Контрольная работа по "Физической культуре и спорту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе.

Оглавление

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 5
ТРУД И ОТДЫХ. УТОМЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ 8
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 11
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕЖИМЕ ТРУДА И ОТДЫХА 14
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСА И ДОЗИРОВКА ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ 17
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА И ПРОИЗВОДСТВА 27
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ. ДОЗИРОВКА УПРАЖНЕНИЙ. МЕТОДИКА
ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 30
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАНЯТИЙ 35
РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАНЧИВАЮЩИХ ВУЗ, ПО ВНЕДРЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В НАУЧНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДА 38

Файлы: 1 файл

Ф-ра и спорт.docx

— 58.77 Кб (Скачать)

В практике проведения самостоятельных  тренировок наибольшее распространение  приобрели занятия спортивными  играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным  бегом, лыжными прогулками. В последнее  время у студенток растущей популярностью  стали пользоваться ритмическая  гимнастика (аэробика) и шейпинг.

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис оказывают разностороннее воздействие  на занимающихся. Улучшается функциональное состояние, физическая подготовка и координация движений. Для того чтобы тренировки оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила:

Увеличивать продолжительность  и нагрузки на занятиях постепенно.

До начала игр проводить  разминку, включающую медленный бег (3-5 мин), общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп  мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре.

Соблюдать все правила, связанные  с техникой безопасности, обращая  внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.

Особенности, содержание и  методика производственной гимнастики.

Производственная гимнастика является хорошим средством, предупреждающим  и устраняющим профессиональные вредности, средством улучшения  условий производства и организации  труда.

Известно, что одни виды работы выполняют в положении сидя; при  этом могут появиться застойные  явления в тазовых органах, брюшной  полости, может искривляться позвоночник. Другие работы приходится выполнять  стоя, в результате чего могут появиться  застойные явления в ногах, может  развиться плоскостопие. На некоторых  предприятиях рабочие подвергаются воздействию ненормальных температур и резких колебаний температуры; ряд профессий связан с изменениями  атмосферного давления, сильным влиянием шумов, резких световых раздражителей, вибраций тела и т.д.

Учреждения системы охраны труда, научно-исследовательские институты  гигиены труда и профзаболеваний  проводят систематическую борьбу с  вредными сторонами трудовых процессов, разрабатывают меры для их предупреждения и устранения. В числе этих мероприятий  большое значение имеют организация  занятий физкультурой, меры закаливания  организма, применяемые непосредственно  на производстве и в учреждениях, а также в домашней обстановке.

В зависимости от особенностей работы методику производственной гимнастики разрабатывают в соответствии с  полом, возрастом, состоянием здоровья различных групп рабочих и  служащих.

Гимнастику проводят в  виде упражнений до работы для укрепления нервной системы, различных мышечных групп, улучшения кровообращения, дыхания  и обмена веществ. Такая гимнастика помогает создать бодрое, жизнерадостное настроение, позволяет быстрее “войти в работу”.

Гимнастика во время работы (организованные занятия по 5-10 минут 2-3 раза в день) помогает устранить  утомление, застойные явления в  различных органах, укрепить мускулатуру, предупреждает вредное влияние  однообразного труда; она служит средством активного отдыха.

Медицинский контроль за производственной гимнастикой и занимающимися ею лицами - составная часть профилактической работы медицинских работников.

Медицинский контроль за проведением  производственной гимнастики должен состоять из:

обеспечения надлежащих санитарно-гигиенических  условий;

контроля за правильным подбором комплексов физических упражнений;

контроля за установлением наиболее целесообразных перерывов на протяжении рабочего дня для проведения производственной гимнастики;

контроля за состоянием здоровья занимающихся производственной гимнастикой, включающего проверку ее эффективности.

Очень важно во время производственной гимнастики обеспечить максимальный доступ чистого воздуха в помещение; идеальным решением вопроса было бы проведение гимнастики на открытом воздухе (если позволяют условия  и время года).

Комплексы производственной гимнастики следует периодически обновлять. Врач вместе с администрацией предприятия  устанавливает наиболее правильные интервалы для проведения гимнастики на протяжении дня. Как показали наблюдения, проведенные отделом физиологии труда Института гигиены труда и профессиональных заболеваний, работоспособность в течение рабочего дня меняется.

Производственную гимнастику рационально применять в периоды, предшествующие начинающемуся снижению работоспособности. Изучен общий характер изменений работоспособности на протяжении рабочего дня. Обычно в начале рабочего дня имеет место период “врабатываемости”, во время которого работоспособность постепенно увеличивается. Этот период может продолжаться от 30 минут до 1/3 часов. Затем в течение 1-2 часов обычно удерживается наивысший  уровень работоспособности, после  чего работоспособность начинает снижаться; такое снижение работоспособности  продолжается до обеденного перерыва. Поэтому нет необходимости прерывать  работу для активного отдыха в  период “врабатываемости” и достижения наивысшей работоспособности. Нерационально  вводить перерывы для гимнастики и непосредственно перед обеденным  перерывом или перед окончанием смены. Наиболее целесообразно назначать  перерывы для проведения производственной гимнастики во время, предшествующее снижению работоспособности: один в начале последней  трети первой половины, второй в  начале последней трети второй половины рабочего дня. Число перерывов и  их распределение зависят от условий  труда, а потому могут быть разными  на производствах различного характера.

Лица, жалующиеся на неблагоприятное  влияние гимнастики, должны быть тщательно  обследованы. Врач здравпункта, а также  средний медицинский персонал должны вести санитарно-просветительную  работу среди рабочих (служащих) данного  предприятия, обучать их простейшим методам самоконтроля за состоянием здоровья. Желательно периодически проводить  выборочные углубленные обследования занимающихся производственной гимнастикой для выявления эффективности последней.

В зависимости от характера  и условий трудовой деятельности помимо гимнастики непосредственно  на производстве, следует широко пропагандировать такие разновидности физкультуры, как туризм, утреннюю гимнастику, спортивные игры, прогулки, плавание, легкую атлетику, катание на коньках, прогулки на лыжах с длительным пребыванием за городом на свежем воздухе, использование солнца, воздуха и воды как надежных факторов закаливания организма.

Составление комплексов вводной  гимнастики и физкультурных пауз применительно к условиям и характеру  учебных занятий и труда.

Работоспособность в начале трудового дня бывает несколько  пониженной, и требуется некоторое  время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел  в обычный оптимальный темп.

Физические упражнения вводной  гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение  в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления.

Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала работы. Длительность её 5-7 минут. Для вводной  гимнастики подбирают комплекс специальных  физических упражнений с учетом характера  производственных движений, ритма и  других особенностей работы.

Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работающих стоя:

(исходное положение во  всех упражнениях, кроме четвертого  упражнения, – сидя на скамейке)

1. Скользя пятками по  полу, вытягивают ноги вперед, правую  руку заводят за голову, левую  в сторону – вдох, расслабленно  опускают руки вниз - выдох, то  же в другую сторону. Повторяют  6-8 раз. 

2. Ноги вытягивают вперед, руки перед грудью, туловище поворачивают  вправо, руки разводят в стороны,  возвращаются в исходное положение,  то же в левую сторону. Повторяют  8-10 раз, дыхание произвольное.

3. Скользя по полу пятками,  вытягивают ноги вперед, поднимают  руки вверх и прогибаются. Затем  наклоняются вперед, касаясь руками  пола перед собой, выпрямляясь,  руки поднимают вверх, ноги  соединяют и возвращаются в  исходное положение, повторяют  6-8 раз, дыхание произвольное.

4. Стоя лицом к столу,  берутся за него руками, левую  ногу отводят назад, затем приседают  на носках, выпрямляются, то же  с другой ноги, повторяют 8-10 раз  дыхание произвольное.

5. Ноги вытягивают вперед, руки на поясе. Поочередно оттягивают  и поднимают носки, слегка сгибая  ноги в коленях, затем развертывают  ноги вправо, носками касаясь пола. То же в другую сторону. Повторяют 10-12 раз, дыхание произвольное.

6. Сидя на стуле, руки  вытягивают вдоль тела, затем,  прогибаясь назад, поднимают руки  вверх, ноги также несколько  приподнимают, носками касаясь пола. Наклоняясь вперед, делают хлопок руками под вытянутой ногой, возвращаются в исходное положение. То же с другой ноги. Повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.

7. Сидя на стуле, руки  приставляют к плечам, левую ногу  вытягивают вперед, возвращаются  в исходное положение и руки  отводят в стороны, затем расслабленно  опускают их вниз, повторяют 5-6 раз дыхание произвольное.

Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работников умственного труда:

1. Потягивание, руки подняты  над головой, кисти сцеплены  “в замок” –вдох, руки опускают – выдох.

2. Ногу отставляют в  сторону на носок, руки за  голову–вдох, опуская руки и  приставляя ногу–выдох.

3. Руки вытянуты вперед, кисти расслаблены и опущены  вниз. Приседая, руки вниз – выдох,  выпрямляясь руки назад, поднимаются  на носки – вдох.

4. Прыжки на месте на  носках, руки на поясе. 

5. Руки в стороны, повороты  туловища и головы попеременно  вправо и влево. 

6. Поднимая руки вверх,  прогибаются назад – вдох, затем  наклоняются вперед, держа руки  на поясе – выдох. 

7. Ноги расставлены на  ширину плеч, руки перед грудью. Попеременно отводя то правую, то левую руку в сторону,  делают вдох, опуская руки –  выдох. 

Каждое упражнение повторяют 6-12 раз. Перед началом и в конце  занятий – спокойная ходьба, после 4-5 упражнений для людей, более физически  подготовленных, – ускоренная ходьба или бег 1-3 минуты.

Организационные мероприятия по подготовке и проведению производственной гимнастики в условиях вуза и производства

Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где  соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется  лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся  утомлении, а также утомлении, вызванном  монотонной работой; положительный  эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем  тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного  отдыха.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов  должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в  период экзаменов, можно уменьшить  несколькими способами.

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание - вначале при  расслабленных и слегка опущенных  плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются  грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается  живот, опускается грудная клетка, плечи  и ключицы. Второе упражнение состоит  в полном дыхании, осуществляемом в  определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем следует  задержка дыхания, равная половине числа  шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

Среди разнообразных форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в  учебно-трудовой день, благодаря мобилизации  вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоционального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем у не выполняющих ее. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональному состоянию - настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.

Действенной и доступной  формой занятий в вузе является физкультурная  пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить их работоспособность. При изучении эффективности использования в  микропаузах физических упражнений динамического и познотонического характера установлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно выполнению познотонических упражнений в течение двух минут. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидят, наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей.

Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре и спорту"