Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
В своей курсовой работе я хочу подробнее остановиться на развитии скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола. Эта тема является достаточно актуальной, так как скоростно-силовые способности играют немаловажную роль при подготовке занимающихся к игре в волейбол. Ниже в своей работе я постараюсь разработать достаточно эффективную методику для повышения скоростно-силовых способностей детей данного возраста.
Первый вариант: Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) сохранялась бы мощность движения, которую занимающийся способен проявить при акценте только на преодолевающий характер работы мышц.
Второй вариант: Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) мощность движения была бы выше, чем при движении с акцентом только на преодолевающий характер работы мышц.
Третий вариант: Величина сопротивления при уступающем и преодолевающем, характере работы мышц та же, при этом основное внимание обращается на быстроту перехода от уступающего характера к преодолевающему.
Четвертый вариант: Величина сопротивления выше соревновательной при обоих характерах работы мышц, но такая, чтобы при преодолевающем характере сохранялся бы «взрывной» характер усилия.
При развитии скоростно-силовых качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80 - 90%), субпредельной (90 - 95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.
При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90 - 95%).
Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью 2 - 3 раза, с околопредельной – 3 - 5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации.
Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений (например, бег на 100 м.) может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд.
Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном учебном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки.
Взаимосвязь интенсивности выполнения упражнений и объема средств развития специальных скоростно-силовых качеств. В начале процесса развития скоростно-силовых качеств упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80 - 90%, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90 - 95%)и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90—95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств.
Холодов Ж.К. утверждает, что следует помнить, что чем значительнее внешние отягощения, преодолеваемое занимающимся, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.
Для решения конкретных задач скоростно-силовой подготовки применяются разнообразные упражнения:
В. Б. Попов (2002) утверждает, что
целенаправленные и
Для оценки эффективности
Р. П. Суслов (1974,1995,1997) привёл в своём издании факт, что при выполнении таких упражнений, как бег в затрудненных условиях (в гору, по снегу, по песку и т.д.) и прыжковых упражнений в длинных сериях наряду с повышение скоростно-силовых качеств, повышает возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Можно использовать метод круговой тренировки, который подходит для воспитания практически всех физических качеств. Идею метода составляет повторение комплекса специально подобранных физических упражнений, направленно воздействующих либо на одно-два физических качества, либо на определенные части тела. Условия применения кругового метода таковы: определяется несколько физических упражнений, с помощью которых будет решаться поставленная задача. Далее для каждого упражнения предварительно, т.е. перед началом занятия или накануне, определяется так называемый максимальный тест (к примеру, максимально возможное число повторений) для всех занимающихся. После этого приступают к занятиям, последовательно переходя от одной «станции» к другой.
Развитие скоростно-силовых качеств необходимо
осуществлять главным образом путём применения
скоростно-силовых упражнений. Скоростно-силовые
направления ставят своей целью развитие
скоростного движения одновременно с
развитием силы определённой группы мышц,
и предполагает всё же использование группы
упражнений, где используется отягощение
и сопротивление внешних условий среды.
1.2.Возрастные
особенности изменения
скоростно-силовых способностей.
В настоящее время все возрастающее внимание
уделяется развитию скоростно-силовых
качеств у детей школьного возраста. Под
скоростно-силовыми качествами понимается
способность человека к развитию максимальной
мощности усилий в кратчайший промежуток
времени.
Особый интерес исследователей
к изучению взаимосвязи между быстротой
и силой мышечного сокращения объясняется
тем, что эти два физических качества постоянно
связаны с движением и определяют его
.
Выявление закономерностей
развития скоростно-силовых качеств в
возрастном аспекте имеет особо важное
значение, так как уже в детском и юношеском
возрасте формируется двигательный анализатор,
закладывается фундамент будущих спортивных
достижений. Отдельными исследованиями
Р. Е. Мотылянской(1956) и Н.А. Фоминым с В.П.
Филиным(1972)установлено, что развитие
скоростно-силовых качеств необходимо
начинать в детском и юношеском возрасте.
В ряде исследований выявлена
возрастная динамика развития скоростно-силовых
качеств у школьников, определены периоды
наиболее интенсивного и замедленного
роста скоростно-силовых показателей
и проведен анализ взаимосвязи уровня
развития скоростно-силовых качеств и
показателей, оказывающих влияние на развитие
этих качеств (Фарфель В.С.,1975).
Н. Н. Гончаровым впервые
приведены данные, характеризующие уровень
развития скоростно-силовых качеств детей
разного возраста. Автор наблюдал резкое
возрастание этого уровня в 12 - 15 лет. Согласно
исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем,
развитие скоростно-силовых качеств начинается
с 8 лет и продолжается до 14 - 15 лет. С. И.
Филатовым (1966) отмечены изменения уровня
развития скоростно-силовых качеств у
школьников в возрасте от 7 до 17 лет.
В литературе имеются крайне
немногочисленные сведения об особенностях
развития скоростно-силовых качеств у
юных спортсменов. Лишь с 1960 года начали
разрабатываться методы развития скоростно-силовых
качеств у юных спортсменов применительно
к отдельным видам спорта.
Некоторые авторы, говоря
о проявлении скоростно-силовых усилий,
применяют термин «прыгучесть». Исследование
взрослых и юных спортсменов показало,
что, хотя прыгучесть и является в какой-то
степени врожденной способностью человека,
специальное воздействие физическими
упражнениями может значительно повысить
уровень скоростно-силовой подготовленности
занимающихся (В. М. Дьячков, 1961). Но это
возможно лишь при правильном подборе
средств и методов тренировки, в соответствии
с возрастными и половыми особенностями
занимающихся. Определение возрастных
периодов, во время которых развитие прыгучести
протекает более интенсивно или более
замедленно, актуальный вопрос, от решения
которого во многом зависит эффективность
спортивной подготовки детей в различных
видах спорта.
Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы. В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов.
По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке. Например, И. Сукоп (1964) экспериментально «показал, что результативность процесса физического воспитания необходимо оценивать не только по уровню развития отдельных физических качеств и функций, но и по способности индивида эффективно использовать их в конкретной двигательной деятельности». Это значит, что необходимо анализировать взаимосвязь функций между собой и по отношению к уровню показанных спортивных результатов.
В ряде биохимических исследований Н. Н. Яковлева и коллег (1957) показано, что в процессе тренировки сначала возрастают биохимические показатели, имеющие отношение к аэробным процессам (т. е. к развитию выносливости), а затем уже, как бы на этой основе, увеличиваются показатели, характеризующие анаэробные возможности организма спортсмена (что имеет прямое отношение к развитию быстроты). Следовательно, развитие быстроты связано с увеличением общей выносливости, так как, не обладая ею, нельзя прибегать к большой тренировочной нагрузке, направленной на развитие быстроты. При недостаточном уровне потенциальных возможностей осуществления анаэробных биохимических процессов величина и длительность выполнения скоростно-силовых нагрузок должны возрастать весьма постепенно.
Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов.
В 1962 - 1966 гг. Е. А. Масловским (научный руководитель В. П. Филин) было предпринято исследование взаимосвязи скоростно-силовых качеств и формирования двигательного навыка у юных спортсменов в возрастном аспекте. В качестве модели был избран прыжок в длину с разбега. Анализ данных проведенного исследования позволяет сделать заключение о том, что такой подход к решению проблемы взаимосвязи физических качеств и двигательного навыка может быть эффективным и в других видах спорта. Была выявлена взаимосвязь (в количественном выражении) динамических, временных и пространственных характеристик двигательного навыка и показателей, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств в каждой возрастной группе (с 11 до 18 лет) у юных спортсменок.
Скоростно-силовые
качества у квалифицированных юных
спортсменов целесообразно
Учет особенностей взаимосвязи скоростно-силовых
качеств и формирования основного двигательного
навыка во всех возрастных группах позволит
более эффективно управлять этими сторонами
двигательной деятельности, достигать
оптимального их соотношения.
Глава
2.Цель, задачи, методы
и организация исследования
2.1.Цель
и задачи исследования
Целью моей работы является выявление эффективности применения средств волейбола для повышения скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по методикам скоростно-силовой подготовки;
2) Разработать на основе изученной литературы методику воспитания скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста средствами волейбола.
3) Экспериментально апробировать разработанную методику;
4) Исследовать динамику результатов
при сдаче контрольных нормативов после
применения разработанной методики.
2.2.Методы
исследования:
2.2.1.Анализ
научно-методической
литературы.
Мною за данное время было изучено 25 различных источников на интересующую меня тему. Это позволило изучить особенности воспитания скоростно-силовых способностей и ознакомиться с ранее апробированными методиками. На основе анализа фактического материала была разработана методика и выбраны средства для повышения скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста.