Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 13:31, курсовая работа
Продолжающийся рост спортивных результатов в спорте, в первую очередь, предъявляет повышенные требования к физической подготовленности, как взрослых, так и юных спортсменов. Достижение её высокого уровня в настоящее время сопряжено со значительной интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса и особенно процесса физической подготовки уже на ранних этапах спортивной специализации. Это в полной мере касается и юных волейболистов [1-3].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
5
1.1 Общие закономерности развития физических качеств
5
1.2 Характеристика скоростно-силовых качеств в волейболе
7
1.3 Методические основы развития скоростно-силовых способностей
волейболистов
10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
14
2.1 Цель, задачи, методы, организация исследования
14
2.2 Методика развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов 14-16лет
15
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
17
3.1. Результаты исследования
17
ВЫВОДЫ
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Важным показателем является относительная прыгучесть, которая определяется по формуле: высота прыжка в высоту, см разделить на массу тела, кг. Упражнение выполняется из исходного положения: стоя ноги на ширине 1,5-2 ступней. Испытуемый принимает позу «старт пловца» и выполняет прыжок с приземлением на обе ноги. Приземление, во избежание получения травмы, необходимо выполнять на гимнастический мат.
Прыжок в длину с места. Испытуемый встаёт на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная, не заступая ногами за неё. Затем толчком двух ног с взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь приземлиться как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.
Метание медицинбола. При метании медицинбола необходимо помнить, что результат зависит не только от силы броска, но и от траектории полета мяча - как высокая, так и низкая траектория полета дает неправильное представление об уровне развития этого качества. Поэтому при метании, если наблюдаются ошибки, необходимо предложить ребенку метать через горизонтальную палку (ориентир), которая держится на оптимальной высоте, угол вылета мяча 35-40 градусов.
Перед началом исследования сделать разметку мелом зоны метания. Можно использовать также измерительную ленту или специально приготовленную планку. Эти приготовления помогут сохранить время при большом количестве испытуемых.
В соответствии с задачами исследования был подобран и предложен комплекс специальных упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей юных волейболистов. Комплексы проводились игровыми и строго регламентированными методами, где учитывалась последовательность, постепенность, систематичность, учитывая индивидуальные особенности испытуемых. Комплекс специальных физических упражнений проводился в основной и заключительной частях занятия. На тренировочных занятиях мы использовали этот комплекс физических упражнений следующим образом: когда тренировочный процесс был целенаправлен на развитие скоростно-силовых качеств, то занимающимся было предложено 5-6 упражнений из данного комплекса (см. Приложение 1).
Проведенные исследования показали, что на начальном этапе уровень развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов контрольной и экспериментальной группы, существенно не различался. В сентябре прыжок в длину с места у экспериментальной группы составил 169 ± 3,0 см. В контрольной группе показатель был равен 170 ± 0,7 см.
Анализ динамики показателя прыжка в длину в течение годовых занятий позволил выявить существенное различие, как в межгрупповых, так и внутригрупповых показателях. Наиболее интенсивные темпы прироста были отмечены у волейболистов экспериментальной группы. Данный факт связан с использованием предложенного комплекса специальных физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов. Так, результат прыжка в длину с места у представителей экспериментальной группы в декабре и марте соответственно составил 174 ± 0,3 и 179 ± 0,6 см, что достоверно выше в сравнении с результатом, показанным в начале эксперимента. У представителей контрольной группы результаты данного показателя был значительно ниже и был отмечен прирост только на третьем этапе эксперимента, который составил 172 ± 0,5 и 174 ± 0,3
При анализе результата прыжка в длину с места выявлены существенные различия между экспериментальной и контрольной группами. 179 ± 0,6 см; 174 ± 0,3см. Таким образом, оценка скоростно-силовых качеств юных волейболистов 14- 16 лет в динамике 1,5 годичных наблюдений позволяет говорить об эффективности предложенных физических упражнений.
Таким образом, развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов 14-16 лет в динамике 1,5 годичных наблюдений позволяет говорить о правильном подборе и эффективном применении специальных физических упражнений (рис.1.)
Прыжок в длину с места
Рисунок 1. Влияние комплекса специальных физических упражнений на динамику развития прыгучести (n=10).
При исследовании уровня развития скоростно-силовых качеств при помощи прыжка в вверх с места на начальном этапе существенных различий у испытуемых разных групп не выявлено. У представителей экспериментальной группы данный показатель составил: 21 ± 0,3см, контрольной - он был равен 22 ± 0,4см.
Анализ динамики прыжка вверх в процессе эксперимента позволил выявить различия в межгрупповых показателях. Наиболее интенсивный прирост результатов был отмечен у волейболистов экспериментальной группы, так как был использован специальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств. Результат прыжка вверх у экспериментальной группы в марте и ноябре 2013 года составил 25 ± 0,3 и 27 ± 0,4см.
Таким образом, развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов 14-16 лет в динамике годовых наблюдений позволяет говорить об эффективности предложенного комплекса специальных упражнений (рис. 2)
Рисунок 2. Влияние комплекса специальных физических упражнений на динамику развития прыгучести (n=10).
Для оценки скоростно-силовых качеств был использован показатель относительной прыгучести, который рассчитывался из соотношения результатов прыжка высоту с места и массы тела. Согласно данным, приводимым в литературе у подготовленных спортсменов он выше 1 усл.ед.
Показатель относительной прыгучести на начальном этапе у испытуемых экспериментальной и контрольной групп существенно не различался и был равен 0,8 ±0,01 и 0,8 ±0,02.
Анализ динамики показателя относительной прыгучести в экспериментальной группе позволил выявить достоверное его повышение к концу эксперимента до 0,9 ± 0,01 см. У испытуемых контрольной группы в нашем случае была объявлена лишь тенденция к повышению данного показателя на завершающей стадии эксперимента - 0,8 ± 0,01 см.
Анализ межгрупповых результатов показал, что на начальном и заключительном этапах существенных различий в относительной прыгучести у испытуемых экспериментальной и контрольной групп не наблюдалось. Вместе с тем средний показатель относительной прыгучести в экспериментальной группе увеличивался более интенсивно.
На втором этапе эксперимента отмечены различия по параметру относительной прыгучести между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп соответственно 0,8 ± 0,01 и 0,9 ± 0,01 см. (рис. 3).
Относительная прыгучесть
Рисунок 3. Влияние комплекса физических упражнений на динамику развития прыгучести(n=10).
Также скоростно-силовые качества юных волейболистов оценивались при помощи метания медицинбола массой 1,5 кг. В экспериментальной группе на начальном этапе результат в метании медицинбола составил 286 ± 6см, в контрольной группе он был незначительно выше - 287 ± 3 см.
Оценка данного показателя в динамике
позволяет говорить о приросте результата
в метании медицинбола у представителей
экспериментальной группы, которым был
предложен комплекс специальных упражнений
с целью развития скоростно-силовых качеств.
Результаты по данному тесту у испытуемых
в декабре и марте соответственно составили 319±6и358± 6см и были достоверно выше среднего
результата зарегистрированного на начальном
этапе (рис.4)
Метание медицинбола
Рисунок 4. Влияние комплекса специальных физических упражнений динамику развития скоростно-силовых качеств (n=10).
Все результаты исследования были просчитаны в exel.
В настоящее время назрела острая необходимость поиска наиболее рациональных путей совершенствования качественных сторон тренировочного процесса, предусматривающих разработку таких средств и методов спортивной тренировки, которые способствовали бы повышению его эффективности, то есть позволяющие учитывать возрастные особенности юных спортсменов, сохраняющие их здоровье, не требующие дополнительных затрат времени и, в тоже время, обеспечивающие повышение уровня физической подготовленности и, как следствие, рост спортивного мастерства.
Анализ литературы показал, что весьма актуальным вопросом является эффективность средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у представителей данного вида спорта, и особенно в 14-16 лет, так как в этом возрасте наблюдается периоды наибольшего биологического прироста данного физического качества.
Правильно подобранный и применяемый комплекс физических упражнений включает специальные упражнения для мышц верхнего плечевого пояса, верхних конечностей, спины, живота, нижних конечностей и учитывает возрастные особенности занимающихся.
Проведенные исследования показали правильность и достаточно высокую эффективность использования комплекса специально физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов 14-16 лет.
Сопоставление результатов тестирования показало, что предлагаемая методика по развитию скоростно-силовых качеств у юных волейболистов 14-16 лет отличается достаточно высокой эффективностью.
Проведенные исследования показали, что за год применения комплекса специальных упражнений результат в прыжке в длину с места увеличился на 7%, прыжка вверх с места - на 7,4%, в метании медицинбола - на 12,5% и показатель относительной прыгучести - на 2,5%.
Ю.Клещев Ю.Н. Волейбол, Волейбол, школа тренера. М: ФиС, 2005.
П.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать - М.;000
"Издательство Астрель"; 2003. - 863 с. (профессия - тренер)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс специальных физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств
№ |
Название упражнения |
Дозировка |
Методические указания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Прыжки на скамейку толчком двух ног |
20-30 р. |
Отталкивание вверх толчковой частью стопы |
3-4 с. | |||
2 |
Прыжки в длину с продвижением вперёд |
3-4 с. |
При отталкивании стараться выпрямить ноги в коленных и тазобедренных суставах, руки резко выносить вперёд вверх |
10м | |||
3 |
Прыжки через скамейку с продвижением вперёд |
3-4 с. |
Отталкиваться вверх вперёд |
4 |
Прыжки около стены |
10-15 р. |
Прыгать вверх на месте, стараясь как можно выше коснуться стены выпрямленной рукой |
3-4 с. | |||
5 |
Серия прыжков с чередованием: на двух ногах, подтягиванием |
10/10 |
Подпрыгивать вверх, ноги подтягивать к груди |
3-4 с. | |||
6 |
Бег на месте |
1-3 мин. |
Бег на месте с максимальной скоростью |
7 |
Стоя вдвоём друг за другом ускорения |
3-4 с |
Бежать за товарищем, стартующим впереди |
10 м | |||
8 |
Стоя спиной навстречу передвижению |
10м |
Бежать спиной вперёд |
3-4 с | |||
9 |
Стоя на расстоянии 2-х шагов от стены, упереться в неё руками. Выполнять бег на месте. |
3-4 мин. |
Как можно выше поднимать колени |
10 |
Старт из различных исходных положений |
3-4 с |
Стараясь обогнать товарища |
Информация о работе Развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов