Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:39, контрольная работа
Работоспособность – способность человека выполнять определенное количество работ за определенный отрезок времени требуемого качества и сложности.
С точки зрения психофизиологии, работоспособность – это способность человека формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т.е. изменять течение физиологических функций для обеспечения высокого уровня производительности труда.
1.Изменение работоспособности в течение рабочего дня.
2.Использование словесных и сенсорных методов.
3.Методы воспитания силы
4.Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
5.Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмер¬ной нагрузки.
физическое воспитания и спорт
Вариант №26
2011
1.Изменение работоспособности в течение рабочего дня.
Работоспособность – способность человека выполнять определенное количество работ за определенный отрезок времени требуемого качества и сложности. С точки зрения психофизиологии, работоспособность – это способность человека формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т.е. изменять течение физиологических функций для обеспечения высокого уровня производительности труда. Можно выделить следующие методы оценки состояния работоспособности: статистический, физиологический, энергетический, субъективный. Работоспособность измеряется следующими показателями: Выпуск продукции в единицу времени (по часам смены); Объем обработанной информации в единицу времени (по часам смены); Вероятность выпуска брака (по часам работы). Работоспособность – величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня, недели, года под влиянием различных факторов. Для нее характерно фазное развитие. Исследованиями в области физиологии и психологии труда установлены следующие периоды работоспособности: врабатываемость, устойчивая работоспособность, спад работоспособности. В зависимости от сложности труда и психофизиологических особенностей человека первая фаза (врабатываемости) длится от 10-15 минут до 1-1,5 часа. Вторая фаза (устойчивой работоспособности) длится 2 –2,5 часа. Третья фаза (спада работоспособности) длится около часа. После обеденного перерыва фаза врабатываемости длится 5-30 минут, фаза устойчивой работоспособности – 2 часа, фаза спада работоспособности – 1-1,5 часа. За 10-15 минут до конца работы может наблюдаться кратковременный всплеск работоспособности. Выделяют недельные фазы работоспособности. Первая фаза (врабатываемости) включает понедельник, вторая фаза (устойчивой работоспособности) – вторник, среда, четверг, третья фаза (спада работоспособности) – пятница, суббота. Суточные фазы работоспособности: Первая фаза длится с 6 час. утра до 15час. дня, делится на три фазы: 6-10 час., 10-12 час., 13-14, 15 час. Вторая фаза продолжается с15 до 22 час., делится на три фазы: 15-16 час., 16-19 час., 19-22 час. Третья фаза длится с 22 час. ночи до 6 час. утра, делится на фазы |
Слово и организованная «чувственная информация» (направленная демонстрация реальных явлений или их образных отображений), как известно, составляют основу общепедагогических методов обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического воспитания.
Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставя задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет в то же время необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих многообразных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.
Общепедагогические методы – дидактический рассказ, беседа, обсуждение и т.д. – приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в немалой степени способствует специальная гимнастическая и спортивная терминология. Непосредственно в процесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те словесные методы, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся, в частности:
Инструктирование – точное, емкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспитания.
Сопроводительные пояснения – лаконичные комментарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.
Указания и команды – специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.
Словесные оценки – общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным значением – быть мерой достигнутых успехов – они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.
Словесные отчеты и взаиморазъяснения – устная информация, которую дают занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе, стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это один из основных источников информации об эффективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубления восприятий, представлений и понятий, складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из способов самооценки и самоконтроля.
«Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных сторон их. Метод самоприказов также основан на использовании связей между словом и движением, но внутренняя речь (в форме произносимых про себя отдельных фраз и слов-приказов) непосредственно включена в процесс выполнения двигательных действий как фактор самоуправления этим процессом.
Сенсорные методы основаны на наглядности. Наглядность в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с действительностью (использование зрительных, двигательных, зрительно-двигательных и других ощущений и восприятий). Обеспечивая наглядность в таком широком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т.д. эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы.
Методы натуральной и опосредованной демонстрации. К ним относится прежде всего методически организованный показ самих упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе).
Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т.п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики движений и условий их выполнения. Это самые давние традиционные виды опосредованной демонстрации.
Предметно-модельная и макетная демонстрация - демонстрация, например, элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или металлических моделей системы «тело гимнаста – снаряд».
Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе и в замедленном темпе и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы.
Избирательно-сенсорная демонстрация, т.е. воссоздание отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры. Так, например, для формирования представлений о необходимой частоте движений ее воссоздают с помощью метронома и акустической аппаратуры (акустическая демонстрация) или посредством световых электросигналов (светосигнальная демонстрация).
Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков. Чтобы содействовать этому, прибегают к методам «прочувствования» движений с практической апробацией их в специально созданных условиях.
Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий в зале и т.д.), которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, току приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.
Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Это относительно новая группа методов начала развиваться ускоренными темпами в связи с прогрессом электроники и техники изготовления автоматических устройств, которые могут применяться в физическом воспитании.
Есть все основания считать, что по мере дальнейшего внедрения в физическое воспитание идей кибернетики, бионики, теории информации в их творческом педагогическом преломлении, равно как и современных научно-технических достижений, произойдет качественный скачок во многих разделах методики физического воспитания.
В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.
Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100.
В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.
Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45—75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.
Экспериментальным путем определен оптимальный диапазон высоты спрыгивания 0,75—1,15 м. Однако практика показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот — 0,25—0,5 м.
Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80—90% от максимума продолжительностью 4—6 с, 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.
При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10—15 мин.
Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы.
Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.
Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.
Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2—3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.
Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.
К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса).
В спортивных играх большое значение имеют пространственно-временные восприятия игроками игровых ситуаций, дающие им возможность быстро принимать адекватные действия. При этом очень важно принять максимум информации в короткий срок, обработать ее и принять необходимое для данной игровой ситуации решение. Однако редко можно встретить в спортивных играх игроков с одинаковой динамикой нервных процессов.
В связи с этим нам представляется возможным дифференцировать игроков команд по надежности в игре на «стабильных» и «нестабильных». Чрезвычайно важно, чтобы у игроков были сбалансированы процессы возбуждения и торможения. Чем ближе игрок к такому равновесию, тем устойчивее он в своем поведении на поле в ответных реакциях на всевозможные раздражения. В случае отсутствия равновесия игрок может быть либо чрезмерно возбужденным, либо его реакции будут заторможены. Если неуравновешенность таких игроков сочетается со слабой нервной системой, то быстрое возбуждение через некоторое время сменится «меланхолическим», подавленным состоянием – игрок перегорел и собраться ему сложно, а подчас и невозможно.
В спорте, особенно в спортивных играх, в зависимости от доминирования процессов возбуждения или торможения нервной системы игроков можно разделить на «стабильных» и «нестабильных», имея в виду в этом случае преимущественно степень нервно-психического напряжения.
Учитывая сказанное, психологические проявления должны регулироваться сознательной деятельностью игроков. Неуравновешенные игроки в процессе тренировки должны воспитывать свою психику, учиться владеть собой в любых ситуациях. Поэтому систематические тренировки, а отсюда улучшение тренированности организма и степени физической подготовленности повышают стабильность не только спортивных результатов, но и психических реакций.
Когда в команде возникают напряженность, натянутость отношения, когда происходит дезинтеграция на малые группы со своими лидерами, роль тренера особенно важна. Необходимо в таких ситуациях еще в начале подготовительного периода создать атмосферу взаимопонимания и дружбы. Причем такая атмосфера может сложиться только в коллективе, где тренер добился честного, осознанного отношения игроков к тренировочным нагрузкам, вызвал стремление к постоянному творческому поиску, к победе.
Немалую роль в поддержании «духа» команды играет уровень внутрикомандных связей, т. е. групповой настрой игроков, обеспечение слаженности групповых действий и сохранение того и другого во время игры. В спортивных играх необходимо полнейшее взаимопонимание игроков, поддержка друг друга словом, мимикой, жестом, сохранение атмосферы дружбы, товарищества и, наконец, просто хорошее настроение. Все это во многом определяет общий положительный настрой команды. Неодобрение действий партнеров, взаимные упреки, обвинения, бесполезные и частые пререкания влекут за собой нарушение игровых связей, уменьшение побуждений к взаимной поддержке, ведут к разладу, дезинтеграции команды. Такая команда обречена на поражение даже от менее сильного «противника». Нередко срывы и неудачи объясняются не столько недостаточной тактической и технической подготовкой, сколько неумением игроков общаться друг с другом, находить взаимопонимание, часто можно наблюдать, как дружная команда играет почти молча, между тем незначительный словесный контакт, мимика, жесты говорят о готовности игроков к ответным действиям и поддержке друг друга, что создает в команде атмосферу дружбы и приводит к успеху.
Информация о работе Контрольная работа по "Физическое воспитания и спорт"