Контрольная работа по "Физической культуре и спорту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе.

Оглавление

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 5
ТРУД И ОТДЫХ. УТОМЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ 8
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 11
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕЖИМЕ ТРУДА И ОТДЫХА 14
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСА И ДОЗИРОВКА ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ 17
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА И ПРОИЗВОДСТВА 27
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ. ДОЗИРОВКА УПРАЖНЕНИЙ. МЕТОДИКА
ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 30
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАНЯТИЙ 35
РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАНЧИВАЮЩИХ ВУЗ, ПО ВНЕДРЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В НАУЧНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДА 38

Файлы: 1 файл

Ф-ра и спорт.docx

— 58.77 Кб (Скачать)


план работы

 

Научно-техническая  революция, её влияние на жизнедеятельность  человека 5

Труд  и отдых. Утомление и восстановление 8

Научная организация труда и физическая культура 11

Использование средств физической культуры в режиме труда и отдыха 14

Утренняя  гигиеническая гимнастика. Её задачи, принципы построения комплекса и  дозировка физической нагрузки 17

Организационные мероприятия по подготовке и проведению производственной гимнастики в условиях вуза и производства 27

Физкультурные паузы при самостоятельных теоретических  занятиях в домашних условиях. Дозировка  упражнений. Методика

их  проведения 30

Организация и основные правила занятий 35

Роль  специалистов, оканчивающих вуз, по внедрению  физической культуры и спорта в научную  организацию труда 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-техническая революция, её влияние на жизнедеятельность  человека

Спортивные достижения для  подавляющего большинства из них  перестали быть самоцелью. Технический  процесс, освобождая работников от изнурительных  затрат ручного труда, не освободил  их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного  человека, который отрицал бы великую  роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Физические тренировки “становятся  катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область  интеллектуального потенциала и  долголетия”. Наиболее оправданный  путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности –  занятия физической культурой и  спортом.

Одна из причин в том, что  ныне государственные формы работы по физической культуре и спорту с  населением в нашей стране заканчиваются  одновременно с окончанием учебного заведения. Плохо ли, хорошо ли, но начиная  с детской поликлиники, яслей, детского сада, школы, техникума, вуза здесь проводятся плановые, включенные в учебные программы  занятия физической подготовкой  под постоянным медицинским контролем.

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи  с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в  постоянном движении. Сама природа  распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Для нормального функционирования организма каждому человеку необходим  определенный минимум двигательной активности.

Ребенок еще не родился, а  его будущее развитие уже взаимосвязано  с двигательной активностью. Потребность  в движении является характерной  особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает  значительно меньшую потребность  в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных  ощущений.

Двигательная же недостаточность  проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима литания и неправильным образом  жизни приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира в тканях.

Огромное количество людей  разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать  сильными, ловкими, выносливыми, иметь  стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Занятия физической культурой –  это как бы компенсация за то, что мы лишены таких естественных физических действий, как бег, прыжки, плавание, ходьба и т.д. Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир  новых ощущений, положительных эмоций, приходит в хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия  физической культурой, соблюдение правильного  двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального  Уровня деятельности и работоспособности  организма.

При выполнении физических упражнений от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам – к сердцу, легким, мышцам и т.д. Происходит учащение сердечной деятельности и дыхания, увеличивается скорость тока крови по сосудам, повышается артериальное давление, усиливается обмен веществ. Степень изменения деятельности внутренних органов зависит от характера работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное движение, тем больше выражены изменения внутренних органов.

Регулярные занятия физическими  упражнениями, особенно в сочетании  с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и  диафрагмы. У занимающихся физкультурой людей – дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура – более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.

От того, как и сколько  мы двигаемся, в значительной степени  зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную работоспособность часто бывает больше, чем это кажется на первый взгляд. К сожалению, программой по физическому воспитанию в Вузах предусмотрено слишком мало времени для занятий физической культурой. Необходимы самостоятельные систематические занятия физической культурой и спортом.

Труд  и отдых. Утомление и восстановление

В процессе занятий физическими  упражнениями и отдыха в различном  сочетании и динамике происходят два физиологических процесса - утомление  и восстановление.

Утомление – это снижение работоспособности, проявлявшееся  в нарушении координации движений, повышении напряженности ЦСС  и в мышцах, потеря точности движений, снижение внимания, интереса, общего мышечного  тонуса, выражающегося в стремлении положить голову на стол, опереться  на спинку стула и т.д. Утомление - это состояние человека, вызванное  работой. Чрезмерные нагрузки ведут  к переутомлению. Чувство усталости  служит сигналом к отдыху от физического  труда. При умственной деятельности утомление бывает выражено не так  резко, обычно в форме снижения интереса к работе.

Утомление наступает тогда, когда дыхание и кровообращение не обеспечивает энергетический запрос работающих органов и поэтому  нарастает недовосстановление.

Многие ученые убедительно  доказали, что утомление является естественным побудителем процессов  восстановления работоспособности. Если бы организм не утомлялся, то не происходили  бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (для каждого  человека свой определенный предел), тем  сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей  работоспособности.

Вместе с тем, парадокс состоит в том, что и отсутствие физической деятельности порождает  своеобразное утомление, но уже от детренированности мышц. К тому же нервная система, лишенная поддержки со стороны мышц, не может наладить правильную регуляцию функций.

Вот почему при гиподинамии  развиваются разнообразные, особенно сердечно-сосудистые заболевания. Все это означает, что человек должен жить в определенном диапазоне оптимальных нагрузок.

Различают острое и хроническое  утомление:

1. Острое утомление возникает  тогда, когда работа не соответствует  уровню непосредственной готовности  человека к интенсивности и  продолжительности физической нагрузки.

2. Хроническое утомление  является следствием постоянного  недовосстановления энергии в органах и системах организма.

Виды утомления:

Общее;

Локальное.

Утомление может быть:

1. Физическим;

2. Эмоциональным; 

3. Умственным;

4. Сенсорным. 

Фазы утомления:

1. Отсутствие утомления  на начальных этапах двигательной (мышечной) деятельности.

2. Компенсированное утомление  или устойчивое состояние работоспособности  (за счет двигательных переключений, изменения техники движений, включения  мышц-синергистов, включение в  деятельность других поставщиков  энергии, мобилизации волевых  усилий и пр.).

3. Декомпенсированное утомление  и снижение заданной интенсивности  двигательной деятельности.

 

Научная организация труда  и физическая культура

Перспективы развития физической культуры в изменяющемся мире не могут  не заботить специалистов и всех понимающих её значимость для индивида и общества. Размышления на этот счет в отечественных  публикациях все чаще содержат тревожные  ноты, вызванные деструктивными процессами в сфере культуры, которые обусловлены  известными социально-экономическими причинами кризисного характера, ставшими особенно ощутимыми в последнее  десятилетие жизни нашего общества. В такой ситуации особенно важно  не упускать из виду магистральные  тенденции развития культуры, в том  числе физической.

Приоритет в научно-практической разработке проблематики профессионально-прикладной физической культуры принадлежит, как  известно, отечественным специалистам, активно развернувшим исследование этой проблематики еще в 30-40-е годы текущего столетия.

К настоящему времени довольно детально рассмотрен ряд закономерностей, определяющих эффект профессионально-прикладной физической подготовки и внедрения  элементов физической культуры непосредственно  в сферу труда. Это, в частности, с одной стороны, закономерности “переноса” на трудовую деятельность кумулятивного эффекта тренировки в упражнениях, моделирующих требования профессиональной деятельности к функциональным возможностям, умениям и навыкам, осуществляющих ее, с другой – закономерности ближайшего положительного влияния на динамику оперативной работоспособности в процессе труда так называемых вводной гимнастики, физкультурных пауз, послерабочих восстановительных упражнений и других элементов производственной физической культуры.

Согласующиеся исследовательские  факты такого рода получены как в  системе специального профессионального  образования, так и в различных  сферах производительного труда и военно-служебной деятельности, и других видов деятельности.

В целом понятие прикладности физической культуры (и в узком, и в широком смысле) получило основательную объективизацию и наполнение в социокультурном, социально-экономическом, биосоциальном, методическом и других аспектах.

Кроме прочего оно отобразило распространенную практику включения  этой отрасли культуры в систему  социальных факторов, прямо или косвенно обеспечивающих качественное функционирование производительных сил общества и  его обороноспособность. По отношению  к сфере труда такая прикладность физической культуры имеет исторически непреходящий характер, поскольку труд был, есть и будет основой человеческого существования.

К началу организационного оформления прикладной физической культуры в нашей  стране можно отнести появление  в 20-х годах столетия таких ее форм, как физическая подготовка в  рамках Всеобуча и пролеткультовская  “трудовая” гимнастика. Создавшиеся  тогда научно-исследовательские  коллективы и лаборатории по проблемам  физической культуры и спорта были призваны обеспечить научное обоснование, определить наиболее рациональные направления  процесса использования физической культуры для нужд народного хозяйства  и обороны. Естественно, что в  годы войны физическая культура носила по большей части военно-прикладной характер, а в послевоенные годы активно развивавшаяся структура  прикладной физической культуры все  более приобретала профессионально-прикладную направленность.

На период конца 60-х, 70-х  и на начало 80-х годов приходится наибольшее число научных работ  по прикладной тематике. В это время  в программы физического воспитания включается раздел “Профессионально-прикладная физическая подготовка”, также активно развивается физическая культура на производстве.

В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как направление  физической культуры представлена в  государственных программах для  высших и средних специальных  учебных заведений и профессионально-технических  училищ, а в 1985-1987 гг. - и в школьных программах. Имеются соответствующие  учебные пособия и рекомендации. Наиболее широко физическое воспитание с прикладной направленностью проводится в военных учебных заведениях и в армии. Очевидно, что речь здесь  идет о непосредственно прикладном эффекте целенаправленных физических упражнений. В то же время многие специалисты не ограничивают ППФП достижением  лишь непосредственно прикладного  эффекта и предполагают в ее рамках решение задач более широкого спектра:

воспитание профессионально  важных для данной деятельности волевых  и других психических качеств; повышение  функциональной устойчивости организма  к неблагоприятному воздействию  факторов специфических условий  труда;

формирование профессионально  важных свойств и качеств личности;

Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре и спорту"