Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:28, реферат
Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений.
При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
Введение 3
1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 4
2. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность 7
3. Основные методы самоконтроля, объект и субъект 12
4. Дневник самоконтроля, критерий оценки самоконтроля 16
5. Методы стандартизации антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма, физической подготовленности 17
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Содержание
Введение 3
1. Диагностика состояния
организма при регулярных
2. Врачебный контроль
как условие допуска к
3. Основные методы самоконтроля, объект и субъект 12
4. Дневник самоконтроля, критерий оценки самоконтроля 16
5. Методы стандартизации
антропометрических индексов, упражнений-тестов
для оценки физического
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Введение
Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений.
При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования.
Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.
Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.
Очевидно, контроль будет более эффективным только в том случае, если ему предшествует объективная диагностика.
1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.
Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.
Спортивно-педагогическая
диагностика органически
Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:
- центральной нервной системы,
- вегетативной нервной системы,
- сердечнососудистой и дыхательной систем,
- нервно-мышечного аппарата,
- внутренней среды,
- физического развития,
- соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),
- психофизиологического состояния.
Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.
Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:
- врачебный осмотр,
составление медицинского и
- электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
- ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);
- биохимический анализ
крови (при необходимости
- антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.
При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:
- ступенчато возрастающего
субмаксимальной мощности с
- предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
- с переменной скоростью
(мощностью) повторного или
- моделирование
При проведении диагностики
тщательно фиксируются
Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.
Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:
- физическое развитие,
- функциональные возможности
основных физиологических
- иммунный статус,
- психологический статус,
Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:
- спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,
- продолжительность занятий,
- успешность в достижении спортивных результатов.
Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:
- режимом тренировок,
- объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
- соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,
- календарем и регламентом соревнований.
Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.
2. Врачебный контроль
как условие допуска к
Врачебный контроль, как условие допуска, его содержание и периодичность.
Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.
Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.
Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:
1. выявление противопоказаний к физической тренировке;
2. определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;
3. контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).
В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:
1. Врачебные обследования
всех лиц, занимающихся
2. Диспансеризация
занимающихся физической
3. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
4. Осуществление оздоровительных,
5. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.
6. Проведение анализа проделанной работы по врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом.
7. Санитарный надзор
за местами и условиями
8. Медико-санитарное
обеспечение учебно-
9. Профилактика спортивного
травматизма и патологических
состояний, возникающих при
10. Организация и
проведение мероприятий по
11. Санитарно-просветительная работа среди физкультурников и спортсменов.
12. Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.
13. Повышение квалификации
медицинских работников по
14. Использование в
работе современных методов
Система организации врачебного контроля.
Врачебный контроль обеспечивается
специалистами лечебно-
Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля.
Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.
Руководители коллективов физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.
Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:
- дети детских дошкольных
учреждений обследуются у
- учащиеся общеобразовательных
школ, профессионально-технических
и средних специальных учебных
заведений - на базе лечебно-
- студенты высших учебных заведений - на базе студенческих поликлиник, лечебно-профилактических учреждений.
Все они должны проходить медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.
Члены физкультурных коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.
Содержание обследования.
Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.
При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.