Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:53, контрольная работа
Несмотря на то, что вопрос обучения передвижению на лыжах является достаточно изученным, проблема обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста как средства совершенствования и приобретения основных видов движений является, как в отечественной так и зарубежной теории и методике физического воспитания, мало изученной, в связи с чем актуальность данной темы является очевидной.
Введение.
Повышение заболеваемости детей, современное
экологическое состояние внешней среды,
низкая эффективность методик физического
воспитания детей дошкольного возраста,
выдвигают новые требования в поиске направлений
более эффективного развития детей дошкольного
возраста.
Одной из важных проблем дошкольного физического
воспитания является проблема формирования
двигательных навыков и умений детей.
Двигательные действия, совершаемые ребенком
многообразны: это труд, лепка, рисование,
игра на музыкальных инструментах, игровая
деятельность, бег, лазание, прыжки и т.д.
Совокупность его движений, объединенных
в целостные действия, проявляется в активном
отношении к жизни.
И. М. Сеченов писал: Все бесконечное разнообразие
внешнего проявления мозговой деятельности
сводится окончательно лишь к одному явлению
мышечному движению[4].
Рассматривая передвижение на лыжах, как
комплекс двигательных действий рад ученых
утверждают, что при обучении передвижению
на лыжах у человека происходит активное
формирование функций равновесия, координационных
способностей[3,519,20]. Передвижения на лыжах
формируют двигательные навыки и умения.
Повышают сопротивляемость организма
человека к агрессивным условиям внешней
среды.
Ходьба на лыжах оказывает на физическое
развитие ребенка в целом и закаляет его.
В процессе занятий усиливаются функциональная
деятельность внутренних органов, развиваются
мышцы, совершенствуется пространственная
ориентировка и координация движений,
а движения на свежем воздухе обеспечивают
интенсивную деятельность сердца и легких.
Обучение ходьбе на лыжах положительно
влияет на формирование осанки и стопы
ребенка[11].
Передвижение на лыжах не происходит в
стандартных условиях, где достаточным
является владение несколькими видами
движений, а происходит в условиях постоянно
меняющегося рельефа местности, качества
снежного покрытия, изменений метеорологических
условий, что требует овладения различных
способов передвижения на лыжах имеющих
определенную специфичность. И исходя
из этого лыжная подготовка является одним
из важных компонентов в физическом и
психическом развитии дошкольников.
Обучение передвижению на лыжах детей
дошкольного возраста рассматриваются
в трудах таких отечественных авторов
как Безруких М.М., Голощекина М.П, Кенеман
А.В, Осокиной Т.И, Степаненковой Э.Я, Хухлаевой
Д.В. и др.
Рассматривая лыжную подготовку в школе
касались обучения передвижению на лыжах
детей дошкольного возраста Бутин И. М.
Осинцев В.В., Евстратов В.Д, Чукардин Г.Б,
Сергеев Б.И и другие.
Несмотря на то, что вопрос обучения передвижению
на лыжах является достаточно изученным,
проблема обучения передвижению на лыжах
детей старшего дошкольного возраста
как средства совершенствования и приобретения
основных видов движений является, как
в отечественной так и зарубежной теории
и методике физического воспитания, мало
изученной, в связи с чем актуальность
данной темы является очевидной.
1.Значение ходьбы на лыжах.
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие ребенка и закаляет его. В процессе занятий усиливается функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах постоянно влияет на формирование свода стопы и осанки. По данным мониторинга за состоянием здоровья детей 4-5 лет во время занятий на лыжах выявлены благоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы. Чистота сердечных сокращений увеличивается в конце основной части занятия на 50-70% по отношению к исходному уровню. Самая высокая нагрузка, как правило, достигает в занятиях соревновательного характера (пульс возрастает на 80%). В заключительной части занятия он снижается до исходного уровня (превышает его лишь 5-10%). О характере физической нагрузке и ее влияние на организм ребенка судить и по внешним признакам. Как правило, наблюдается покраснение лица, значительно потливость, слегка учащенное дыхание, хорошее общее самочувствие. Благодаря регулярным занятиям на лыжах (1-2 раза в неделю) здоровье детей улучшилось. В основу содержания занятий положена методика М.П. Голощекиной. Проведению лыжных прогулок и занятий с детьми среднего дошкольного возраста предшествовала тщательная подготовка: беседы, упражнения (ходьба на носках, на наружных краях стоп, по узкой дорожке, приседания, пролезания, имитационные упражнения “Лыжники”), с правилами пользования лыжным инвентарем, гигиеническими требованиями [5].
Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабление мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционируется организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки).
Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка:
1) создание
интереса и любви к
2) развивать смелость
3) решительность
4) приучать
преодолевать трудности и
5) воспитывать чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи
2. Создание условий для занятий.
Для любого детского сада доступно обучение детей
передвижению на лыжах, так как оно не
требует создания особых условий, просто
и снаряжение юного лыжника.
Успех обучающих занятий во многом зависит
от условий их проведения (метеорологических
данных, лыжного снаряжения, выбора места
для занятия и т.п.). Лучше всего занятия
в средней климатической полосе России
проходят при температуре воздуха -8-12,
полном безветрии и сухом, рассыпчатом
снеге. Для детских садов, расположенных
в северных зонах, температурные нормы
могут быть несколько ниже. Нередко при
температуре воздуха -3 -5 и сильном ветре
занятия с детьми оказываются невозможными,
так как сильный ветер способствует потере
тепла организмом. Конечно, это можно предотвратить
непрерывной, напряженной физической
деятельностью, но маленьким детям нельзя
предъявлять таких требований, они быстро
устают, начинают капризничать. Необходимо
учитывать атмосферное давление и снегопад.
При низком атмосферном давлении организм
ребенка получает большую нагрузку, а
это отрицательно сказывается на физическом
состоянии ребенка, учащается дыхание,
пульс, которые дольше обычного не возвращаются
к исходным величинам. Продолжительность
лыжных занятий в большей степени зависит
и от свойства снега, и от состояния лыжни.
Самый лучший снег - это давно выпавший
и несколько слежавшийся. Большое количество
снега утомляет детей, затрудняет ходьбу
на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация
движений, дети с трудом удерживают равновесие,
часто падают. Лучшее время для проведения
занятий с детьми - 10 - 12часов дня. Занятия
в эти часы (часы прогулок) укладываются
в режим детского учреждения. Загородные
лыжные прогулки проводятся в тоже время.
С детьми 5 -7 лет занятия проводятся со
всей группой, не реже двух раз в неделю.
Продолжительность лыжных занятий в старшей
группе 20-30 минут, в подготовительной 30-35
минут. Также продолжительность занятий
зависит от степени овладения детьми двигательным
навыком передвижения на лыжах. Выезды
за город с детьми старшей и подготовительной
групп вместе с переездами, подготовкой
лыж и лыжных креплений занимают от 1ч.
30 мин. до 1 ч. 50 мин. Такая дозировка не
вызывает утомления, дети легко переключаются
на обычные игры. В процессе обучения ходьбе
на лыжах важен постоянный контроль за
детьми, так как лыжи очень увлекают детей,
и они порой не замечают наступающего
утомления. Кроме того, старшие дети, (особенно
мальчики) склонны к переоценке своих
сил и возможностей, нередко затевают
соревнования, бег на перегонки, а это
как раз и приводит к нервному и физическому
переутомлению.
3. Содержание и последовательность обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах.
Учитывая закономерную последовательность в овладении жизненно важными двигательными навыками, обучать передвижению на лыжах можно уже двухлетних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге. Однако серьезное обучение технике движений необходимо начинать с четырехлетнего возраста, поскольку этот период характерен большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно легко образуются нервные связи. Начиная с четвертого года жизни и до седьмого, дети должны овладеть разными способами ходьбы на лыжах, научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски.
Рассмотрим поподробнее содержание и последовательность обучения ходьбы на лыжах в разных возрастных группах
Во второй младшей группе (4-й год жизни) основная задача – ознакомить детей с разнообразными видами движений. На занятиях лыжной подготовкой необходимо научить детей надевать и снимать лыжи, ставить их на место, передвигаться по ровной лыжне ступающим шагом.
Дети 3—4 лет, овладевая новым
видом движения — ходьбой на лыжах,
используют двигательный опыт обычной
ходьбы. При этом ребенок сохраняет
прямое положение туловища, нога незначительно
сгибается в колене. Ему трудно удержать
равновесие и сохранить направление. Отмечается
неравномерность длины шагов, неустойчивость
темпа, часто при передвижении нарушается
ритмичность и координация.
Многие особенности передвижения детей
3—4 лет на лыжах обусловлены необычным
ощущением отягощения ног лыжами. В результате
ребенок беспорядочно балансирует руками,
корпусом, делает лишние движения, теряет
равновесие, лыжи расходятся или скрещиваются,
и он падает. «И что это я все падаю?», «Лыжи
не слушаются», «Лыжи меня почему-то за
ноги держат» — так реагируют дети на
свои неудачи.
Стремясь удержаться на узкой площади
опоры, ребенок широко расставляет руки
и ноги, медленно переставляет напряженные
ноги.
Задачи обучения:
заинтересовать ребенка предстоящими
лыжными занятиями;
познакомить с лыжным инвентарем, научить
надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно
лежащих лыжах;
помочь детям освоить новое для них чувство
отягощения ног лыжами;
способствовать овладению динамическим
равновесием при ходьбе на лыжах;
обучать передвижению на лыжах ступающим
и скользящим шагом;
учить детей поворотом переступанием.
В работе с детьми младшего дошкольного
возраста применяются разнообразные формы
обучения ходьбе на лыжах: занятия индивидуальные
и с подгруппой детей, непродолжительные
прогулки.
Большое внимание в этом возрасте следует
уделить подготовительным занятиям еще
до выхода на снег.
Стремясь вызвать интерес к ходьбе на
лыжах, можно рассказать детям в доступной
форме о том, как приятно скользить на
лыжах, скатываться с гор; показать фотографии
и иллюстрации; познакомить с куклой-лыжником.
Все это способствует уточнению основных
понятий: лыжи, лыжник, крепления — и пробуждает
интерес к ходьбе на лыжах.
Дети должны знать стойку для лыж, как
брать из стойки лыжи, как их переносить
к месту занятий (держа на плече, чтобы
концы лыж смотрели назад), как пользоваться
лыжными креплениями.
Лыжные крепления для детей 3—4 лет очень
просты (носковой ремень). Это необходимо
для того, чтобы при падении ребенок мог
легко сбросить лыжи и самостоятельно
подняться.
Обучение ходьбе на лыжах детей младшей
группы проходит на участке детского сада.
Основная задача при обучении — освоение
нового комплекса ощущений, связанных
с отягощением ног лыжами («чувство лыж»).
С этой целью можно предложить детям сначала
походить на небольших, хорошо отшлифованных
дощечках (40—50 см длиной и 5—6 см толщиной
с ременным креплением). Ходьба на таких
дощечках помогает овладеть динамическим
равновесием.
На первом занятии на снегу с целью освоения
«чувства лыж» воспитатель может провести
с детьми ряд упражнений, постоять на лыжах,
несколько раз присесть, поднять поочередно
каждую ногу с лыжей, походить по снегу,
прихлопывая лыжами, чередуя движения
ног с хлопками рук. Это упражнение проводится
в форме игры. «Ручки, ручки — хлоп, хлоп;
ножки, ножки — топ, топ»,— говорит воспитатель,
и дети повторяют за ним, делая то или иное
движение.
Необходимо, чтобы на первых же занятиях
дети сделали несколько шагов на лыжах.
Эти шаги, безусловно, будут робкими, как
бы нащупывающими. Малышам, впервые вставшим
на лыжи, более всего доступен ступающий
шаг. При этом скольжения еще нет. Носки
лыж несколько приподнимаются, и лыжи
ставятся на снег с легким прихлопыванием.
Воспитатель идет вместе с детьми и говорит:
«Длинный, длинный шаг; короткий, короткий
шаг».
Для развития устойчивого равновесия
на лыжах у детей трех лет воспитатель
проводит игры.
«Лошадки». Дети бегут, часто прихлопывая
лыжами по снегу. По сигналу воспитателя
«Тпру!» все останавливаются и натягивают
воображаемые вожжи.
«Большие и маленькие». Дети ходят по снегу.
На слова воспитателя: «Вот какие стали
большие!» — все выпрямляются, стоя на
лыжах, и вытягивают руки вверх. На слова:
«А вот такие мы маленькие были»,— дети
останавливаются и приседают.
Ходьба на лыжах с предметом (игрушкой) в руках также упражняет
в развитии чувства равновесия.
Детям этого возраста трудно ходить по
одной лыжне друг за другом, так как двигательный
навык несовершенен, различен и темп их
передвижения. Поэтому при ходьбе ступающим
шагом дети идут параллельно друг с другом
по 3—4 человека. При расстановке детей
на параллельных лыжнях можно провести
знакомые детям игры — «Идите ко мне»,
«Догоните меня» и др.
Следующей задачей обучения детей является
овладение скользящим шагом. Чтобы ребенок
почувствовал, как можно скользить на
лыжах, воспитатель прикрепляет к поясу
ребенка два ремня, за которые он держится.
Другие концы ремня воспитатель держит
сам и как бы катит ребенка за собой (буксировка).
На следующем этапе воспитатель показывает
скользящий шаг, медленно проходя перед
детьми, и говорит: «Посмотрите, как долго
я не отрываю лыж от снега, я скольжу, а
не иду. Чтобы правильно скользить, нужно
колени немножко согнуть, вот так (показывает)».
Затем предлагает детям повторить это
движение в медленном темпе. «На одной
ноге долго скользим, а потом скользим
на другой»,— поясняет воспитатель и идет
на лыжах рядом с детьми.
Можно предложить ребенку скользить до
определенного ориентира (флажок на расстоянии
8—10 м). Это задание хорошо провести в игровой
форме. Ребенок доходит до флажка, берет
его, размахивает им и ставит на место.
Дальнейшее усложнение состоит в ходьбе
между двумя рядами разноцветных флажков
(на ширине 1 м). Это повышает эмоциональное
настроение ребенка, вызывает интерес
к выполнению движения. Навык скольжения
отрабатывается на всех последующих занятиях
с детьми.
При ходьбе на лыжах на участке детского
сада возникает необходимость обойти
скамейку, дерево, кустарник, т. е. сделать
поворот. Детям 3—4 лет доступны несложные
повороты — это попеременное переставление
лыж мелкими шажками в направлении поворота.
В средней группе (5-й год жизни) формируются навыки ходьбы на лыжах – выполнение поворотов переступанием на месте вправо и влево, кругом в обе стороны, передвижение ступающим шагом по лыжне друг за другом, в горку прямо и наискось. В этом возрасте дети должны уметь самостоятельно брать и ставить лыжи на место, снимать, надевать и переносить их.
В средней группе продолжается
формирование двигательных навыков
ходьбы на лыжах, во время передвижения
ребенок еще широко расставляет руки и
ноги. При этом он долго не может найти
правильного положения туловища, чаще
всего стоит прямо, сохраняя привычное
равновесие. Недостаточный сгиб ноги в
коленях не дает необходимой силы для
отталкивания. Скольжение в этом возрасте
едва намечается; это даже не скольжение,
а своего рода подтаскивание ноги с лыжей
до уровня опорной ноги. У детей 4—5 лет
еще нет прямой зависимости между темпом
и длиной скользящего шага, частота шагов
довольно высокая. С возрастом и с формированием
навыка увеличивается длина шага и скорость
передвижения.
Анализ техники передвижения на лыжах
детей 4—5 лет позволил определить наиболее
часто встречающиеся особенности. Это
короткие шаги; неравномерность последовательных
шагов; положение тела ребенка характеризуется
малым наклоном вперед; в скольжении выражена
двухопорность; передача тяжести тела
с одной ноги на другую происходит с трудом.
Дети 4—5 лет могут не только ходить по
снежной целине и равнине, но и успешно
овладевают спусками с невысоких склонов.
При спусках они значительно быстрее овладевают
правильной техникой передвижения на
лыжах; динамическим и статическим равновесием.
Это объясняется тем, что при спусках ребенок
затрачивает меньше усилий, лыжи сами
скользят вперед.
Задачи обучения:
закреплять умение надевать и снимать
лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах.
Освоить чувство отягощения ног лыжами;
развивать динамическое равновесие;
закреплять умение ходить на лыжах ступающим
и скользящим шагом, делать повороты на
месте переступанием;
учить спуску с пологих склонов в низкой
стойке и подъему на склон «лесенкой».
В подготовительный период воспитатель
проводит с детьми беседу «Как мы ходили
на лыжах в младшей группе»; дети рассматривают
иллюстрации художника А. Маленкова в
книге К. Канн «Лыжи», вспоминают основные
понятия («лыжи», «лыжники», «крепления»),
уточняют правила ухода за лыжным инвентарем
и т. д. Для игр детям можно дать куклу-лыжника.
Первые занятия на снегу проводятся с
целью восстановления навыка передвижения
на лыжах ступающим и скользящим шагом,
поворотов.
Вначале воспитатель показывает эти движения,
сопровождая показ пояснением, обращает
внимание детей на то, что при скольжении
нога сгибается в колене и выдвигается
вперед, затем происходит одновременное
выпрямление ноги, находящейся сзади,
и за счет этого отталкивание. Туловище
при скольжении слегка наклоняется вперед.
Тяжесть тела переносится на выдвигаемую
ногу. Необходимо следить за тем, чтобы
правая рука выносилась вперед вместе
с левой ногой, а левая рука вместе с правой
ногой.
Большое внимание на втором году обучения
уделяется поворотам на лыжах переступанием
вправо и влево вокруг пяток лыж. На свежевыпавшем
снегу хорошо показать детям, как можно
«нарисовать» лыжами веер (переступанием
носками лыж, оставляя задний конец лыж
в неподвижном состоянии.
Дети учатся поворотам, обходя различные
предметы на участке детского сада («грибок»,
беседку, навес и т. д.).
Обучение спускам и подъемам на лыжах
можно начинать после того, как дети овладеют
динамическим равновесием, чувством отягощения
ног лыжами и усвоят навыки ступающего
и скользящего шага.
Вначале проводится спуск с очень пологого
склона, с длиной ската 3—4 м. Ребенок должен
низко присесть и спуститься по проложенной
лыжне. От занятия к занятию немного увеличивается
длина и крутизна склона, и к концу сезона
можно разрешить детям четырех лет спуск
с невысокого склона при длине ската 7—8
м. Для них доступен подъем типа «лесенка».
При подъеме «лесенкой» ребенок встает
боком к склону и передвигается вверх
приставными шагами. Основная трудность
заключается в умении параллельно ставить
лыжи.
Для освоения подъема «лесенкой» вначале
дети делают боковые переступания на свежевыпавшем
снегу по прямой. Необходимо следить, чтобы
они ставили лыжи параллельно. Оставшийся
на снегу след они называют дорожкой.
Подъем переступанием проводится вправо
и влево, чтобы нагрузка на обе стопы была
равномерной.
Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"