в лучшем случае у всех занимающихся. 
 
 
 

  Практическая значимость. 

  Развитие  физических способностей средствами волейбола  не нашло ещё широкого применения в методике развития скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста. Применение средств волейбола может положительно повлиять на уровень скоростно-силовой подготовленности и на результат при сдаче контрольных нормативов по волейболу. Разработав методику и подобрав наилучший комплекс упражнений для повышения уровня скоростно-силовых способностей, можно добиться большого прироста физических возможностей и положительной динамики результатов при игре в волейбол. 

    Объект исследования - процесс развития скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста. 

    Предмет исследования - методика воспитания скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола. 

    Рабочая гипотеза - применение средств волейбола для развития скоростно-силовых способностей в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста позволит повысить его эффективность и окажет положительное влияние на физическое развитие детей. В целом предполагается, что использование средств волейбола в учебном процессе обеспечит повышение уровня у школьников среднего возраста. 
 

       
 

Глава 1.Анализ литературы. 

  Для развития специальных скоростно-силовых  качеств используются различные  упражнения с сопротивлениями, позволяющие  воздействовать на мышцы, несущие необходимую  нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений взрывного характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.

       Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

       Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

       Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.

       Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные - к первой и второй. Глобальные упражнения основные - только к третьей группе.

       Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных занимающихся- выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей занимающегося.

       В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклических видах спорта - эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.

       Опыт спортивной практики и специальные исследования  В. М. Дьячкова (1961) показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне ограничен.

       В педагогической практике уже давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характер и как, показали, комплексны, тензометрические, циклографические и электромиографические исследования Кузнецова В.В.(1970) В.М. Зациорского(1970)величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушала необходимую взаимосвязь в работе специфических мышцей мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения.

       Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.

       Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как в одном учебном занятии, так и на отдельном этапе годового плана будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств при выполнении основного, упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого - понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.

       Как показали экспериментальные исследования ВВ. Кузнецова (1970) избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений как в ходе одного учебного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки. Исследования показали также, что метод вариативного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового и скоростного компонентов скоростно-силового потенциала.

       Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности. При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.

       С целью развития скоростно-силовых качеств применяются следующие режимы мышечной работы и их разновидности:

    1) при выполнений основного упражнения - динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц);

  2)  при выполнении специальных упражнений - динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц);

  3) при выполнении специально-вспомогательных упражнений - статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением. А также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением.

  Для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц (в особенности в видах спорта, где преодолевающему характеру работы предшествуют значительные напряжения с уступающим характером работы мышц - легкоатлетические прыжки, метания, фигурное катание на коньках и др.).

       Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств величина преодолеваемого сопротивления равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений.

       Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения.

       В учебных занятиях, на которых ученику приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться за счет:

  а) дополнительного отягощения, закрепленного  на теле ученика;

  б) преодоления дополнительного сопротивления  на велостанке или утяжеления велосипеда.

       Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:

  а) в прыжковых упражнениях (прыжки в длину, тройным) - выполнение разбега под уклон 3—4°;

  б) в упражнениях, характеризующихся циклической структурой движений, бег под уклон З—4° (в тренировке бегуна-спринтера), езда за лидером или облегчение сопротивления на велостанке (в тренировке велосипедиста-спринтера) и др.

       При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия.

       Опыт педагогической практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала являются те, которые занимающийся может преодолеть в одном подходе один - три раза, т.е. 1 - 3 ПМ.

       В тех случаях, когда делается акцент на сочетание уступающего характера работы мышц с преодолевающим, наиболее эффективны следующие приводимые ниже величины сопротивления:

Информация о работе Развитие скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола