Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:20, контрольная работа
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя железные дороги, автомобильные дороги с твердым покрытием, воздушные линии, магистральные нефте- и продуктопроводы, магистральные газопроводы, речные судоходные пути и множество морских трасс.
Институт
экономики, управления и права
Контрольная
работа по курсу:
«Транспортное
право»
Студентка группы № 271-у (г.Казань)
Юридического факультета
Специальность «юриспруденция»
Алексеева
И.В.
2010 год
Транспортная
система РФ
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя железные дороги, автомобильные дороги с твердым покрытием, воздушные линии, магистральные нефте- и продуктопроводы, магистральные газопроводы, речные судоходные пути и множество морских трасс.
Каждым видом транспорта управляет собственная система управления.
Общее руководство транспортной системой осуществляет Министерство транспорта РФ. Основы ее полномочий заложены Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Этим указом (п. 1) создан путем разделения Министерства транспорта и связи РФ новый орган управления транспортной системой страны - Министерство транспорта РФ.
Новая структура объединила в своем составе ряд служб, занимающихся надзором и управлением в сфере транспорта:
Статус Министерства транспорта РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2004 г. № 274.
Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
Министерство осуществляет координацию деятельности входящих в его состав служб. Оно самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ по вопросам:
Министерство транспорта РФ принимает участие в выработке тарифной политики в области транспорта, геодезической и картографической деятельности.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта -- железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности её работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем.
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций -- перевозчиков и посредников -- с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт.
Железнодорожный транспорт наиболее развит в России. По протяжённости железнодорожного полотна (около 90 тысяч км, треть из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург -- Москва вступила в строй в 1851 году. Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.
В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность. Важнейшая магистраль -- Транссибирская -- начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году.
В 1913 году была построены ветвь Тюмень -- Омск -- Екатеринбург.
Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы -- Астана -- Павлодар -- Барнаул -- Артышта, которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск); линия Семипалатинск, Барнаул, Новосибирск; Байкало-Амурская магистраль.
В 1970--1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень -- Сургут -- Уренгой -- Ямбург.
В настоящее время со странами дальнего зарубежья Россия связана только через Белоруссию и Украину (за исключением Калининградской области, которая сама является анклавом). Украине сейчас принадлежит и морская железнодорожная переправа Ильичёвск -- Варна.
Морской транспорт - этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море -- Новороссийск, Таганрог, Туапсе; на Балтийском -- Калининград, Балтийск, Санкт-Петербург, Выборг; на Баренцевом -- Мурманск; на Белом -- Архангельск; на Японском -- Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный
Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва -- «портом пяти морей».
К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева.
В Сибири основные реки -- Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей -- 3300 км, Лена -- 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей -- Дудинка и Игарка -- доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги -- Красноярск, Братск, Усть-Кут.
Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.
Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.
Нефтепровод «Дружба» -- крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск -- Самара -- Унеча -- Мозырь -- Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
Альметьевск -- Нижний Новгород -- Рязань -- Москва;
Нижний Новгород -- Ярославль -- Кириши;
Самара -- Лисичанск -- Кременчуг -- Херсон, Снегирёвка -- Одесса;
Сургут -- Тюмень -- Уфа -- Альметьевск;
Нижневартовск -- Самара;
Сургут -- Полоцк;
Александровское -- Анжеро-Судженск;
Красноярск -- Ангарск;
Сургут -- Омск -- Павлодар -- Чимкент -- Чарджоу.
Газопровод Саратов -- Москва -- первый газопровод в России (840 км);
Ставрополь -- Москва;
Краснодарский край -- Ростов-на-Дону -- Серпухов -- Санкт-Петербург;
Средняя Азия -- Урал
Медвежье -- Надым -- Тюмень -- Уфа -- Торжок;
Надым -- Пунга -- Пермь;
Уренгой -- Сургут -- Тобольск -- Тюмень -- Челябинск.
крупнейшая в мире система газопроводов[3] Уренгой -- Помары -- Ужгород -- страны Восточной и Западной Европы (4451 км),
газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
Продуктопроводы:
Уфа -- Брест с ответвлением на Ужгород;
Уфа -- Омск -- Новосибирск;
Нижнекамск -- Одесса.
Автотранспорт в России развит слабо: он занимает одно из последних мест по объёму грузооборота. В связи с высокой стоимостью строительства дорог в сложных природных условиях и огромной территорией по плотности автомобильных дорог Россия уступает даже большинству развивающихся стран. Общая протяжённость автодорог -- 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом (в подавляющем большинстве не соответствуют мировым стандартам), 45,4 тыс. км дорог федерального значения.
Тем не менее, автомобильный транспорт имеет неоспоримое преимущество -- мобильность, а для пассажиров обладает комфортом, что создает перспективы для роста его роли.
Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
Информация о работе Контрольная работа по «Транспортному праву»