Реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является деятельность учащихся на уроках физической культуры.
Предметом исследования является реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры.
Цель исследования – изучить особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ШКОЛЕ

1.1 Дидактические принципы на уроках физической культуры в школе…………………………………………………………………..

6
1.2 Понятия «сознательность учения » и «активность»……………
8
1.3 Характеристика содержания принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………….

10
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

2.1 Условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………………………..

13
2.2 Особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе......................

14
2.3 Методы исследования сознательности и активности учащихся школы

2.3.1 Анализ научно- методической литературы……………………
17
2.3.2 Наблюдение…………………………………………………….
18
2.3.3 Беседа…………………………………………………………
18
2.3.4 Анкетирование………………………………………………..
19
2.4. Анализ результатов деятельности по реализации принципа сознательности и активности …………………………………….

19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ.docx

— 56.85 Кб (Скачать)

 

Исследование  началось с составления списка научно-методической литературы и изучения содержания найденных источников, что позволило ознакомиться с обширной информацией по исследуемой проблеме.

 Анализ  научно-методической литературы  позволил определить объективные особенности и условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе;  на основе обобщения результатов исследований различных учёных (Б.А. Ашмарин, Л. П. Матвеев, и др.) удалось определить специфику и значение реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры.

 

2.3.2 Наблюдение

Наблюдение осуществлялось мною в процессе моей педагогической деятельности в школе (в старших классах). Наблюдение как целенаправленное восприятие исследуемого объекта — один из ведущих методов при изучении школьников. Он имеет особое значение, поскольку, направленность на качественный анализ экспериментальных данных обязательно предполагает их дополнение данными наблюдения.

Наблюдение  началось с момента знакомства с  детьми и продолжалось на протяжении всего времени обследования. Наблюдение было планомерным, систематичным, целенаправленным и объективным.

В процессе наблюдения за учащимися 9 «Г» класса фиксировались следующее:

- общая активность детей;

- информированность учащихся о значении занятий физической культурой для здоровья;

- уровень  физической подготовленности.

 

2.3.3 Беседа

 

Метод беседы применялся мною не только с целью  выявления уровня сознательности и активности учащихся, но и как одно из средств формирования этих качеств на уроках физической культуры в школе.  Беседа проводилась как с детьми (как только удалось установить с ними эмоциональный контакт), так и с учителем, благодаря чему была получена информация об особенностях класса: характере мотивации учащихся на занятиях физической культурой, посещаемости занятий, наличие знаний о пользе физических упражнений для здоровья.

В завершении каждого занятия проводилась  завершающая беседа, рефлексия, благодаря  чему я могла выяснить, что ребятам понравилось и не понравилось на уроке; что было трудно, а что легко; как учащиеся оценивают свои успехи и неудачи, какое у детей настроение.

 

 

2.3.4 Метод анкетирования

 

 Анкета [ фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Благодаря данному методу удалось собрать первичный материал в виде письменного опроса учащихся 9 класса с целью сбора информации с помощью анкеты об отношении учащихся к урокам физической культуры в школе, о степени мотивации к деятельности на уроках физической культуры

 

 

2.4. Анализ результатов деятельности  по реализации принципа сознательности и активности на базе СШ Гродно в 9 классе

 

Во время  прохождения преддипломной практики на базе СШ г. Гродно с 13. 02.2009 по 28.03.2009 мною было организовано систематическое  наблюдение за учащимися 9 класса на занятиях по физкультуре, анализ посещаемости и успеваемости. Также с девятиклассниками была проведена беседа и анкетирование (см. приложение 1), с целью выяснения у них степени понимания значения занятий физической культурой в жизни человека, мотивов посещения уроков физической культуры.

Всего в 9 классе учится 17 человек.

С первой встречи с ребятами мне стало очевидно, что многие из учащихся класса (особенно девочки) с неохотой посещают уроки физической культуры: не стремятся правильно выполнять упражнения, отвлекаются, не хотят участвовать в спортивных мероприятиях и др.

В результате анализа посещаемости и успеваемости учащихся выяснилось, что у ребят много пропусков по физкультуре, есть достаточно низкие отметки. Наблюдение также выявило определённые проблемы: дети не заинтересованы в результатах своей деятельности по физкультуре, часто забывают спортивную форму, активность детей возрастает в том случае, когда занятие носит развлекательный характер, некоторые из ребят не воспринимают уроки физической культуры всерьёз. В ходе беседы с учащимися и анкетирования выяснилось, что посещают уроки физической культуры, чтобы не получить неудовлетворительную отметку в 9 классе - 55% учащихся. Посещают уроки физкультуры, потому что регулярные занятия физкультурой позволяют укрепить здоровье - 25% учащихся. Из-за любви к спорту посещают занятия физической культурой - 5% учащихся. Посещают занятия физической культурой по каким – либо другим - 15% учащихся.

Проанализировав ситуацию в классах, можно сделать  вывод: многие дети пассивны, безынициативны, не осознают до конца всю важность занятий физкультурой.

Работа  по реализации принципа сознательности и активности проводилась в 9  классе СШ г. Гродно в следующих направлениях:

- разъяснение  в процессе бесед с учащимися  значимости активного образа  жизни и занятий физической  культурой для здоровья человека. С девочками проводились ещё  и отдельные беседы, где разъяснялась  особая важность физических упражнений для женского организма, как организма будущей матери (см. приложение 2);

- введение  элементов состязательности в  процесс обучения с целью формирования  у детей заинтересованности в  собственной деятельности (проведение спортландии, индивидуальные задания);

- тщательное  разъяснение техники новых упражнений  и их значения для организма;

- проведение  рефлексии в конце урока (см. приложение 3).

Использовались  следующие методы работы: игровой, соревновательный; словесные методы: описание, объяснение, беседа и др.; наглядные методы: демонстрация, зрительное ориентирование. Также мною были использованы такие методические приёмы, как направление внимания учащихся на анализ выполнения движений, обучение учащихся самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, беседа по разбору техники и др. Важное значение имеет установка на успех: «У тебя всё получится!»

Дети  получали задания по подготовке сообщений, рефератов на темы, связанные со здоровьем (например, тема «Как правильно  питаться»), различными видами физических упражнений (например, тема «Комплекс упражнений для укрепления мышц живота»). Выполнение заданий такого типа предполагает самостоятельную работу. Дети ответственно подошли к разработке рефератов и сообщений. Особо интересными и эмоциональными были выступления Янчевского Павла и Лагода Марины.

 Прослушав  всех выступающих, весь класс  активно обсуждал услышанное.

Спустя  четыре недели работы по формированию сознательности и активности, с  учащимися 9 класса СШ была проведено  повторное анкетирование и беседа. Результаты анкетирования таковы: посещают уроки физической культуры, чтобы не получить неудовлетворительную отметку в 9 классе - 30% учащихся. Посещают уроки физкультуры, потому что регулярные занятия физкультурой позволяют укрепить здоровье - 55% учащихся. Из-за любви к спорту посещают занятия физической культурой - 5% учащихся. Посещают занятия физической культурой по каким – либо другим причинам - 10% учащихся.

Дети  стали более активными, у них  появился интерес к занятиям физической культурой. Улучшилась посещаемость уроков физкультуры девочками. Они начали активнее выполнять предлагаемые упражнения, так как стали понимать всю важность физических упражнений для женского организма.

 Осуществление  рефлексии в завершении каждого  занятия  и объективная оценка  учителем сформировали у детей  способность к самооцениванию и самоанализу.

 

Вывод 2. Формируя у детей сознательное и активное отношение к занятиям физической культурой, учителю следует руководствоваться определёнными правилами. Не следует забывать об условиях и требованиях к реализации принципа сознательности и активности в школе, так как они являются залогом успешной работы по реализации данного принципа.

Результат работы по формированию сознательности и активности у детей 9 класса на базе одной из СШ г. Гродно оказался положительным. Благодаря осознанию целей и задач уроков физической культуры, активность учащихся возросла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате анализа значительного количества методической литературы удалось достигнуть поставленной цели: изучить особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе. На базе СШ №5 г. Гродно в 9 «Г» классе мною была проведена работа по формированию сознательности и активности у учащихся: проводились беседы о пользе физических упражнений для организма, давались рекомендации для повышения эффективности физических упражнений, использовался соревновательный принцип организации занятий физической культурой. Несмотря на непродолжительность этой работы, мне удалось достигнуть положительных результатов: дети стали с большей ответственностью подходить к занятиям, стали интересоваться результатами своей деятельности, серьёзно подходить  к выполнению упражнений, предложенным учителем.  Можно сделать вывод, что активность и сознательность учащихся являются важнейшими условиями успешного овладения детьми учебным материалом.

Реализация  принципа сознательности предусматривает  формирование у детей системы  знаний и убеждений, благодаря которым  ребёнок может дать ответ на такие вопросы: для чего необходимы занятия физической культурой? Какие нужно выполнять физические упражнения? Как нужно выполнять данные упражнения? Почему их нужно выполнять именно так?

В теории физического воспитания активность рассматривается с двух сторон: как черта ребёнка и как характеристика учебной деятельности.

Принцип сознательности и активности тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому, формируя сознательность,  учитель одновременно воздействует на уровень активности детей.

Реализуя  принцип сознательности и активности учитель, должен руководствоваться определёнными правилами, выполнять определённые требования в организации работы. Также учитель должен знать условия успешной реализации принципа сознательности и активности.

Повышению сознательности и активности способствует применение учителем специальных методических приёмов: обучение учащихся самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, беседа по разбору техники, использование различных наглядных пособий и др.

Учитель должен уметь раскрыть суть любого задания и донести его до учащихся. Он может пояснить, почему предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать именно этот алгоритм выполнения.

Результатом реализации принципа сознательности в  школе является формулирование каждым учащимся четкого личного мотива занятий физическими упражнениями и развитие устойчивого интереса к ним, а вследствие этого – повышение активности учащихся на занятиях физической культурой. Из  практики физического воспитания известно: если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов,  то эффективность занятий физической культурой будет высокой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ашмарин, Б.А., Завьялов, Л.К., Курамшин, Ю.Ф. Педагогика физической культуры/ Б. А. Ашмарин Б.А., Л.К. Завьялов, Ю. Ф.  Курамшин - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина. - 1999.- 353 с.
  2. Виленский,   М.Я.,   Сафин    Р.С.   Профессиональная   направленность  физического воспитания студентов педагогических специальностей/ М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высшая школа, 1989. – 223 с.
  3. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни/ П.А. Виноградов - М.: Мысль, 1990. - 288 с.
  4. Гуревич, П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник/ П. С. Гуревич.- М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.- 528 с.
  5. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие/ Е.П Ильин.  - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 486 с
  6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. пособие для ин-тов физ. культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  7. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ./А. А. Гужаловский; под ред. А. А. Гужаловского. - М., 1986. – 352 с.
  8. Педагогика: учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Л. Г. Семушина [и др.]; под ред. Л. Р.Болотиной. - М.,1987. - 288 с.
  9. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие/ И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - Минск, 2002. - 544 с.
  10. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г Мещеряков; под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещеряков. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
  11. Пуйман, С.А. Педагогика: Основные положения курса/С. А. Пуйман.- Минск: ТетраСистем, 2001. - 255 с
  12. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. - М.: Школа-пресс, 2000. - 512 с.
  13. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. институтов по спец. 03.03 «Физическая культура»/Б.А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З.Н. Вяткина [ и др.]; под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
  14. Физическая культура студента: учебник /В.И. Ильинич; под ред. В.И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999. - 448 с.
  15. Физическая культура: учебное пособие / В.А. Коваленко; под ред. В.А. Коваленко.- М.: Изд- во АСВ , 2000 . - 432 c.
  16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ж.К.Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2006. - 480 с.

Информация о работе Реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе