Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
В своей курсовой работе я хочу подробнее остановиться на развитии скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола. Эта тема является достаточно актуальной, так как скоростно-силовые способности играют немаловажную роль при подготовке занимающихся к игре в волейбол. Ниже в своей работе я постараюсь разработать достаточно эффективную методику для повышения скоростно-силовых способностей детей данного возраста.
ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
В Г. ИРКУТСКЕ
Форма обучения очная
Кафедра Теории и методики ФКиС
«______»____________________
Развитие скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола.
Курсовая работа
По дисциплине
«Теория физической культуры и спорта»
Студент-исполнитель Стефанков В.Д.
Оценка за работу ______________________________
«______» ______________________________
Иркутск - 2009
Введение.
Актуальность.
Среднему школьному возрасту свойственны свои особенности выполнения различных физических упражнений, это зависит от внешних условий, от уровня физического развития, а так же от скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей занимающихся.
В своей курсовой работе я хочу подробнее остановиться на развитии скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола. Эта тема является достаточно актуальной, так как скоростно-силовые способности играют немаловажную роль при подготовке занимающихся к игре в волейбол. Ниже в своей работе я постараюсь разработать достаточно эффективную методику для повышения скоростно-силовых способностей детей данного возраста.
Преподавателям следует находить новые средства и методы для повышения физических способностей занимающихся, а так же использовать опыт других специалистов квалифицирующихся в этой области.
Для разработки новых идей повышения скоростно-силовых способностей необходим поиск информации об особенностях школьного возраста и каждого занимающегося в целом (внешние условия, в которых находится ученик, пол, питание, режим дня и т.д.) которые позволили бы значительно увеличить уровень физических способностей, стимулирующих детей на достижение результата в процессе занятий физической культурой.
Для
развития скоростно-силовых способностей
необходимо выявить наиболее результативную
методику, дающую рост показателей
у большинства или в лучшем случае у всех
занимающихся.
Практическая
значимость.
Развитие
физических способностей средствами волейбола
не нашло ещё широкого применения в методике
развития скоростно-силовых способностей
у детей среднего школьного возраста.
Применение средств волейбола может положительно
повлиять на уровень скоростно-силовой
подготовленности и на результат при сдаче
контрольных нормативов по волейболу.
Разработав методику и подобрав наилучший
комплекс упражнений для повышения уровня
скоростно-силовых способностей, можно
добиться большого прироста физических
возможностей и положительной динамики
результатов при игре в волейбол.
Объект исследования - процесс развития скоростно-силовых
способностей у детей среднего школьного
возраста.
Предмет исследования -
методика воспитания скоростно-силовых
способностей у детей среднего школьного
возраста средствами волейбола.
Рабочая гипотеза -
применение средств волейбола для развития
скоростно-силовых способностей в процессе
физического воспитания детей среднего
школьного возраста позволит повысить
его эффективность и окажет положительное
влияние на физическое развитие детей.
В целом предполагается, что использование
средств волейбола в учебном процессе
обеспечит повышение уровня у школьников
среднего возраста.
Глава
1.Анализ литературы.
Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений взрывного характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.
Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.
Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.
Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные - к первой и второй. Глобальные упражнения основные - только к третьей группе.
Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных занимающихся- выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей занимающегося.
В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклических видах спорта - эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.
Опыт спортивной практики и специальные исследования В. М. Дьячкова (1961) показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне ограничен.
В педагогической практике уже давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характер и как, показали, комплексны, тензометрические, циклографические и электромиографические исследования Кузнецова В.В.(1970) В.М. Зациорского(1970)величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушала необходимую взаимосвязь в работе специфических мышцей мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения.
Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.
Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как в одном учебном занятии, так и на отдельном этапе годового плана будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств при выполнении основного, упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого - понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.
Как показали экспериментальные исследования ВВ. Кузнецова (1970) избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений как в ходе одного учебного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки. Исследования показали также, что метод вариативного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового и скоростного компонентов скоростно-силового потенциала.
Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности. При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.
С целью развития скоростно-силовых качеств применяются следующие режимы мышечной работы и их разновидности:
1) при выполнений основного упражнения - динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц);
2) при выполнении специальных упражнений - динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц);
3) при выполнении специально-вспомогательных упражнений - статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением. А также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением.
Для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц (в особенности в видах спорта, где преодолевающему характеру работы предшествуют значительные напряжения с уступающим характером работы мышц - легкоатлетические прыжки, метания, фигурное катание на коньках и др.).
Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств величина преодолеваемого сопротивления равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений.
Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения.
В учебных занятиях, на которых ученику приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться за счет:
а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле ученика;
б)
преодоления дополнительного
Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:
а) в прыжковых упражнениях (прыжки в длину, тройным) - выполнение разбега под уклон 3—4°;
б) в упражнениях, характеризующихся циклической структурой движений, бег под уклон З—4° (в тренировке бегуна-спринтера), езда за лидером или облегчение сопротивления на велостанке (в тренировке велосипедиста-спринтера) и др.
При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия.
Опыт педагогической практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала являются те, которые занимающийся может преодолеть в одном подходе один - три раза, т.е. 1 - 3 ПМ.
В тех случаях, когда делается акцент на сочетание уступающего характера работы мышц с преодолевающим, наиболее эффективны следующие приводимые ниже величины сопротивления: