Самоконтроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:28, реферат

Краткое описание

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Оглавление

Введение 3

1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 4

2. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность 7

3. Основные методы самоконтроля, объект и субъект 12

4. Дневник самоконтроля, критерий оценки самоконтроля 16

5. Методы стандартизации антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма, физической подготовленности 17

Заключение 23

Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

физ ра Самоконтроль.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Диагностика состояния  организма при регулярных занятиях  физическими упражнениями и спортом  4

2. Врачебный контроль  как условие допуска к занятиям  физическими упражнениями и спортом,  его содержание и периодичность  7

3. Основные методы самоконтроля, объект и субъект 12

4. Дневник самоконтроля, критерий оценки самоконтроля 16

5. Методы стандартизации  антропометрических индексов, упражнений-тестов  для оценки физического состояния  организма, физической подготовленности 17

Заключение 23

Список используемой литературы 24

Введение

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое  выполнение физических упражнений.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного  результата и его роста лежат  адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и  соревновательная деятельность является основой для их совершенствования.

Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.

Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.

Очевидно, контроль будет  более эффективным только в том  случае, если ему предшествует объективная  диагностика.

1. Диагностика состояния  организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

Диагностика включает в себя теорию и методы определения  состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения  и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается  в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

Программа диагностики  включает функционально-диагностическое  обследование и тестирование ведущих  для данного вида спорта физиологических  систем и функций:

- центральной нервной  системы, 

- вегетативной нервной  системы, 

- сердечнососудистой  и дыхательной систем,

- нервно-мышечного  аппарата,

- внутренней среды, 

- физического развития,

- соматической и  биологической зрелости (в тех  видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),

- психофизиологического  состояния. 

Для решения всех этих задач были разработаны специальные  программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.

Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя  включает:

- врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного  анализа; 

- электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

- ультразвуковое исследование  сердца (при необходимости - внутренних  органов: печени, почек и т.д.);

- биохимический анализ  крови (при необходимости определение  гормонального статуса);

- антропометрические  исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При исследованиях  с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и  методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

- ступенчато возрастающего  субмаксимальной мощности с ограниченным  временем работы (типа PWC170) и " до отказа";

- предельного характера  с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

- с переменной скоростью  (мощностью) повторного или интервального  характера; 

- моделирование соревновательной  деятельности.

При проведении диагностики  тщательно фиксируются объективные  показатели самоконтроля: частота сердечных  сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика  также применяется для определения  тренированности занимающегося.

Оценка реакции  сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных  сокращений (пульса), которая в покое  у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

- физическое развитие,

- функциональные возможности  основных физиологических систем  организма, 

- иммунный статус,

- психологический  статус,

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

- спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с  видом спорта,

- продолжительность  занятий,

- успешность в достижении  спортивных результатов. 

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

- режимом тренировок,

- объемом и интенсивностью  тренировочных нагрузок,

- соотношением средств  и методов развития физических  качеств, психофизической напряженностью,

- календарем и регламентом  соревнований.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью  спортсменов, опирающегося на объективную  диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

2. Врачебный контроль  как условие допуска к занятиям  физическими упражнениями и спортом,  его содержание и периодичность

Врачебный контроль, как условие допуска, его содержание и периодичность.

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения  всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию  средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

Врачебный контроль в  процессе занятий физической культурой  направлен на решение трех основных задач:

1. выявление противопоказаний  к физической тренировке;

2. определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;

3. контроль за состоянием  организма в процессе занятий  (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном  контроле за физическим воспитанием  населения определены следующие  основные формы работы:

1. Врачебные обследования  всех лиц, занимающихся физической  культурой и спортом (первичные,  дополнительные, повторные).

2. Диспансеризация  занимающихся физической культурой,  спортом и туризмом.

3. Врачебно-педагогическое  наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4. Осуществление оздоровительных,  лечебных и профилактических  мероприятий в процессе занятий  физкультурой и спортом. 

5. Врачебная консультация  по вопросам физкультуры и  спорта.

6. Проведение анализа проделанной работы по врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом.

7. Санитарный надзор  за местами и условиями проведения  соревнований, занятий по физической  культуре и спорту.

8. Медико-санитарное  обеспечение учебно-тренировочных  сборов, соревнований и массовых видов физической культуры.

9. Профилактика спортивного  травматизма и патологических  состояний, возникающих при нерациональных  занятиях физической культурой  и спортом. 

10. Организация и  проведение мероприятий по восстановлению  физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

11. Санитарно-просветительная  работа среди физкультурников и спортсменов.

12. Пропаганда оздоровительного  влияния физической культуры  и спорта среди населения. 

13. Повышение квалификации  медицинских работников по вопросам  врачебного контроля.

14. Использование в  работе современных методов диагностики  и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

Система организации  врачебного контроля.

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

Допуск к организованным занятиям физической культурой и  спортом осуществляется на основании  медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля.

Разрешение на участие  в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

Руководители коллективов  физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

- дети детских дошкольных  учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;

- учащиеся общеобразовательных  школ, профессионально-технических  и средних специальных учебных  заведений - на базе лечебно-профилактических  учреждений;

- студенты высших  учебных заведений - на базе  студенческих поликлиник, лечебно-профилактических  учреждений.

Все они должны проходить  медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к  подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

Члены физкультурных  коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

Содержание обследования.

Основная цель врачебных  обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического  развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии  человека все его органы и системы  функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

Информация о работе Самоконтроль