Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:00, контрольная работа
Важнейшим защитным механизмом, оберегающим любое общество от деструктивных тенденций, является механизм социального контроля. Как пишет известный современный социолог П. Бергер, «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии.
15. Социальный контроль и самоконтроль.
Важнейшим защитным механизмом, оберегающим любое общество от деструктивных тенденций, является механизм социального контроля. Как пишет известный современный социолог П. Бергер, «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки». Общество всегда стремится обеспечить «здоровый» социальный порядок с помощью социального контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества. Социальный контроль осуществляется через три основных процесса: социализацию, групповое давление, принуждение. В широком смысле социализация – это процесс усвоения индивидом образов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Г.Тард считал, что имеются три механизма социализации, и назвал их законами. Закон подражания (или повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям, обычные люди – знаменитостям и т. д. На этом принципе основывается приобщение к новациям. Одни выступают в качестве генераторов идей (творческое меньшинство), другие в качестве их распространителей. Так как в обществе одновременно действуют несколько моделей для подражания, то их интерференция приводит еще к одному закону противопоставления. Это противопоставление происходит и в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. «Истинный элемент социального противоположения надо искать в каждой отдельной общественной личности всякий раз, когда она колеблется, принять ли ей или отвергнуть тот или другой предлагаемый ей новый образец построения речи, постройки домов, образа мышления, направления в искусстве или устройства личной жизни. Это колебание, эта внутренняя борьба, повторяющаяся миллионы раз в миллионах экземплярах, и есть элементарное бесконечно-малое и бесконечно-плодотворное противоположение в истории» (Г.Тард «Социальные законы»). Данная борьба приводит в действие третий закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса. По мере того как человек «погружается» в жизнь группы, он должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. За нарушение социальных норм возможен широкий диапазон осуждений и санкций со стороны группы. Группе сплоченной, совершающей регулярные совместные действия легче осуществлять социальный неформальный контроль (например, в семье, на производстве), чем группе разобщенной (например, публике, толпе). Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции. Социальные нормы - это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации. Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. Социальные нормы - продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии, выполняют важную функцию - поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, человеческие качества (верность, честность, трудолюбие, дисциплинированность,), религии. Ценности же являются основой норм. Можно выделить несколько видов социальных норм: 1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения; 2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование; 3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства; 4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.; 5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев; 6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм. Роль механизма реализации большего количества норм-законов, выполняет государство. Применяемые в ходе социального контроля санкции подразделяются на позитивные и негативные, формальные и неформальные. Формальные позитивные санкции представляют собой одобрение и поощрение со стороны тех или иных официальных инстанций: правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот. Неформальные позитивные санкции — это одобрение, выражаемое не официальными инстанциями, а неформальным окружением: друзьями, коллегами, а так же общественным мнением, прессой и т.п. Под формальными негативными санкциями понимаются наказания, предусмотренные законами, правительственными постановлениями, инструкциями, уставами: арест, увольнение, штраф, тюремное заключение, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь. Неформальные негативные санкции — это наказания, не предусмотренные законодательством и официальными инстанциями и осуществляемые неформальным окружением. К таким санкциям относятся насмешка, издевка, сплетня, общее пренебрежение, бойкот. Методы контроля классифицируются по типу применяемых санкций и бывают мягкими и жесткими, прямыми и косвенными. Прямой контроль осуществляется посредством направленного давления со стороны института, установившего нормы, а косвенный — со стороны другого института. Мягким и жестким контроль бывает в зависимости от мягкости и жесткости применяемых санкций. Если он опирается на жесткие санкции вплоть до физического насилия, то его называют жестким. Например, жестким является контроль в ходе политических репрессий, криминальных разборок, в случае применения физических наказаний в семье, ареста подозреваемого в преступлении и т.д. Если контроль осуществляется с помощью мягких санкций, убеждения, то это мягкий контроль. В процессе социализации формируется такой вид социального контроля, как самоконтроль, или внутренний контроль. Он возникает вследствие интернализации, то есть глубокого усвоения личностью социальных требований и норм, так, что они образуют как бы «вторую натуру». Если социализация проходит успешно, совершение осуждаемого или неодобряемого обществом поступка вызывает у человека чувство вины и стыда. Социальный контроль в значительной степени осуществляется за счет самоконтроля. В обществе, члены которого в массе обладают высокоразвитым самоконтролем, гораздо меньше необходимость прибегать к внешнему контролю. Самоконтроль - это одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным. Но во всех обществах поведение человека часто не соответствует общим нормативным требованиям, в результате чего нормы нарушаются. Отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое, называется девиацией. Преступники из молодежной среды, убийцы, наркоманы, гении, святые – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты. Можно утверждать, что существуют культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, лидера, героя, - это культурно одобряемые отклонения. Теория эволюции объясняет, почему девиантное поведение не может быть ликвидировано и таким образом является нормальным. Во-первых, часть общества воспроизводит прежние формы социальной жизни. Во-вторых, чтобы общество развивалось, должны существовать люди, действующие и думающие не так, как все. Должны быть «социальные мутации» и «социальные мутанты». Эти «мутации», как и биологические, по большей части отрицательные для социума, но среди них присутствует небольшое число «положительных мутаций», приносящих социуму пользу. За счет этих положительных в социальном смысле мутаций происходит прогресс общества.
30. Глобальные социально-политические проблемы.
Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т. е. «проблемами, имеющими жизненно-важное значение для всего человечества». Под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность. Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин "глобальный" ведет свое происхождение от латинского слова "глобус", то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу. Сам термин "глобальные проблемы", впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция "ноосферы" (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем. Современные глобальные проблемы - закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания их происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать поверхностно, рассматривая глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Напротив, будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития. Во второй половине XX века на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Никогда еще человечество не находилось столь близко от роковой черты и гамлетовский вопрос – быть или не быть? – никогда не звучал так буквально, так предостерегающе. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным. Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами: Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств. Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества. Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества. Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам: Группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия (химического, бактериологического). Экологическая группа глобальных проблем, связанных с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации. Самостоятельную группу образуют проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей. Сюда относятся проблемы обеспечения продовольствием и энергией, проблемы экономного, рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов. Группа актуальных социальных и медико-биологических проблем, к которым относятся: демографическая проблема, проблема борьбы с наиболее опасными, быстро распространяющимися заболеваниями (СПИД, туберкулез и т.д.), проблема предотвращения биологической, в частности, генетической катастрофы, тесно связанная со многими политическими, экологическими, технико-экономическими (размещение опасных для здоровья людей промышленных объектов и т.д.) проблемами. Негативной тенденцией современного мирового экономического развития остается непрекращающийся разрыв между экономически развитыми странами и многими странами «третьего мира». В настоящее время для стран «третьего мира» характерна углубляющаяся экономическая отсталость. К числу новых, все более обостряющихся глобальных проблем относится международный терроризм, бросающий вызов современному обществу. Его проявления весьма многообразны. К ним относится, прежде всего, создание и поддержание «горячих точек» в нестабильных районах мира. К другим проявлениям международного терроризма относятся: преступление против личности, захват транспортных средств и другие. Приведенная выше классификация глобальных проблем в какой-то мере относительна. Различные группы этих проблем вместе взятые образуют единую, чрезвычайно сложную, многофакторную систему, в которой все компоненты диалектически взаимосвязаны. Необходимо также учесть, что глобальные проблемы не возникают где-то рядом с ранее существовавшими и носившими локальный характер проблемами, а органично вырастают из них. С конца 60-х годов – начала 70-х годов глобальные проблемы человечества оказались в центре внимания ученых самого различного профиля (экономистов, социологов, политологов, математиков, специалистов области экологии, компьютерного моделирования и т.д.). Причем исследования этих проблем с самого начала проводились в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации. Ибо без достаточного ясного понимания, каким может оказаться мир в обозримом будущем, что ожидает человечество в начале третьего тысячелетия, трудно определить пути решения глобальных проблем. С начала 70-х годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. Термин Римский клуб обозначает международную общественную организацию, созданную в 1968 году и призванную способствовать целостности в условиях научно-технической революции. Основоположником и «идейным отцом» глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования по праву считается Дж. Форрестер. В своей работе «Мировая динамика» (1971 г.) он создал вариант модели мирового экономического развития с учетом двух важнейших, на его взгляд, факторов – численности населения и загрязнения среды. Особо шумный эффект имел первый глобальный прогноз, содержащий в докладе Римскому клубу «Пределы роста» (1972 г.). Его авторы, вычленив несколько главных, с их точки зрения, глобальных процессов (рост народонаселения нашей планеты, рост промышленного производства на душу населения, увеличение потребления минеральных ресурсов, рост загрязнения окружающей природной среды) и используя математический аппарат и компьютерные средства, построили динамическую «модель мира», которая показала необходимость ограничения развития нынешней цивилизации. Авторы исследования пришли к выводу, что если не ограничить пределы роста названных факторов и не взять их под контроль, то они и, прежде всего, сам рост промышленного производства приведут к социально-экономическому кризису где-то в середине XXI века. Спустя два десятилетия этот тревожный прогноз был подтвержден глобальной моделью «Мир-3». Отмечая, что человечество использует ресурсы и сбрасывает отходы темпами, которые планета не может выдержать, одна из авторов новой модели «Мир-3», Данела Медоуз отмечает, что «если не будет произведено перемен, то в этом случае наша компьютерная модель предсказывает крах в течение 50 лет». Достаточно мрачными, хоть и не столь пессимистичными в сравнении с глобалистикой недавнего прошлого выглядят выводы М. Месаровича и Э. Пестеля в докладе Римскому клубу «Человечество на поворотном пункте». В нем комплексная взаимосвязь экономических, социальных и политических процессов, состояние окружающей среды и природных ресурсов представлены как сложная многоуровневая иерархическая система. Отвергая неизбежность глобальной экологической катастрофы, М. Месарович и Э. Пестель видят выход в переходе к «органическому росту», т.е. к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы. Если еще недавно особое, приоритетное место среди глобальных проблем занимала проблема предотвращения мировой термоядерной войны со всеми ее тяжелейшими последствиями для судеб человечества, то сегодня в связи с исчезновением вооруженного противостояния двух гигантских военно-политических блоков, первостепенное внимание ученых и политиков приковывает процесс разрушения среды обитания человечества и поиск путей ее сохранения. Немаловажно, что человечество уже переступило ту черту, когда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высокоотходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня – устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда – стремление к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов и предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п. Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет Организация Объединенных Наций, ее различные учреждения. Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде помогает укреплению международного сотрудничества в области защиты биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам. Только общими усилиями всего мирового сообщества можно постепенно исключить войны из жизни общества, предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпидемиологическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на нашей планете, поставить общий заслон наркобизнесу и международному терроризму, остановить нарастание кризисных диспропорций в развитии разных регионов мира.
46. Заполните таблицу, раскройте содержание методов исследования политологии.
Методы исследования | содержание |
Системный метод
| рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом и внешней средой. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Системный анализ считается в познавательном отношении особенно ценным. Этим методом широко пользуется и западная и отечественная политология.
|
Бихевиоральный метод
| состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей, так или иначе, восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и составляют основной предмет политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений. |
Сравнительный или компаративный метод
| состоит в сопоставлении двух или более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различных политических систем, выявить главные тенденции развития политических процессов. Основная трудность в применении этого метода связана с необходимостью правильного выбора предмета явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию.
|
Количественный метод
| предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических действий, а также лабораторные эксперименты, состоящие в моделировании определенных политических ситуаций с целью разработки наиболее вероятного сценария будущих действий.
|
Список литературы:
А. А. Горелов социология 2006г.
Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права.
Социальный контроль и девиация. Учебное пособие "Социология" 2003г. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 2000г.
Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. 1993г.
Политология под редакцией Б.И. Кретова. 2002г.
Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. 2001г.
Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. 1991г.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990.
27.09.2010г.
12