Контроль и самоконтроль на уроках физкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:08, реферат

Краткое описание

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………
1. Врачебный педагогический контроль в процессе физического воспитания…….
2. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат по физ ре.docx

— 26.58 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………

1. Врачебный  педагогический контроль в процессе  физического воспитания…….

2. Самоконтроль  в процессе физического воспитания  и спортом……………………… 

Заключение……………………………………………………………………………

Список  используемой литературы……………………………………………………….. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад  в формирование всесторонне развитой личности.

    Нравственное  воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

    Умственное  воспитание. На занятиях физической культурой  и спортом учащиеся приобретают  знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

    Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

    Исследования  показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

    Трудовое  воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

    Эстетическое  воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

    Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Врачебный - педагогический контроль в процессе физического воспитания

    Занятия физическими упражнениями оказывают  на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью.

    Массовое  привлечение к занятиям физической культурой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту группу занимающихся распределяют по следующим медицинским группам:

    1-я  - практически здоровые люди, не обращающиеся с жалобами к врачам, обладающие достаточной для своего возраста физической подготовленностью.

    2-я  - лица с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, или начальными формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, а также практически здоровые люди с недостаточной физической подготовленностью.

    3-я  - лица со сниженной функциональной адаптацией, отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, со слабой физической подготовленностью.

    Лица  старшего и пожилого возраста со значительными отклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебной физкультуры лечебно профилактических учреждений для занятий под наблюдением врачей.

    При отсутствии противопоказаний обследуемому выдается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической подготовленности в процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.

    Важной  составной частью медицинских обследований являются врачебно-педагогические наблюдения и контроль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведется санитарно-просветительная работа среди занимающихся.

    Врач  принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руководствоваться таблицей ограничений и противопоказаний.

    Все студенты, занимающиеся физической культурой  и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить  медицинские обследования. Дополнительные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлению преподавателя физического воспитания. 
 
 
 
 

    Самоконтроль  в процессе физического  воспитания и спортом

    Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

    Самоконтроль - существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

    Самоконтроль  позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

    Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

    К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.

    ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

    Рост - важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

    Масса тела служит одной из основных характеристик  физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

    Окружность  грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

    Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

    Мышечная  сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит  от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин - 60-70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

    Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

    Величина  ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольно широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способствуют увеличению ЖЕЛ.

    Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы.

    Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового  нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.

    Частота пульса зависит от возраста, положения  тела, уровня физических нагрузок и  др. Во время занятий физическими  упражнениями пульс всегда повышается.

    Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

    В покое за 1 ч с поверхности кожи человека выделяется 36-60 г воды, а за сутки - 900 г. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару - до 8 л.

    Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.

    При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется. 

    СУБЪЕКТИВНЫЕ  ДАННЫЕ

    Настроение  играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

    Но  спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

    Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

    Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

    Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

    Усталость, утомление, снижение работоспособности  непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это  сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

    Ночной  сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

Информация о работе Контроль и самоконтроль на уроках физкультуры