Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования теоретически обосновать особенности включения самоконтроля как средство активизации самостоятельной познавательной учащихся в процесс обучения иностранному языку.
Задачи:
1.Расскрыть основные понятия проблемы самоконтроля.
2.Изучить особенности организации самоконтроля на уроке английского языка в 5-7 классах.
3.Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся 5-7 классов.
Содержание
Введение
Глобальные
социально-экономические
Актуальность обозначенной
проблемы определила тему нашего исследования
и ориентиры научного поиска в логике
системного подхода, требующего изучения
как организационно-методической системы
обучения в целом, ориентированной на
развитие самостоятельной познавательной
деятельности учащегося, так и личностного
становления учащегося в условиях формирования
навыка самоконтроля в учебной деятельности
и самооценки своих достижений. Современные
исследователи (Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева,
О.Г. Поляков) подчеркивают, что самоконтроль
является важным источником информации
о потребностях, проблемах и достижениях
учащихся на всех этапах процесса обучения.
Это своего рода «зеркало» процесса изучения
иностранного языка, которое способствует
созданию условий для развития учебной
компетенции и автономии учащихся. Самостоятельная
познавательная деятельность присутствует
на всех этапах этого процесса, предваряя
изучение нового материала, в процессе
изучения нового, в ситуациях решения
практических задач и закрепления изученного
нового материала.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования является самоконтроль в процессе обучения иностранному языку.
Цель
исследования теоретически обосновать
особенности включения самоконтроля
как средство активизации самостоятельной
познавательной учащихся в процесс обучения
иностранному языку.
Задачи:
1.Расскрыть основные
понятия проблемы самоконтроля.
2.Изучить особенности организации самоконтроля
на уроке английского языка в 5-7 классах.
3.Рассмотреть психолого-педагогическую
характеристику учащихся 5-7 классов.
Сущность понятия самоконтроль
На пути усвоения учащимися программного материала весомое место принадлежит проблеме преодоления трудностей. Основным условием успешного преодоления трудностей является наличие у ученика твердых убеждений, понимания значения его действий. Ясное понимание конечной цели ведет к тому, что школьник намечает себе одну или несколько промежуточных целей на пути к достижению конечной цели.
Овладение иностранным языком для школьника является весьма отдаленной конечной целью, поэтому в процессе обучения языку, устанавливается некоторое количество промежуточных целей. При этом для каждой цели ставится конкретная промежуточная задача. Полагая, что задача определяется целью и условиями учебной деятельности, следует подчеркнуть, что на пути ее решения функционирует сложный механизм: "задача — выполнение — самоконтроль — самокоррекция". [1] Здесь же следует подчеркнуть, что владение иностранным языком было бы принципиально невозможно, если бы в процессе речевой коммуникации не функционировало такое явление, как самоконтроль. Самоконтролем пронизаны, "все присущие человеку психические явления.
В процессе развития у человека на основе сознания формируется его самосознание, которое является необходимым элементом саморегулирования, управления человека самим собой. Это происходит потому, что самосознание включает в себя и самооценку. Она не проявляется вдруг, она не мыслима без оценки деятельности человека со стороны. Е.И.Пассов высказывает предположение, что контроль в обучении является некой фазой, необходимой для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля. При этом он отмечает, что последовательность эта направлена не вообще против необходимости и возможности контролировать учебный процесс, а против контроля как "некоего понятия, определяющего некое явление". [21]
Рационально построенное обучение предусматривает
постоянное взаимодействие контроля и
самоконтроля. Самоконтроль формируется
на основе систематически организованного
учителем контроля во всех видах учебной
деятельности. Однако контроль и самоконтроль
могут протекать на различных уровнях
осознанности этих процессов.
Развитие самоконтроля
целесообразно связывать с планомерным
характером учебно-воспитательного процесса,
акцентируя внимание на том, что возможность
для формирования и совершенствования
самоконтроля заложена именно в педагогическом
процессе, в частности, в активных действиях
учащихся. Исследователи И.А.Зимняя,
И.И.Китросская, К.А.Мичурина считают, что
формирование
самоконтроля у учащихся обеспечивают
два фактора:
1) контролирующие действия учителя;
2)развитие у учащихся собственной внутренней программы действий.
При
этом отмечаем, что формирование самоконтроля
нередко оказывается
Если
доминирующее влияние на формирование
самоконтроля у дошкольников оказывает
игровая деятельность, то в период
обучения в школе доминанта переходит
на учебную деятельность. Поэтому, формируя
речевую деятельность учащихся на иностранном
языке в двух планах — как учебную деятельность
и как вид собственно коммуникативной
деятельности, целесообразно использовать
и возможности игровой деятельности, которая
в период школьного обучения, сохраняет
определенную значимость для школьников
всех возрастов. Тогда вследствие взаимодействия
различных видов деятельности — игровой,
учебной, речевой — можно будет оказывать
более эффективное воздействие на формирование
у учащихся самоконтроля. Особо важную
роль для успешного выполнения какой-либо
деятельности, выполняемой индивидуумом,
в процессе самоконтроля играет установка,
содержащаяся в задании. Психологи школы
Д.Н.Узнадзе детально разработали концепцию
установки как формы индивидуальной организации
личности, общего состояния готовности
к определенной форме реагирования. По
их мнению, установка способствует более
успешному осуществлению деятельности,
улучшает условия ее протекания и результаты.
С теорией установки, разработанной применительно
к самоконтролю, неразрывно связана необходимость
включения в установку к заданиям адекватного
алгоритма — предписания; управляющего
деятельностью учащегося по самоконтролю.
При этом рекомендуется, в зависимости
от задания, предлагать по возможности
темпоральный параметр его выполнения,
указывая то время, которое
ученик должен затратить на эту работу.
Понятие самоконтроль
находит разные определения и трактовки
у различных исследователей. Обобщая высказывания
по этому вопросу, можно сказать, что самоконтроль
— это интеллектуальное умение сравнивать
в процессе овладения иноязычной речевой
деятельностью результаты собственного
выполнения той или иной учебной задачи
с определенным эталоном и при этом самостоятельно
обнаруживать, исправлять или предупреждать
ошибки в своей деятельности или ее результаты.
[18] Таким образом, самоконтроль можно
расценивать как сознательное контролирование,
оценку и саморегулирование обучающимися
собственной учебной деятельности и самостоятельное
управление ею. Иначе говоря, "владение
иностранным языком было бы принципиально
невозможно, если бы в процессе речевой
коммуникации не функционировало такое
явление, как самоконтроль".
Думается, что самоконтроль
как интеллектуальное умение при обучении
речевой деятельности на иностранном
языке — есть учебное действие сравнения
результатов собственного выполнения
той или иной учебной задачи со смысловым
содержанием и звуковым (грамматическим,
лексическим и т.д.) оформлением соответствующего
программного иноязычного материала.
Сравнение проводится учеником при непременной
опоре на учебный материал и на свой прошлый
опыт с целью последующего самостоятельного
исправления им самим допущенной и самостоятельно
осознанной ошибки.
Многие ученые считают,
что это механизмы обратной связи обеспечивают
функционирование такого феномена, как
самоконтроль. Физиологические исследования
подтверждают существование кругового
цикла нервных процессов от рецептора
к коре головного мозга и от коры головного
мозга к рецепторам. Это предполагает,
что мозг не только посылает "команды"
о выполнении действия к периферическим
рабочим аппаратам, но и получает информацию
о качестве выполнения "команды".
По мнению П.К. Анохина, параллельно с посылкой
"команды" формируется некоторая
афферентная модель "способная предвосхитить
параметры будущих результатов и сличить
в конце действия это предсказание с параметрами
истинных результатов". [2]. Эта модель
была названа им "акцентом действия".
Без участия последнего немыслима никакая
целесообразная деятельность, в том числе
и речевая. Иными словами, функционирование
механизмов, о которых говорилось выше,
проявляется в том, что учащийся, совершая
те или иные операции (действия) с иностранным
языком, осуществляет саморегуляцию своей
деятельности. А, как указывают психологи
(И.А. Зимняя, И.И. Китросская и др.), для
такой саморегуляции необходимо:
а)наличие эталона;
б)совершение сличения произведенного действия с этими эталонами
в) принятие решения о совпадении/несовпадении выполненного действия с этим эталоном;
г) регулирование
на проверенный результат действия и констатация
либо несовпадение с эталоном, следствием
чего должна стать коррекция.
Таким
образом, здесь проявляется особенность
психологической системы
По данным психологии, деятельность механизмов самоконтроля в процессе овладения иностранным языком развивается последовательно. Предлагаются следующие этапы:
1 | в психике обучающегося образуется некий эталон: слуховой, зрительный или моторный образец, выступающий как основа для сознательного, направленного контроля; |
2 | формируется, так называемый, "зонный эталон", когда сознательный контроль языковой деятельности переходит в подсознательный, свернутый, позволяющий осуществлять самокоррекцию; |
3 | на данном этапе,
который является более совершенным
в овладении иностранным |
Если устанавливать взаимоотношения понятий
"самоконтроль" и "деятельность",
то самоконтроль, протекающий в произвольной
форме, можно рассматривать как разновидность
деятельности, т.е. как деятельность, выполняющую
вспомогательную функцию. Самоконтроль
же, протекающий непроизвольно, представляет
собой лишь уровень функциональной подсистемы
процессов, подчиненной актуализации
данного варианта деятельности, т.е. уровень
подсистемы ориентированной на установление
согласования между эталоном и контролируемой
составляющими этой деятельности. [8] Другими
словами, непроизвольный самоконтроль
представляет собой сознательно направленный
контроль, разновидность деятельности,
выполняющую вспомогательную функцию.
Следовательно, эта форма контроля целенаправленно
управляется сознанием. Естественно, что
если непроизвольный самоконтроль осуществляется
на этапе в какой-то степени сформированной
деятельности, то произвольный самоконтроль
должен иметь место в процессе становления
деятельности, должен стимулироваться
и быть специально организованным. Из
этого мы делаем вывод, что он должен реализоваться
в опоре на принцип сознательности, т.е.
сознательного овладения деятельностью.
Только в этом случае начнет постепенно
происходить переход от осознанно направленного
контроля к его высшей форме — неосознанному,
непроизвольному. Непроизвольный самоконтроль
связан с актуализуемой деятельностью
как ее компонент и поэтому не может существовать
изолированно от нее.
По завершении актуализации
данной деятельности или ее фрагментов
на смену непроизвольной форме самоконтроля
может прийти произвольный. В этом случае
произвольную форму самоконтроля, т.е.
самоконтроль, произвольно управляемый
сознанием, правомерно трактовать как
деятельность контроля, при этом в качестве
одной из организационно-методических
форм организации контроля может выступать
"взаимоконтроль". Таким образом,
и в деятельности контроля, и в деятельности
произвольного самоконтроля, как и в любом
другом виде сознательно осуществляемой
деятельности, правомерно отмечать наличие
явлений непроизвольного самоконтроля.
Как уже говорилось, что
немаловажную роль в формировании критической
самооценки и становлений механизма самоконтроля
принадлежит взаимоконтролю, направленного
на взаимную проверку и оценку качества
выполнения того или иного задания, предусматривающего
формирование навыка, или выполнения речевой
задачи, связанной с развитием
умения иноязычной речевой деятельности.
Если учащийся понимает
стоящие перед ним цели и задачи, в его
сознательную активную деятельность включаются
не только самоконтроль, но и самокоррекция.
Исходя из этого, имеется возможность
моделировать психологический механизм
более или менее полной сознательной учебно-познавательной
активности ученика, в который входит,
как непременный компонент, принятие решений
и оценка на уровне контроля и самокоррекции.
Самокоррекция - важнейшее, завершающее
контроль (самоконтроль) интеллектуальное
умение ученика самому исправить совершенную
и осознанную ошибку с целью общего повышения
уровня реализации всей учебно-познавательной
активности в целом. Однако самокоррекция
протекает не всегда одинаково. Это зависит
от многих факторов психолингвистического
характера. В функционировании сложного
механизма "самоконтроль-самокоррекция"
наблюдаются различные варианты, проявляющиеся
на базе уровней самоконтроля. Д.Н.Александров
предлагает такую схему. Согласно его
мнению, нельзя считать начальным уровнем
функционирования механизма такое положение,
когда учащийся ничего не выучил: первый
уровень должен, как минимум, соответствовать
определенной готовности к данной деятельности.
"Окончательная градация уровней должна
определяться не по самоконтролю, а непременно
по самокоррекции в рамках единого механизма
самоконтроль + самокоррекция". [1]
Схема, предложенная Д.Н.Александровым, следующая:
Отмечается, что сформированность самоконтроля проявляется не только в самом факте его наличия, но и в характере (скорости и качестве) исправления допущенных ошибок (оговорок).
Следует помнить, что ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ошибке есть не только отрицательный момент, но и определенный положительный опыт, так как, исправляя ошибку, учащийся корректирует собственную учебную деятельность. Если же ученик не стремится заметить свою ошибку и исправить
ее, а спокойно ждет исправления ее учителем, то ошибка несет только негативные черты.
Школьников
нужно учить, как контролировать
и корректировать себя. В результате
ученики будут обладать внутренним
аппаратом, позволяющим им регулировать
собственную деятельность до того, как
они получат оценку со стороны. В этом
случае эталоном действия обладает не
только учитель, эталон будет в голове
ученика. Это обеспечит обоюдостороннее
понимание того, что и как контролируется,
снимает всякого рода непонимание и конфликты.
При наличии самоконтроля и оценки ученик
находит источник стимулирования не в
отметке, а внутри учебно-воспитательного
процесса, в учебно-познавательной деятельности.
Организация самоконтроля на уроке английского языка в 5-7классах
Самоконтроль является чрезвычайно важным источником информации о том, каковы ожидания и потребности учащихся, их проблемы и беспокойства, каково их отношение к учению, как они реагируют на используемые в учебном процессе материалы и методы и т. д. Он представляет собой неотъемлемую часть процесса изучения языка, поскольку для того чтобы изучить что-либо, необходимо оценить уже имеющиеся у нас знания и понять то, как можно обогатить их. Обычно мы делаем это подсознательно.