Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:15, реферат
Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-экономистов, будущих бакалавров, магистров и др., специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности.
В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом.
Введение
1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки….6
1.1 Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость
1.2 Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки
1.3 Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
1.4 Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям
2. Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки
2.1 Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки
2.2 Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке
2.3 Подвижные игры: организация и методические основы проведения
Заключение
Список использованных источников
3) сохраняется проблема
предупреждения вероятных
4) перспективные тенденции
общесоциального и научно-
Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать
индивидуальный фонд
2) интенсифицировать развитие
профессионально важных
Так называемыми профессионально
важными способностями или
3) повысить степень
Эта задача приобретает особое
значение, естественно, тогда, когда
средовые условия профессиональной
деятельности резко отличаются от комфортных
(чреваты перегреванием или
4) способствовать успешному
выполнению общих задач,
Эти задачи в каждом отдельном
случае нужно конкретизировать применительно
к специфике профессии и
Проблема нормативных
критериев профессионально-
1.2 Педагогические
основы профессионально-
В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах народного хозяйства осуществляется в вузах страны последующим основным направлениям:
1) овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;
2) акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии;
3) приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).
Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе — с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье — с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки общественных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной, литературе.
Этим определяется и структура изложения материала в данном реферате: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФП вообще и студентов высших учебных заведений в частности.
При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции.
Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов все шире используются математические методы анализа полученных материалов.
Есть все основания полагать, что более широкое применение дисперсионного, корреляционного и регрессионного методов для объективной оценки существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит научность подбора средств и методов для ее реализации в системе физического воспитания студентов.
В идеале необходимо построение многофакторных статистических моделей ППФП специалиста будущего с определением наиболее существенных факторов, влияющих на его профессиональную работоспособность, а также, форм связи и степени взаимозависимости различных параметров, включенных в модель. Необходимость в перспективе решения этой сложной проблемы для каждой профессии подчеркивается временным разрывом между периодом изучения существующих условий труда специалистов и реализации ППФП студентов в вузе, с одной стороны, и условиями и характером труда будущих специалистов в течение последующих 30—35 лет—с другой. Естественно, что эта проблема тесно связана с проблемой определения профессиограммы специалиста будущего, над которой работают философы, социологи и психологи труда, специалисты по организации производства и др. Результаты этих исследований должны быть также использованы при построении модели ППФП специалистов.
1.3 Требования
к физической подготовленности
трудящихся в различных сферах
современного
В различных сферах профессионального
труда в настоящее время
Лишь сравнительно немногие
из современных профессий требуют
предельной или близкой к ней
мобилизации физических способностей
в процессе самой трудовой деятельности
(это главным образом
Некоторое представление о требованиях, предъявляемых рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры, приведенные в табл. №1.
Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам.
Таблица №1
Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности |
Профессионально
важные физические и непосредственно
связанные с ними качества (способности),
от степени развития которых существенно
зависит эффективность или |
Труд по добыче полезных ископаемых (шахтерский и аналогичный), преимуществен-но физический |
Силовые и другие двигательные
способности; резистентность функциональных
систем организма по отношению к
воздействию неблагоприятных |
Разновидности сельскохозяйственного и лесохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную активность |
Комплексная выносливость,
проявляемая в динамических и
статических режимах |
Геологоразведочные, геодезические, метеорологические, гидрологические и аналогичные; экспедиционные работы, выполнямые в естественных условиях |
Комплексная выносливость;
подготовленность к неординарным проявлениям
координационных и других двигательных
способностей; способность ориентироваться
на сложнопересеченной местности и
в других необычных условиях, рационально
распределять затраты энергии в
процессе продолжительной |
Разновидности двигательно активного строительного труда |
Выносливость, проявляемая преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений; координационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды; в работе монтажников-высотников и строительных работах, выполняемых в аналогичных условиях, способность сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции |
Разновидности станочного труда
в металлообрабатывающей и |
Неординарно развитая ручная
ловкость, способность к мгновенным
двигательным реакциям; общая, региональная
и локальная выносливость (проявляемая
при многократном воспроизведе-нии
двигательных действий, в которых
участвуют преимущественно |
Разновидности конвейерного труда, включающие двигательные действия, преимуществен-но стандартные и относительно узко ограниченные по составу |
Способность своевременно и
точно выполнять локальные и
региональные движения (с участием
мышц преимущественно верхних |
Операторские работы на многопозиционных
пультах дис-танционного |
Способность тонко дифференцировать
большой объем сенсорной |
Разновидности труда плавсостава водного флота, включающие в значительном объеме двигательную активность |
Разносторонняя физическая
подготовленность к неординарным проявлениям
силовых, скоростных и других двигательных
способностей, особенно в экстремальных
ситуациях; устойчивость функций вестибулярного
аппарата к укачиванию; общая резистентность
организма к воздействию |
Уже из этих примеров видно,
что многие из существующих видов
профессионального труда
Чтобы детально представить
характер требований конкретного вида
труда к профессиональной, в том
числе физической подготовленности
работающих, нужна серьезная
Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, в том числе:
- особенностями преобладающих
рабочих операций (тем, насколько
они просты или сложны в
двигательно координационном
- особенностями режима (в
частности, тем, насколько
- особенностями средовых
условий, оказывающих влияние
на состояние физической и
общей работоспособности,
При дифференцированной разработке
программ ППФП вся совокупность особенностей
трудовой деятельности и ее условий
подлежит тщательному анализу в
аспекте обусловленных ими
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка