Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:15, реферат
Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-экономистов, будущих бакалавров, магистров и др., специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности.
В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом.
Введение
1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки….6
1.1 Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость
1.2 Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки
1.3 Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
1.4 Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям
2. Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки
2.1 Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки
2.2 Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке
2.3 Подвижные игры: организация и методические основы проведения
Заключение
Список использованных источников
Научно-техническая революция,
как известно, радикально изменяет
характер и условия труда, особенно
в материальном производстве. Надо
полагать, возрастающее влияние на
преобразование всей системы профессиональной
подготовки, и в частности ППФП,
в перспективе будут оказывать
такие тенденции изменения
Отмеченные тенденции
изменения характера труда и
его условий заметны уже в
настоящее время, на современном
этапе научно-технической
1.4 Особенности
профессионально-прикладной
Инженеры-химики.
Направленность комплекса: обеспечение высокого уровня функционирования ССС, механизмов внешнего и внутреннего дыхания, системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, развитие общей выносливости, быстроты и точности движений, двигательной реакции, ловкости, ловкости рук, пальцев, равновесия, вестибулярной устойчивости, устойчивости к низкой и высокой температуре, резким ее колебаниям; развитие объема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, решительности, смелости, стойкости, формирование и совершенствование навыков в лазание, работе на высоте, передвижение по ограниченной опоре, в задержке дыхания.
Специальные способности: устойчивость к интоксикации.
Знания: профессиональные заболевания, профессионально важные качества, особенности поддержания ПВК и показателей здоровья на должном уровне.
Навыки: лазания, работы на высоте, передвижение на ограниченной опора.
Инженеры по вычислительной технике.
Направленность комплекса: развитие устойчивости к гиподинамии, статической выносливости мышц рук и туловища, реакции слежения, подвижности суставов рук, пальцев, ловкости и координации движений рук и пальцев, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, терпения, создание физиологических предпосылок для хорошего кровообращения мышц ног, осанки.
Специальные способности: устойчивость к электромагнитным излучениям и гиподинамии.
Знания: профессиональные заболевания,
комплексы специальных
Навыки: аутогенной тренировки
Инженеры-экономисты и правоведы.
Направленность комплекса: в рамках ОФП с основой на развитие ССС. Приоритетными в подготовке являются общая ловкость, ловкость рук и пальцев, быстрота, точность движений и двигательных реакций, развитие общей выносливости. Среди психофизических функций определяющей является внимание (широта распределения, переключение, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникативности.
За время обучения студенты должны овладеть знаниями и умениями составить комплекс физических упражнений по профилактике застойных явлений в области малого таза и ног. Выработать устойчивость к гиподинамии. Овладеть приемами релаксации.
Специальные способности: устойчивость к гиподинамии.
Знания: профессиональные заболевания
Навыки: Профилактика застойных явлений в области малого таза.
Инженеры-буровики (бурение в условиях моря).
Профессия предъявляет повышенные требования к физическим качествам, психофизическим функциям и ряду качеств личности инженера, поэтому началу работы предшествует медицинский контроль с целью профессиональной пригодности.
Из физических качеств наиболее значимыми являются: сила (приоритет отдается силе мышц спины, рук и ног); ловкость (лазание по лестницам, трапам); общая и статическая выносливость (при вахтовой работе продолжительность рабочего дня составляет 12 часов, продолжительность вахты от 15 до 30 дней, дневная нагрузка от 3-5 до 25 тонн).
В психофизиологических функциях
приоритетными являются: вестибулярная
устойчивость; пространственно-временные
показатели (реакция на движущийся
объект, мышечно-суставная
Личностные качества : оперативное мышление, устойчивость в экстремальных ситуациях, самообладание, смелость и решительность, волевые качества.
Умения и навыки: лазание, устойчивость на ограниченной опоре, вождение автотранспорта, плавание.
Специальные способности: Устойчивость к неблагоприятным условиям.
Инженеры-строители
В трудовом процессе преобладают следующие функции: организация и руководство коллективом, прогнозирование и планирование производства, методов организации и управления производством. Из физических и психофизических качеств наиболее значимы: общая выносливость, быстрота, ловкость; точность и согласованность движений, устойчивость и переключение внимания. Повышенные требования предъявляются к уровню развития вестибулярной устойчивости, поскольку нередко приходится работать на высоте при ограниченной опоре.
Психические и психофизические качества личности (коллективизм, работоспособность, решительность и смелость, самообладание, способность объективно оценивать людей, воля).
Специальные способности: устойчивость
к неблагоприятным
Знания: профессиональные заболевания
Навыки: лазания, управление авто и мототранспортом, плавание.
Инженеры-механики.
В трудовом процессе преобладают следующие функции: организация и руководство коллективом, чтение чертежей, расчетные и измерительные работы.
К наиболее значимым физическим качествам относят: статическую выносливость (от 15 до 30 % рабочего времени приходится находиться в вынужденной позе), силу рук, ног и спины, ловкость рук.
Среди психофизиологических функций выделяют: пространственно-временную ориентацию (способность к точному отмериванию амплитуды, усилий и т.д.), хорошо развитый глазомер, дифференцирование мышечных усилий.
Психические функции : умение руководить людьми, инициативность, умение переключаться с одной работы на другую, хорошо развитое внимание, память.
Навыки и умения: Находиться в вынужденной позе, дифференцировать усилия, чтение чертежей, расчетные операции, переносить небольшие тяжести, лазить по лестницам.
Знания: профессиональные заболевания
Инженеры-геологи и геофизики.
Приоритетным качеством является выносливость. Необходимы умения передвигаться по пересеченной местности, владение навыками туризма, ориентирования на местности, чтение карт, умение вождения автотранспорта, ездить на велосипеде, передвигаться на лыжах, управлять моторной лодкой, грести и плавать.
Спортивное ориентирование является одним из профессионально значимых видов спорта. В подготовке могут использоваться лыжный спорт, гребля, плавание и т.д.
2. Средства и
методические основы
2.1 Особенности
состава средств
Средства ППФП можно условно представить следующими группами: общеподготовительные (общеразвивающие), общеприкладные, специально-прикладные упражнения; естественные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные и дополнительные средства.
Общеподготовительные
Основная направленность общеподготовительных видов спортивной подготовки — всестороннее воспитание основных физических качеств (за преимуществом выносливости, силы, скоростно-силовых качеств); создание обширного фонда двигательных умений и навыков; овладение знаниями физической культуры и основ теории и методики физического воспитания.
Общеприкладные упражнения в процессе ППФП используются в содержании прикладных видов физкультурной деятельности. Такие упражнения способствуют становлению широкого круга прикладных двигательных умений и навыков, физических качеств, специальных знаний и умений, а также целостных прикладных умений (например, умения плавать, нырять в профессиях морского и речного флота).
Особая роль принадлежит специально-прикладным упражнениям. Они могут иметь самостоятельное значение (формирование точности движений на кинематографе; ловкости и быстроты движений пальцев рук), либо являться содержанием элементов видов спорта (точность движений вырабатывается за счет бросков мяча в баскетболе). Как правило, специально-прикладные упражнения имеют узкоспециализированный характер воспитания профессиональных компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и личностных качеств и черт.
В группу средств естественных
сил природы входят, прежде всего,
солнечная радиация, температура
воздуха и воды. Естественные силы
природы могут выступать в
самостоятельном виде как средство
закаливания, общего оздоровления, активного
отдыха и восстановления, а также
как сопутствующие факторы
Гигиенические средства в
процессе ППФП также могут использоваться
в качестве создающих условия
для полноценных занятий
Вспомогательные и дополнительные средства ППФП направлены, прежде всего, на повышение образовательного уровня учащейся молодежи, использование различных восстановительных процедур, а также нетрадиционных видов физкультурной деятельности.
Образовательный аспект представлен знаниями и умениями, которыми должен овладеть студент в ходе ППФП; знания ценностей физической культуры и способов овладения ими; организаторские навыки; формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного и рабочего дня и т.п.
Восстановительные средства
включают: массаж (профилактический, лечебный,
общий, носящие восстанавливающий
и корригирующий характер профзаболеваний);
использование сауны; специальное
питание и витаминизацию (при
особо тяжелых видах
Обращение к нетрадиционным
средствам физкультурной
Анализ многочисленных литературных
данных позволяет утверждать, что
использование элементов хатха-
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка