Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:30, курсовая работа
Объект исследования – влияние физических упражнений на умственную деятельность.
Предмет исследования – умственная и физическая работоспособность подростков.
Цель исследования – повышение уровня умственной работоспособности подростков, при помощи занятий на уроках физической культуры.
Введение…………………………………………………………………………..2-4
1.Двигательная активность как средство повышения
умственной работоспособности…………………………………………………5
1.1.Двигательная активность в современном обществе…………...................5-6
1.2.Влияние физических упражнений
на умственную деятельность…………………………………………………………..7-10
1.3.Взаимосвязь физической и умственной деятельности……………………11-15
2. Влияние физических упражнений на восстановление
умственной деятельности………………………………………………………….16
2.1.Общее понятие утомления…………………………………………………...16-17
2.2.Внешние признаки утомления при умственном труде…………………..18-19
2.3.Влияние физических упражнений на восстановление
умственной деятельности……………………………………………………………….20-26
2.4.Исследование умственной усталости у школьников во время урока….27
Заключение………………………………………………………………………28-29
Список используемой литературы……………………………………….30-31
Приложения……………………………………………………………………...32-33
Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками.
Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств - силы быстроты, выносливости и др. Следовательно должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности.
Нормальная жизнедеятельность
организма возможна лишь при определенной
организации разнообразной
Исследования показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56-65%,а во время экзаменов и того меньше - 39-46% от уровня, когда студенты на каникулах. Именно уровень физической нагрузки во время каникул отражает естественную потребность молодых людей в движениях.
Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому. Обучение подростков методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики имеет не мало важную роль.. Физические упражнения оказывают косвенное, но незаменимое, положительное влияние на успешное интеллектуальное развитие ребенка. Стимулирование развития детского организма в сторону логического ума на первых порах (начальные школьные годы) может принести преимущество перед сверстниками в этой сфере, но со временем это преимущество будет уменьшаться за счёт слабо развитого физического тела. В зрелые годы вопросы физического здоровья вообще выдвигаются на первый план, и различные хронические болезни катастрофически снижают умственную активность человека.
1.3.Взаимосвязь физической и умственной деятельности.
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.
Понятие “труд” включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека — физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.
Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).
Умственный труд — это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории. Результат умственного труда — научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда).
От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.
К неспецифическим особенностям
умственного труда относятся
прием и переработка
Одна из важнейших характеристик
личности — интеллект. Другой, не менее
важной стороной личности является эмоционально-волевая
сфера, темперамент и характер. Возможность
регулировать формирование личности достигается
тренировкой, упражнением и воспитанием.
А систематические занятия
Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов.
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.
На развитие функций мышц
большое влияние оказывают силы
гравитации и инерции, которые мышца
вынуждена постоянно
Предполагается и целым
рядом научных работ
Оценка человеком себя
как субъекта умственного труда,
мотивов деятельности, значимости цели
и самого процесса труда составляет
эмоциональную составляющую умственного
труда. Эффективность его определяется
уровнем знаний и возможностью их
осуществить, способностями человека
и его волевыми характеристиками.
При высокой напряженности
Одна из важнейших характеристик личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.
Другой, не менее важной стороной
личности является эмоционально-волевая
сфера, темперамент и характер. Возможность
регулировать формирование личности достигается
тренировкой, упражнением и воспитанием.
А систематические занятия
Учебный день у большинства
людей насыщен значительными
умственными и эмоциональными нагрузками.
Вынужденная рабочая поза, когда
мышцы, удерживающие туловище в определенном
состоянии, долгое время напряжены,
частые нарушения режима труда и
отдыха, неадекватные физические нагрузки
- все это может служить причиной
утомления, которое накапливается
и переходит в переутомление.
Чтобы этого не случилось, необходимо
один вид деятельности сменять другим.
Наиболее эффективная форма отдыха
при умственном труде - активный отдых
в виде умеренного физического труда
или занятий физическими
В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.
Занятия физическими упражнениями
заметно влияют на изменение умственной
работоспособности и
Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность
Все это еще раз подчеркивает необходимость и важность для будущего специалиста уже в годы обучения позаботиться об обеспечении своей физической и психической готовности к напряженному профессиональному труду. Естественно, что достижение хорошей общей физической подготовленности, знания о рациональном применении средств физической культуры в режиме труда, занятия спортом, и не только спортом вообще, а еще лучше - профессионально-прикладными для будущей профессии видами, будут всемерно способствовать выполнению этой задачи.
2.Влияние физических упражнений на восстановление умственной деятельности.
2.1.Общее понятие утомления.
Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено. При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактического наступлении состояния утомления у человека. В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.
Любая мышечная деятельность,
занятия физическими
Информация о работе Повышение работоспособности путем физических упражнений