Повышение работоспособности путем физических упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – влияние физических упражнений на умственную деятельность.
Предмет исследования – умственная и физическая работоспособность подростков.
Цель исследования – повышение уровня умственной работоспособности подростков, при помощи занятий на уроках физической культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2-4
1.Двигательная активность как средство повышения
умственной работоспособности…………………………………………………5
1.1.Двигательная активность в современном обществе…………...................5-6
1.2.Влияние физических упражнений
на умственную деятельность…………………………………………………………..7-10
1.3.Взаимосвязь физической и умственной деятельности……………………11-15
2. Влияние физических упражнений на восстановление
умственной деятельности………………………………………………………….16
2.1.Общее понятие утомления…………………………………………………...16-17
2.2.Внешние признаки утомления при умственном труде…………………..18-19
2.3.Влияние физических упражнений на восстановление
умственной деятельности……………………………………………………………….20-26
2.4.Исследование умственной усталости у школьников во время урока….27
Заключение………………………………………………………………………28-29
Список используемой литературы……………………………………….30-31
Приложения……………………………………………………………………...32-33

Файлы: 1 файл

курсовая Юра.docx

— 63.59 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2-4

1.Двигательная  активность как средство повышения

 умственной  работоспособности…………………………………………………5

1.1.Двигательная активность  в современном обществе…………...................5-6

1.2.Влияние физических  упражнений

 на умственную деятельность…………………………………………………………..7-10

1.3.Взаимосвязь физической  и умственной деятельности……………………11-15

2. Влияние физических упражнений на восстановление

умственной деятельности………………………………………………………….16

2.1.Общее понятие утомления…………………………………………………...16-17

2.2.Внешние признаки утомления при умственном труде…………………..18-19

2.3.Влияние физических упражнений на восстановление

умственной деятельности……………………………………………………………….20-26

2.4.Исследование умственной усталости у школьников во время урока….27

Заключение………………………………………………………………………28-29

Список используемой литературы……………………………………….30-31

Приложения……………………………………………………………………...32-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Еще в глубокой древности  врачи и философы считали, что  здоровым быть невозможно без занятий  физической культурой. Древнегреческий  философ Платон называл движение “целительной частью медицины”, а  писатель и историк Плутарх - “кладовой  жизни”. Всегда ли мы ценим то чтобы  эта “кладовая” не опустошалась? К  сожалению, нет.

На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Так раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось  на использование немногочисленных паровых машин и вьючных животных. Сегодня, в век научно технического процесса человечество практически  отошло от масштабного использования  ручного труда тем самым “развязав  руки” так называемым болезням века.

От того, как и сколько  мы двигаемся, в значительной степени  зависит состояние здоровья человека. Кроме того, влияние двигательной активности на настроение и умственную работоспособность часто бывает большим, чем, кажется на первый взгляд. Необходимы постоянные систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Ежедневная порция физических упражнений должна стать для человека такой же необходимостью, как утренний туалет. Для нормального функционирования организма каждому человеку необходим определенный минимум двигательной активности.

Многие люди пытаются полностью  оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие работники  умственного труда, студенты пытаются уменьшить физические нагрузки, тем  самым, подрывая свое здоровье. Они  всеми путями пытаются добыть справки  об освобождении и при этом находят  поддержку у родителей и, что  самое ужасное у врачей.

Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление  без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.

Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в  кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация  антисвертывающей системы, препятствующей образованию тромбов в сосудах. За счет умеренного увеличения общего содержания в крови ионов калия и уменьшения ионов натрия нормализуется сократительная функция миокарда. Надпочечники выделяют в кровь “гормон хорошего настроения”. Если все это принять во внимание то не приходится удивляться, что, например, в швейцарском городе Блатендорфе, расположенном в горах, где жители могут только ходить и бегать не зарегистрировано ни одного случая сердечнососудистых заболеваний.

 Постоянные эксперименты  и опыты подтвердили тот факт, что физическая и умственная работоспособность, возможность человека быстрее адаптироваться и переносить разнообразные условия труда, географо-климатические изменения места работы находятся в прямой зависимости от уровня его разносторонней физической подготовленности. Все это еще раз подчеркивает необходимость и важность для будущего специалиста уже в годы обучения позаботиться об обеспечении своей физической и психической готовности к напряженному профессиональному труду. Естественно, что достижение хорошей общей физической подготовленности, знания о рациональном применении средств физической культуры в режиме труда, занятия спортом, и не только спортом вообще, а еще лучше - профессионально-прикладными для будущей профессии видами, будут всемерно способствовать выполнению этой задачи.

Именно по этой теме я  решил написать свою работу, рассматривая - как может повлиять отсутствие физических упражнений, на продуктивность умственной деятельности, что является обычным явлением в это время.

Объект исследования –  влияние физических упражнений на умственную деятельность.

Предмет исследования –  умственная и физическая работоспособность подростков.

Цель исследования – повышение  уровня умственной работоспособности подростков, при помощи занятий на уроках физической культуры.

Задачи:

1) проанализировать литературные  источники и выявить взаимосвязь  физической и умственной деятельности.

2) изучить проблему гиподинамии у подростков и влияние ее на умственную деятельность.

3) определить основные  средства физической культуры, повышающие  умственную работоспособность

4)изучить физические упражнения как средства восстановления, при умственном утомлении.

Гипотеза исследования –  предполагается, что своевременное введение  физкультпауз, физкультминуток в режим учебного или рабочего времени, повысит уровень умственного труда подростков. И даст более повышенное, восприятие и обработку воспринимаемой информации.

Вся эта работа говорит  о том, что в нынешнее время  человек, все меньше и меньше двигается. В связи с этим падает умственная работоспособность, следовательно, уже  есть срочная необходимость введения обязательных физических упражнений, как в учебный режим, так и в трудовой.

 

 

 

 

 

1.Двигательная  активность как средство повышения  умственной работоспособности.

 

1.1.Двигательная  активность в современном обществе.

Естественную потребность  в движениях человек удовлетворял на протяжении жизни в трудовом процессе. По мере развития научно-технического прогресса стали изменяться условия  жизни людей. Характерной особенностью этих изменений стало неуклонное сокращение доли физических усилий в  труде и быту. Стали исчезать такие  специальности как землекопы, молотобойцы, лесорубы, кузнецы, а их функции передавались комбайнам, автоматам, роботам. Рабочие  начали превращаться в операторов автоматических линий. В сфере производства и  науки все шире стали использоваться компьютеры. За короткий исторический период в 60-70 последних лет доля мышечного  труда в сфере материально  производства сократилась почти  в 200 раз.

Изменились и бытовые  условия, которые прежде требовали  значительных затрат физического труда. Появились пылесосы, полотеры, стиральные машины, освободившие человека от физических нагрузок. Экономисты подсчитали, что  на каждого жителя Земли в настоящее  время приходится в среднем около 100 различных технических устройств, подавляющее большинство которых  облегчает или заменяет физический труд.

Значительно активизировался  процесс урбанизации населения /переселение  в города. Если в середине прошлого века лишь 3% населения Земли жили в городах. то сейчас количество горожан приближается к 60%. В то время Токио был рыбацким поселком, а сейчас его население превысило 11 млн. человек. Число жителей Петербурга не превышало теперешнего в одном из его районов. Рост крупных городов привел к развитию городского транспорта (метро, трамваи, троллейбусы, автобусы), лифтов, телефонов, телевидения, что способствовало снижению двигательной активности людей. Как правило, человек после работы, добравшись домой в городском транспорте, остаток времени проводит за чтением или у телевизора. Американские исследователи установили, что увеличивающееся количество тучных школьников связано с тем, что эти мальчики и девочки проводят у телевизора в несколько раз больше времени, чем их сельские сверстники. Статистика показывает также. что патологические изменения органов кровообращения, дыхательных путей и нервной системы в городах в полтора-два раза выше, чем на селе. В современном мире за нас все делают автоматические механизмы. Поезда, самолеты и машины с комфортом доставят в любую точку мира, комбайны уберут урожай с полей, а курьер привезет любимую пиццу на дом. Нам остается только сидеть (или лежать, кому, что больше нравиться) и ждать. Человеческая активность сводиться к минимальному набору движений. Все больше времени проходит за компьютером или просмотром телевизора. Дневной максимум движений это прогулка от подъезда к машине и обратно.

Таким образом, научно-технический  прогресс, наряду с улучшением условий  жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Ограничение функции  движения вызывает особое состояние - гипокинезический синдром или болезнь. Гиподинамия (или гипокинезия) как ржавчина разъедает профессиональную работоспособность, ухудшает здоровье, сокращает продолжительность жизни. Недостаток движений - это начало болезней, ведущее место среди которых занимает сердечнососудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др.

 Как результат – организм начинает испытывать сильное кислородное голодание мозга и сердца. Голодный мозг - плохой работник, и еще худший «думальщик».

 

 

 

1.2.Влияние физических  упражнений на умственную деятельность.

Проблема нормирования двигательной активности подростков имеет важное физиологическое значение, так как  в последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у  разного контингента обучающихся, что обусловлено большим объемом  различных занятий и благ, как  в учебном заведении, так и  дома.

Период обучения в юношеском  возрасте совпадает с активным формированием  духовных и физических качеств человека, с подготовкой к выполнению социальных функций. Физическое воспитание неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может рассматриваться как  второстепенный его компонент. Успехи системы физического воспитания не исключают дальнейшего его  развития и совершенствования.

Сущность физических упражнений на организм состоит в следующем. Упражнения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса.

 Двигательная деятельность  представляет собой процесс, в  котором участвуют не только  мышцы, но и многие участки  нервной системы от периферийных  нервов - до высших центров коры  больших полушарий мозга. В  работающих мышцах возникают  сигналы, которые оказывают стимулирующее  влияние на ЦНС, поддерживая  работоспособность нервных центров.  Систематический поток таких  сигналов положительно сказывается  на развитии и функциях мозга,  состоянии вегетативной нервной  системы. 

В организации движения в  качестве аппарата контроля и информации принимают участие органы чувств - анализаторы. В обеспечении движений всем необходимым участвуют сердечнососудистая, дыхательная, эндокринная системы, органы пищеварения, выделения и др. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей, продолжительнее жизнь. Например, продолжительность жизни разных видов животных, примерно одинаковых по размеру и весу, зависит от образа жизни: кролик живет в среднем 5 лет, заяц - 15; мышь - 2 года, летучая мышь - до 30; корова - 20-25, лошадь - 40-50. Продолжительность жизни пропорциональна степени двигательной активности.

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали  импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает  громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем  состоянии. При выполнении человеком  умственной работы усиливается электрическая  активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее  умственное утомление, тем более  выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями.

Во время напряженной  умственной работы у людей наблюдается  сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее  задача, которую приходится решать. При попытках усвоить какой-либо заданный материал у человека бессознательно сокращаются и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие коленный сустав. Происходит это потому, что  импульсы, идущие от напряженных мышц в ЦНС стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Деятельность, не требующая физических усилий и точно координированных движений чаще всего сопровождается напряжением мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. Если человек быстро и долго пишет, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная работа вызывает привыкание к этим раздражениям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить его, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений.

Информация о работе Повышение работоспособности путем физических упражнений