Повышение работоспособности путем физических упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – влияние физических упражнений на умственную деятельность.
Предмет исследования – умственная и физическая работоспособность подростков.
Цель исследования – повышение уровня умственной работоспособности подростков, при помощи занятий на уроках физической культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2-4
1.Двигательная активность как средство повышения
умственной работоспособности…………………………………………………5
1.1.Двигательная активность в современном обществе…………...................5-6
1.2.Влияние физических упражнений
на умственную деятельность…………………………………………………………..7-10
1.3.Взаимосвязь физической и умственной деятельности……………………11-15
2. Влияние физических упражнений на восстановление
умственной деятельности………………………………………………………….16
2.1.Общее понятие утомления…………………………………………………...16-17
2.2.Внешние признаки утомления при умственном труде…………………..18-19
2.3.Влияние физических упражнений на восстановление
умственной деятельности……………………………………………………………….20-26
2.4.Исследование умственной усталости у школьников во время урока….27
Заключение………………………………………………………………………28-29
Список используемой литературы……………………………………….30-31
Приложения……………………………………………………………………...32-33

Файлы: 1 файл

курсовая Юра.docx

— 63.59 Кб (Скачать)

- ритмичную и системную организацию умственного труда;

- постоянное поддержание эмоции интереса;

- совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

- обучение учащихся методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

Различают отдых пассивный  и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой  других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой  организации отдыха и в сфере  умственной деятельности, где подобранные  соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда  студентов относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Ежедневная утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ), дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения  активного отдыха студентов и  повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после  второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность  восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной  паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности  на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

В этих условиях полезными  бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной  умственной работе рекомендуется через  каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Комплекс позотонических упражнений.

Использование "малых  форм" физической культуры в учебном  труде учащихся играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению.

 

 

 

2.4.Исследование умственной усталости у школьников во время урока.

Для того, чтобы в какой то мере изучить и сформировать какое-либо понятие, о влиянии физических упражнений на умственную деятельность во время учебного процесса. Мы провели небольшой эксперимент.

Эксперимент проводился на базе школы №37 г. Таганрога. С учениками 8 класса, участие в эксперименте принимало 8 человек 4 девочки, 4 мальчика. Был выбран день когда было 6 уроков и не было физкультуры. На 5 уроке, была алгебра, дети сидели за партами с явными признаками утомления. И было видно, что учебный процесс, им давался уже с трудом. Мы предложили испытуемым небольшой комплекс упражнений (Приложение 2).

После этого, они вернулись  на свои места и учитель дал ученикам решить задачу. Визуально было явно выражено отличие, как выполняли задание школьники, проделавшие упражнения. Было явное увлечение, или так сказать пробуждение. И после этого мы прошли на 6 урок (история) и у школьников, не делавших упражнения, были характерные признаки усталости, а именно какие описаны при характерной усталости в таблице по С.Л. Косилову, (приложение1).

После этого наблюдения были также сделаны выводы, что дети школьники младших классов не напрасно выскакивают, в прямом смысле слова, из кабинета и бегают по коридору. Необходимость физической активности заставляет нервную систему так  реагировать. Конечно, физкультпаузы и физкультминутки необходимы во всех классах, но их проводят только в младших, естественно, что организм ребенка более склонен к умственному утомлению, но в старших и средних классах физические упражнения во время урока, также должны присутствовать. Для более увлеченного понимания процесса урока школьниками.

 

 

 

Заключение.

В настоящее время общепризнанны  такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное  образование, спорт, физическая рекреация  и двигательная реабилитация.

Важнейшими элементами формирования физической культуры студентов становятся также мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических  и методико-практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов.

Изучив теоретическую  литературу по интересующей нас проблеме, мы пришли к следующим выводам:

1. регулярные занятия  физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.

2. даже несложные приемы  самоконтроля перед началом регулярных  занятий физкультурой и спортом позволяют выявить степень адаптации организма к физическим нагрузкам.

3. представления о природе  здоровья - это континуум, где  на одном полюсе располагается  точка зрения о том, что здоровье  – отсутствие заболеваний, идеальное  состояние благополучия, собственность  людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней;  на другом – здоровье как  сохраняющийся баланс, как "инструмент  для использования в окружающей  среде, в которой мы живем", где важной является психическая,  ментальная составляющая.

“Всю мою жизнь, - писал  И.П.Павлов, я любил и люблю  умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками” Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978. - С. 199. Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечнососудистых патологий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта.

Все это еще раз подчеркивает необходимость и важность для  будущего специалиста уже в годы обучения позаботиться об обеспечении  своей физической и психической  готовности к напряженному профессиональному  труду. Естественно, что достижение хорошей общей физической подготовленности, знания о рациональном применении средств  физической культуры в режиме труда, занятия спортом, и не только спортом вообще, а еще лучше - профессионально-прикладными для будущей профессии видами, будут всемерно способствовать выполнению этой задачи.

Итак, из всего этого следует, что регулярные занятия физической культурой, повышают общее функциональное состояние организма человека. Способствует улучшению трудовой и умственной деятельности. На чем собственно и  заострялось внимание в данной работе. Что хочется также отметить, что многие учителя предметники, мало уделяют внимания данной проблеме, считая, что физические упражнения никаким образом не влияют на умственное развитие и восстановление умственной деятельности, во время, учебного процесса. Хотя на самом деле, они тем самым ухудшают процесс обучения. Следовательно, уже существует, именно острая необходимость, введения физических упражнений во время урока, не только в младших классах, но и во всех последующих.

 

 

 

Список используемой литературы.

1.Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. /Под ред. В.И. Козлова. - М.: ФиС, 1978. - 684 с.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. - 123 с.

Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 96с.

3.Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки - СГУ, 2007.

4.Введение в теорию физической культуры. / Под редакцией Л.П. Матвеева - М Физкультура и спорт 1983. - 264с.

5.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

6.Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.:3нание, 1987.

7.Виленский В.И. Физическая культура студента. - М: Гардарики, 2001.

8.Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978. - С. 199..

9.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 268с.

10.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,1991.

11.Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт,1993. - 175 с.

12.Основы теории и методики физической культуры. /. Под редакцией А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 306с.

13.Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г. Савкива. МГСУ, 1995.

14.Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под редакцией Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003.

15.Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины. М.: Медицина. 1996.

16.Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины. М.: Медицина. 1996.

17.Романенко В.А. Двигательные способности человека. - Донецк: УК Центр, 1999.

18.Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию "здоровье" // Школа здоровья. 1998. Т.5 №1. С. 7-16.

19. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. / Под редакцией С.Н. Попова - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 286с.

20.Социально-биологические основы физической культуры. Учебное пособие. /Под ред. Я.Н. Гулько. / МГСУ, 1996.

21.Теория и методики физического воспитания: Учебник для ВУЗов. / Под редакцией Б.А. Ашмарина. - М Просвещение, 1990. - 304с.

22.Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ. ред. Л. М. Волковой, П. В. Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998.-153с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Утомление

 

Незначительное

 

Значительное

 

Резкое

 

 

Внимание 

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук

и пальцев (ухудшение

почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес,

отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Информация о работе Повышение работоспособности путем физических упражнений