Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 12:10, реферат
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию
1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими
упражнениями и спортом. 3 стр.
1.2 Самоконтроль. 4 стр.
2. Исследование и оценка физического развития. 7 стр.
2.1 Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки
физического развития. 12 стр.
3. Исследование и оценка функционального состояния. 14 стр.
4. Контроль за физической подготовленностью. 17 стр.
5. Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом. 19 стр.
Список используемой литературы. 23 стр.
Федеральное
государственное
Кафедра физической культуры
Реферат
по дисциплине физическая культура
на тему:
«Самоконтроль
при занятиях физической культурой и спортом»
Выполнил:
Студент
МПФ группа 320 Авдонин С.
Проверил:
Челябинск 2011
1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими
упражнениями
и спортом.
1.2 Самоконтроль.
2. Исследование и оценка физического развития. 7 стр.
2.1 Методы стандартов,
антропометрических индексов
физического развития.
3. Исследование и оценка функционального состояния. 14 стр.
4. Контроль за физической
подготовленностью.
5. Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом. 19 стр.
Список используемой
литературы.
1. Диагностика и самодиагностика организма занятиях физическими упражнениями и спортом.
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.
Врачебный контроль.
Врачебный контроль
- научно-практический раздел медицины,
изучающий состояние здоровья, физического
развития, функционального состояния
организма занимающихся физическими упражнениями
и спортом.
Главная задача врачебного контроля -
обеспечение правильности и высокой эффективности
учебно-тренировочных занятий и спортивных
мероприятий. Врачебный контроль призван
исключить все условия, при которых могут
появляться отрицательные воздействия
от занятий физическими упражнениями
и спортом на организм занимающихся. Врачебный
контроль является обязательным условием
предупреждения травматизма в процессе
физического воспитания студентов и осуществляется
в соответствии с "Положением о врачебном
контроле за физическим воспитанием в
вузе".
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
- регулярные
медицинские обследования и
- врачебно-педагогические
наблюдения за занимающимися
во время занятий и
- санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;
-санитарно-просветительская
работа, пропаганда физической
- профилактика
спортивного травматизма и
- проведение
комплексных и
Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.
Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.
Установленное
многолетней практикой
- основную (без
отклонений в состоянии
- подготовительную
(без отклонений, но с недостаточным
физическим развитием и
- специальную
(имеют отклонения в состоянии
здоровья и требуют
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:
- степень усвоения техники двигательных действий;
- уровень развития физических качеств.
В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:
- предварительную (контрольные нормативы);
- текущую (отмечается в журнале);
- итоговую (прием государственных тестов).
К методам педагогического контроля относятся:
- анкетирование занимающихся;
- анализ рабочей
документации учебно-
- педагогические наблюдения во время занятий;
- регистрацию
функциональных и других
- тестирование различных сторон подготовки.
1.2 Самоконтроль.
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.
Субъективные показатели самоконтроля
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
Признак усталости | Степень утомляемости | ||
небольшая | значительная | резкая (большая) | |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение или побледнение, синюшность |
Потливость | Небольшая | Большая (плечевой пояс) | Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке |
Движение | Быстрая походка | Неуверенный шаг, покачивание | Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений | Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды |
Самочувствие | Никаких жалоб | Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение | Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, "жжение" в груди, тошноту |
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля.
Пульс. В настоящее
время ЧСС рассматривается
Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.
Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом:
Информация о работе Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом