Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Краткое описание

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

Оглавление

Дневник самоконтроля…………………………………………………………… 3стр.
Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом……………………….…………………………………… 4стр.
Врачебный контроль…………………………………………………… 4стр.
Педагогический контроль……………………………………………… 5стр.
Самоконтроль…………………………………………………………… 5стр.
Исследование и оценка физического развития………………………………… 9стр.
Антропометрические показатели (соматоскопические показатели, соматометрические показатели, физиометрические (функциональные) показатели) …………………………………………………………………… 9стр.
Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития………………………………………………………… 13стр.
Исследование и оценка функционального состояния………………………… 15стр.
Контроль за физической подготовленностью…………………………………… 18стр.
Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом………………………………… 21стр.
Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

контроль и самоконтроль на занятиях физической культурой и спортом.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального образования  Российской Федерации

Уфимский  государственный авиационный технический  университет 
 

  
 
 
 
 
 

Реферат по физической культуре на тему:

«Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом» 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила: 
               

                                           Проверила: 
           
           
           
           

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Дневник самоконтроля……………………………………………………………     3стр.
  2. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом……………………….……………………………………     4стр.
    1. Врачебный контроль……………………………………………………      4стр.
    2. Педагогический контроль………………………………………………     5стр.
    3. Самоконтроль……………………………………………………………    5стр.
  3. Исследование и оценка физического развития…………………………………      9стр.
    1. Антропометрические показатели (соматоскопические показатели, соматометрические показатели, физиометрические (функциональные) показатели) ……………………………………………………………………     9стр.
    2. Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития…………………………………………………………  13стр.
  4. Исследование и оценка функционального состояния…………………………      15стр.
  5. Контроль за физической подготовленностью……………………………………   18стр.
  6. Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при

занятиях физическими  упражнениями и спортом…………………………………     21стр.

Список  используемой литературы…………………………………………………   24стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Дневник самоконтроля
 

Фамилия, Имя, Отчество  

Дата  рождения   

Факультет, Курс   

Начало  ведения дневника  

            Диагноз  
             
             

Субъективные  данные Даты  занятий
16.04.08 19.04.08 22.04.08 25.04.08 28.04.08
Общее самочувствие:

   вялость

   слабость

   аппетит

   раздражительность

   бодрость

         
Сон:

   хороший

   плохой

         
Настроение:

   хорошее

   плохое

         
Аппетит:

   хороший

   плохой

         
Физ. упр-я выполняются:

   с желанием

   без желания

         
Пульс:

   до  сна

   после сна

         
Частота дыхания за 1 мин.:

   в течение  дня

         
 

Рост

Вес

Жизненная емкость легких

Экскурсия грудной клетки

      Окружность  грудной клетки во время:

      • обычного спокойного дыхания (пауза)
      • максимального вдоха
      • максимального выдоха

Пульс / ЧД в покое

Пульс / ЧД после 20 приседаний 
 

  1. Диагностика и самодиагностика  организма при  занятиях физическими  упражнениями и спортом

      Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

      К основным видам диагностики относят:

    • врачебный контроль;
    • педагогический контроль;
    • самоконтроль.

      Цель  диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию. 

    1. Врачебный контроль
 

     Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

      Главная задача врачебного контроля: обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий.

Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе". 

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

  • регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
  • врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
  • санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;
  • санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
  • профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
  • проведение комплексных и восстановительных мероприятий.
 

      Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом - 3-4 раза в год.

      Ежегодные врачебные осмотры студентов  позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

      Установленное многолетней практикой  врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:

  • основную (без отклонений в состоянии здоровья);
    • подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);
    • специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

Это позволяет  правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся. 
 

    1. Педагогический  контроль
 

     Педагогический   контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими   упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

      Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

    • степень усвоения техники двигательных действий;
    • уровень развития физических качеств.

      В системе контроля за усвоением техники  двигательных действий осуществляемого преподавателем    физического воспитания, принято различать три вида проверок:

    • предварительную (контрольные нормативы);
    • текущую (отмечается в журнале);
    • итоговую (прием государственных тестов).
 

К методам педагогического  контроля относятся:

    • анкетирование занимающихся;
    • анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
    • педагогические наблюдения во время занятий;
    • регистрацию функциональных и других показателей;

            тестирование различных  сторон подготовки. 
 

    1. Самоконтроль
 

     Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. 

Субъективные  показатели самоконтроля:

  • Настроение.

   Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

  • Самочувствие.

   Является  одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

  • Утомление.

   Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1

Информация о работе Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом