Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 13:31, курсовая работа
Продолжающийся рост спортивных результатов в спорте, в первую очередь, предъявляет повышенные требования к физической подготовленности, как взрослых, так и юных спортсменов. Достижение её высокого уровня в настоящее время сопряжено со значительной интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса и особенно процесса физической подготовки уже на ранних этапах спортивной специализации. Это в полной мере касается и юных волейболистов [1-3].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
5
1.1 Общие закономерности развития физических качеств
5
1.2 Характеристика скоростно-силовых качеств в волейболе
7
1.3 Методические основы развития скоростно-силовых способностей
волейболистов
10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
14
2.1 Цель, задачи, методы, организация исследования
14
2.2 Методика развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов 14-16лет
15
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
17
3.1. Результаты исследования
17
ВЫВОДЫ
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра теоритических основ физической культуры |
||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||||
Пояркова Лидия Викторовна |
||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) |
||||||||||||||||||||
Институт |
ФКСиЗ |
курс |
3 |
группа |
313201 |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||||
По дисциплине |
Теория и методика физической культуры |
|||||||||||||||||||
На тему |
Развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов |
|||||||||||||||||||
(наименование темы) |
||||||||||||||||||||
______________________________ |
||||||||||||||||||||
Работа допущена к защите |
||||||||||||||||||||
(подпись руководителя) |
(дата) |
|||||||||||||||||||
Признать, что работа |
||||||||||||||||||||
выполнена и защищена с оценкой |
||||||||||||||||||||
Руководитель |
доцент |
Т.Е. Копейкина |
||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||||
Архангельск 2014 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ |
5 |
1.1 Общие закономерности развития физических качеств |
5 |
1.2 Характеристика скоростно- |
7 |
1.3 Методические основы
развития скоростно-силовых |
|
волейболистов |
10 |
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ |
14 |
2.1 Цель, задачи, методы, организация исследования |
14 |
2.2 Методика развития скоростно- |
15 |
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ |
17 |
3.1. Результаты исследования |
17 |
ВЫВОДЫ |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
23 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
24 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
25 |
Возникает необходимость поиска наиболее рациональных путей совершенствования качественных сторон тренировочного процесса, предусматривающих разработку таких средств и методов спортивной тренировки, которые способствуют повышению его эффективности. То есть позволяют учитывать возрастные особенности юных спортсменов, сохраняющее их здоровье, не требующие дополнительных затрат времени и, в тоже время, обеспечивающие повышение уровня физической подготовленности и, как следствие, рост спортивного мастерства [1-4].
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физической подготовки юных волейболистов должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств.
Под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения [2-5]. Исследования рода авторов, в частности В.Ф. Ломейко, показали, что по уровню скоростно- силовой подготовленности занимающихся можно в большей мере судить об их общей и специальной физической подготовленности [4-6].
Анализ литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является разработка и экспериментальное обоснование эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у представителей различных видов спорта, и особенно в возрасте 14-16 лет, так как именно в этом возрасте наблюдается периоды наибольшего биологического прироста данного физического качества. Как отметил В.Г. Бауэр, успешное выполнение игровых задач во многом зависят от способности волейболиста в течение всей игры высоко и быстро прыгать, выполнять рывки, постоянно осуществлять активные технико- тактические действия, то есть его скоростно-силовых возможностей.
Цель: Подбор и применение комплекса специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов 14-16 лет. В связи с этим были определены следующие задачи:
1.Изучить литературу об общих закономерностях развития физических качеств обучающихся.
2.Провести подбор эффективных комплексов специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств.
3.Внедрить комплекс специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов (14-16 лет) на начальном этапе специализации и оценить его эффективность в ходе тренировочного процесса.
4.Исследовать и оценить динамику развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
Объект: скоростно-силовая подготовка волейболистов 14-16 лет.
Предмет: динамика развития скоростно-силовых качеств волейболистов 14-16 лет
Гипотеза: Процесс развития скоростно-силовых качеств волейболистов 14- 16 лет будет проходить более успешно при правильном подборе и эффективном применении комплекса специальных физических упражнений.
Практическая
значимость исследования заключается в подборе
и применении комплекса специальных физических
упражнений направленных на развитие
скоростно-силовых качеств волейболистов.
Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей, в качестве ведущих выделяют: гетерохронность, этапность, фазность [4,5,7].
Гетерохронность развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдается периоды интенсивных, количественных и качественных изменений определенных его органов и структур. Если в эти периоды оказывают педагогическое воздействие на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соответствующих физических качеств значительно превысит результат достигаемый в период их относительной стабилизации. Периоды интенсивного развития того или иного качества у мужского и женского пола не совпадают. Как правило, на момент начала интенсивного развития большинства способностей у девушек обгоняют подростков на 1,5-2 года. В связи с тем, что каждая физическая способность имеет свой сенситивный период, а каждое физическое качество выражается совокупностью соответствующих физических способностей, сенситивный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности [7,9,10].
Этапность развития устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития качеств снижается. Развитие физических качеств при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется 3 этапами: начального воздействия, углубленного и этапом несоответствия нагрузки функциональным возрастным возможностям организма [1,9,10].
Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работы организма. Содержание выполнения двигательного действия позволяет и направлено развивать соответствующие физические качества [8,10,11].
Фаза временного снижения связана с прогрессивно наступающим утомлением и проявляется как во время работы, так и после ее окончания. Она характеризуется тем, что под влиянием нарастающего утомления органы и структуры организма снижают свою активность не одновременно, что позволяет направленно воздействовать на некоторые из них.
Фаза повышенной работоспособности наблюдается после выполнения физической нагрузки, когда организм не только восстанавливает свой израсходованный потенциал, но и существенно увеличивает его, превышая до рабочей величины [7,9,13].
В физическом воспитании рассмотренные закономерности реализуются через принципы, регламентирующие методику воспитания физических качеств [12,15].
Принципы воспитания физических качеств рассматривают общие положения по управлению данным процессом, формулируют свои методические требования, основываясь на закономерностях единства развития и воспитания физических качеств. Среди основных принципов воспитания физических качеств выделяют:
-принцип соответствия
-принцип развивающего эффекта педагогических воздействий.
Принцип соответствия педагогических воздействий формулирует свои положения исходя из закономерностей гетерохронного развития физических качеств, и предполагает обязательное выделение их сенситивных периодов в процессе воспитания. Принцип требует соблюдения направленности педагогических воздействий на опережающие в своём развитии органы, структуры и осуществление индивидуального подхода в развитии физических качеств [11,12,14].
Принцип развивающего эффекта педагогического воздействия формулирует свои положения преимущественно на основе закономерностей этапности и фазности развития физических качеств и требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий.
Под повторяемостью понимается многократное выполнение нагрузки в рамках одного отдельного взятого занятия, так и системы занятий, объединяемые в недельные, месячные, годовые циклы. Повторение воздействий в системе цикла занятий решает задачу углубления и закрепления достигнутых ранее адаптивных перестроек. Суммация функциональных изменений предшествующих занятий характеризует эффект долгосрочной адаптации и позволяет добиваться постепенного перевода органов и структур на качественно новый функциональный уровень [12,13].
Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, применение нагрузок в разные фазы работоспособности. Создаёт акцентированность воздействий, когда одна и та же нагрузка, но предъявляемая в разные фазы может вызывать функциональную различную активность органов и структур как в одном занятии, так и в системе занятий, нагрузки могут предъявляться либо в фазу повышенной работоспособности, либо в фазу временного снижения. Тогда повышение работоспособности наблюдается не от нагрузки к нагрузке или от занятия к занятию, а через определённый цикл нагрузок или занятий [2, с.22,].
Принцип вариативности устанавливает необходимость выполнения двух основных методических требований:
Вариативность воспитания физических качеств осуществляется экстенсивными и интенсивными методами. Усложнение двигательной задачи происходит постепенно, преимущественно за счёт изменения условий. При этом ведущие физические качества (скорость, сила, быстрота, выносливость), выражающие соответствующее качество, остаются относительно постоянными. [11,с.27].
Информация о работе Развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов