Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
Дневник самоконтроля…………………………………………………………… 3стр.
Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом……………………….…………………………………… 4стр.
Врачебный контроль…………………………………………………… 4стр.
Педагогический контроль……………………………………………… 5стр.
Самоконтроль…………………………………………………………… 5стр.
Исследование и оценка физического развития………………………………… 9стр.
Антропометрические показатели (соматоскопические показатели, соматометрические показатели, физиометрические (функциональные) показатели) …………………………………………………………………… 9стр.
Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития………………………………………………………… 13стр.
Исследование и оценка функционального состояния………………………… 15стр.
Контроль за физической подготовленностью…………………………………… 18стр.
Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом………………………………… 21стр.
Список используемой литературы……………………
Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
|
Наиболее
эффективным средством
Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Является
важным показателем, оценивающим адекватность
физических нагрузок функциональным возможностям
занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля:
В настоящее
время ЧСС рассматривается
Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
Дыхание
в покое должно быть ритмичным и
глубоким. В норме частота дыхания у взрослого
человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке
увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем
функции дыхания является жизненная емкость
легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный
при максимальном выдохе, сделанном после
максимального вдоха. В норме у женщин
2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.
Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом:
от 155 до 165 см = длина тела-100
165- 175 см = длина тела-105
175 и выше см = длина тела -110
Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла.
Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.
Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам:
мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела
женщины:
АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса
тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса
тела
Ведение дневника самоконтроля.
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях.
Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.
Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.
Критерии
физического развития - состояние
основных форм и размеров тела, функциональных
способностей организма. К ним относятся:
осанка, состояние костного скелета и
мускулатуры, степень жироотложения, форма
грудной клетки, спины, живота, ног, а также
результаты функциональных проб.
- это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Их разделяют на три группы:
Соматоскопические показатели.
Начинают
осмотр с оценки кожного покрова,
затем формы грудной клетки, живота,
ног, степени развития мускулатуры,
жироотложений, состояния опорно-
Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая, угристая, бледная, гиперемированная и др.
Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.
Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.
Нормальный
позвоночник имеет
Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).
Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:
При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение осанки. Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.
Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для плоской стопы характерно опущение свода. Развитие плоскостопия сопровождается появлением при нагрузке неприятных, болезненных ощущений в стопе и голеностопном суставе.
Наблюдается
повышенная их утомляемость.
В последующем возникает
Информация о работе Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом