Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 13:31, курсовая работа
Продолжающийся рост спортивных результатов в спорте, в первую очередь, предъявляет повышенные требования к физической подготовленности, как взрослых, так и юных спортсменов. Достижение её высокого уровня в настоящее время сопряжено со значительной интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса и особенно процесса физической подготовки уже на ранних этапах спортивной специализации. Это в полной мере касается и юных волейболистов [1-3].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
5
1.1 Общие закономерности развития физических качеств
5
1.2 Характеристика скоростно-силовых качеств в волейболе
7
1.3 Методические основы развития скоростно-силовых способностей
волейболистов
10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
14
2.1 Цель, задачи, методы, организация исследования
14
2.2 Методика развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов 14-16лет
15
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
17
3.1. Результаты исследования
17
ВЫВОДЫ
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.2. Характеристика
скоростно-силовых качеств в
В современном волейболе игрок должен сохранять высокую игровую активность на протяжении довольно длительного времени, от 50 до 180 минут. И вполне естественно, что без высоко развитых функциональных свойств организма, которые обуславливают проявление силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и обеспечивают выделение энергии, необходимой для выполнения мышечной работы невозможно эффективное проявление двигательных игровых действий. Волейбол относится к видам спорта, в которых практически любая обработка мяча заканчивается ударом. Этому предшествует большое количество разнообразных подготовительных действий спортсмена, цель которых найти оптимальное сочетание показателей, характеризующих удар. К таким показателям в различных фазах движения относятся кинематические и динамические характеристики, которые можно выразить количественно.
Например: высота прыжка спортсмена 70 сантиметров, высота расположения мяча над сеткой 1,5 метра, скорость полета мяча 15 м/сек., сила удара по мячу составляет 100 кг и т.д. Такая унифицированная форма описания технического приема позволяет тренеру и спортсмену более легко ориентироваться в потоке информации, сравнивать свои показатели движения с показателями высококвалифицированных спортсменов, планировать в перспективе достижения конкретных величин движения и т.д. Современный волейбол требует от игрока проявления высокоэффективных технико-тактических действий, успех выполнения которых зависит от уровня развития специальных физических качеств. Важнейшими из них являются скоростно-силовые качества [4,с.15]
Скоростно-силовые качества в действиях волейболистов на площадке появляются при быстром беге, ударных действиях и прыжках. В связи с вышесказанным в практике волейбола принято выделять следующие формы проявления скоростно-силовых качеств: скоростной бег, баллистическая сила, прыгучесть [3, с.8]
Некоторые из скоростно-силовых проявлений определяются понятием взрывная сила, под которым понимают способность достичь максимума силы по ходу движения в минимальное время для данных условий [3, с.63]. Ю.В. Верхошанский в качестве специфического фактора проявления некоторых скоростно-силовых способностей вводит понятие реактивные свойства мышц. Реактивные свойства мышц проявляются в движениях, которые характерны мгновенным переключением от уступающего к преодолевающему режиму работы. Эти свойства в волейболе проявляются в прыжковых элементах после предварительного напрыгивания (при нападающем ударе, при подачах с разбега в прыжке, при блокировании после предварительного передвижения). Автор указывает, что при предварительном растягивании мышц за счет кинетической энергии мощность преодолевающих усилий увеличивается.
Для деятельности волейболистов наиболее важное значение имеет прыгучесть, как способность человека выполнять мощное отталкивание, то есть проявлять значительную по величине силу за короткое время прыгучесть отражает отдельную сторону скоростно-силовой подготовленности волейболистов и зависит, по мнению автора, от способности нервно-мышечного аппарата к быстроте проявления максимума двигательного усилия.
При исследовании прыгучести выяснилось, что результаты прыжка тесно связаны с показателями градиента силы в большей степени, чем с собственно силовыми показателями, поэтому рекомендуется для развития прыгучести учить спортсменов использовать силу в короткое время.
Соглашаясь с высказываниями Као Ван Тхы о необходимости максимального проявления силы прежде всего мышц ног за минимальное время Ю.В. Верхошанский (1988) отводит важную роль сопутствующим движениям, прежде всего рук. Сопутствующие движения рук, например, позволяют увеличить высоту прыжка на 20 см по сравнению с прыжком вверх без участия рук.
Исследованиями специалистов установлено, что на высоту прыжка влияет и техника его исполнения, квалификация испытуемых [1, с.20].
Успешное выполнение технических приемов с ударными действиями, обеспечивается высоким уровнем развития баллистической силы [6, с. 49]. Это развитие мышечных групп, участвующих в обеспечении ударных движений. Основную нагрузку при выполнении нападающих ударов испытывают прежде всего мышцы брюшного пресса, грудные мышцы, четырехглавые мышцы бедра, и ДР- [9, с. 11].
Недостатки в развитии баллистической силы приводят по мнению Ю.Д. Железняка (1988) к серьезным ошибкам в технике верхней прямой подачи и прямого нападающего удара. Так у новичков-девочек из-за слаборазвитых мышц разгибателей предплечья допускается типичная ошибка - чрезмерное сгибание руки в локтевом суставе при выполнении удара по мячу.
Действия игроков в игре будут успешными, если волейболисты умеют быстро перемещаться по площадке. От способности к быстрому бегу зависят успешные действия волейболиста при игре в защите, когда ему приходится бежать за мячом, улетающим за пределы площадки [13, с.81].
На важность проявления скоростных способностей в деятельности волейболистов указывают В.П. Пелипак, Э.А. Моглин (1983). Они считают, что быстрота в волейболе проявляется в способности игрока к быстрому реагированию на мяч или действие соперника, способности к быстрому началу движения. От этих форм проявления быстроты, прежде всего, зависит, по мнению авторов, способность к быстроте перемещений.
Авторы пишут, что быстрота перемещений отражается в способности игрока преодолевать с максимальной скоростью дистанции 3-6-9 метров.
При этом способность к стартовому ускорению определяет быстроту начала движений. А быстрота реакции отражает способность волейболиста понять намерения и действия соперника и партнеров, определить направление полета мяча и реагировать на них соответствующим образом. Характерным является увеличение времени слежения за мячом с повышением квалификации игроков [8,с. 16].
1.3. Методические
основы развития скоростно-
Развитие силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека и специальной физической подготовки, направленной на воспитание силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений. В каждом из этих направлений ставится конкретная цель, определяющая установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить, исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.
Средства развития силы, используемые в спортивной тренировке, можно условно подразделить на общие для всех и специальные для отдельных видов спорта.
Средства общей силовой направленности [ 8, с.56]:
1.Упражнения с преодолением массы внешних предметов: штанга, разборные гантели, набивные мешки, вес партнера и т.д.;
2.Упражнения, отягощенные массой собственного тела:
а) мышечное напряжение создается за счет массы собственного тела (подтягивания в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
б) масса собственного тела уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
в) масса собственного тела увеличивается массой внешних предметов;
г) ударные упражнения, в которых масса собственного тела увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (прыжковые упражнения, а также комбинации прыжков вперед или вверх).
1.Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.
2.Статические упражнения в изометрическом режиме [12, с.46]:
а) мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);
б) мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов.
Силовая направленность тренировочного воздействия обеспечивается использованием соревновательных и специально-подготовительных упражнений, усложненных условиями напряжения мышц. К таким можно отнести следующие средства специфической силовой направленности [12, с.44]:
1.Соревновательные упражнения с использованием отягощений, создаваемых условиями внешней среды - бег и передвижения в гору, по глубокому снегу, рыхлому песку, против ветра и т. п.;
2.Соревновательные и специально-подготовительные упражнения с отягощением, в том числе и с тяжелыми снарядами;
1.Упражнения с преодолением сопротивления упругих предметов - эспандеров, резиновых жгутов, упругих мячей и т. п.;
2.Упражнения с противодействием партнера;
3.Прыжковые упражнения;
4.Упражнения на специальных силовых тренажерах.
Методы воспитания силы можно условно объединить в четыре группы.
Первая группа - методы повторного упражнения с использованием непредельных отягощений. Вторая группа - методы повторного упражнения с использованием предельных и около предельных усилий. Третья группа - методы повторного упражнения с использованием статических положений тела и четвертая группа - неспецифические методы воспитания силовых способностей.
Постоянное внимание развитию быстроты простой двигательной реакции уделяют в видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал, либо ситуацию, имеющую сигнальное значение. К подобным относятся стартовый выстрел, свисток судьи, подача или нападающий удар в волейболе и др.
Основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование на внезапно возникающий, но заранее обусловленный раздражитель с установкой на минимальное время реагирования. Как правило, реагирование проявляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Сокращению времени простых реакций в избранном виде спорта на начальных этапах тренировки, до определенной степени, могут способствовать упражнения, включающие простые и сложные формы проявления скоростных способностей. Это оправдывает применение на первых этапах ее воспитания у представителей разных видов спорта спринтерских упражнений, подвижных и спортивных игр. При этом степень развития быстроты простой двигательной реакции бывает часто достаточной для спортсмена, если он специализируется в виде спорта, не требующем максимума ее проявления [3,с. 69].
Наиболее значительны требования к быстроте сложных двигательных реакций в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий и реакциями на «движущийся объект» в виде мяча, шайбы и т. п.
Совершенствование быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием и применением в тренировке целостных соревновательных ситуаций и систематическим участием в соревнованиях. Однако, обеспечить за счет только этого избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции в полной мере невозможно. Для этого необходимо использовать специализированные средства и методы.
Внешнее проявление быстроты движений выражается в скорости двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и силовыми, координационными, выносливостью и другими способностями. Хотя фактически они реализуются в единстве, но имеют различное содержание в зависимости от особенностей проявления быстроты в избранном виде спорта [9, с. 121].
Разнообразные гимнастические упражнения для мышц рук с небольшими отягощениями, некоторые короткие удары в волейболе, уколы в фехтовании, короткие удары в боксе и другие двигательные действия, не вовлекающие в работу больших мышечных объемов, являются упражнениями локального характера. Большинство ударов в гандболе, футболе, хоккее, гребля на байдарках, бег на лыжах требуют участия в работе средних мышечных объемов и таким образом относятся к упражнениям частичного характера. В качестве примеров упражнений глобального характера можно привести метание молота, рывок в тяжелой атлетике, многие приемы различных видов борьбы, спринтерский бег, плавание на короткие дистанции, академическую греблю [10, 13,15 и др.].
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования.
Цель: Подбор и применение комплекса специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов. В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Определить уровень развития скоростно-силовых качеств.
2. Внедрить методику по применению комплекса специальных физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов (14-16 лет) на начальном этапе специализации и оценить эффективность в ходе тренировочного процесса.
3. Исследовать и оценить динамику развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
В исследования приняли участие юные волейболисты 14-16 лет. Тестирование проводилось в 3 этапа (сентябрь, декабрь, март). В исследовании принимали участие 2 группы: экспериментальная группа - юные волейболисты 14- 16 лет, занимающиеся в группе начальной подготовки в объединении «Волейбол» МОУ «ДЮСШ» г.Новодвинск (п=10) и контрольная группа - юные волейболисты 11-14 лет, занимающиеся в группе начальной подготовки в объединении «Волейбол» МОУ «ДЮСШ» г.Новодвинск (п=10)
Занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия 2 часа 15 минут.
Методы исследования скоростно-силовых качеств:
Прыжок вверх с места. С применением стационарного устройства с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: вначале учащийся встаёт боком к стене и поднимает одноимённую руку вверх - отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения - стоя на всей ступне, из полу приседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства - отмечается деление, которого он коснулся.
Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50x50см. Результат учитывается с точностью до одного сантиметра по разности между конечным (в прыжке) и исходным (стоя с поднятой рукой) показателями. Общее число попыток - 3. Засчитывается лучший результат.
Информация о работе Развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов