Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:35, реферат

Краткое описание

В современных условиях во всем мире остро стоит вопрос о состоянии здоровья населения и, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 46.46 Кб (Скачать)

Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для неспортсменов), так и поддерживающей.

В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой работоспособности рекомендуется  следующая исходно-ориентировочная  схема планирования занятий по физическому  воспитанию:

  • понедельник — занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
  • среда — занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
  • пятница (или суббота) — занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Следует отметить, что только систематическое использование  разнообразных средств физического  воспитания создает объективные  условия для оптимального проявления умственной работоспособности.

Физическое воспитание студентов  включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.

 

2.7. Особенности методики занятий  по физическому воспитанию в  различных учебных отделениях.

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным  отделениям: основное, специальное  и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической  подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного  курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т. е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

В основном отделении учебный  процесс направлен на:

  • всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
  • формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Занятия имеют заметно  выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей  физической работоспособности и  деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130 — 160 уд./мин.

В специальное учебное  отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, т. е. имеющие  определенные отклонения в состоянии  здоровья. Практический материал для  специального учебного отделения разрабатывается  преподавателями с учетом показаний  и противопоказаний для каждого  студента, имеет коррегирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания.

Учебный процесс в специальном  медицинском отделении имеет  определенную специфику и преимущественно  направлен на:

  • укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;
  • использование ст4удентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.

Направленность учебных  занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный  характер.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера  заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящих. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно коррегирующие физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально  регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.

Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки).

Студенты спортивного  отделения выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные  для основного отделения и  в те же сроки.

Таким образом, учебный процесс  по физическому воспитанию студентов  включает в себя два взаимосвязанных  содержательных компонента:

  1. базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности;
  2. спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.

 

2.8. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии  здоровья, по адаптивной физической  культуре.

Число студентов с ослабленным  здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной  программе, составляет в зависимости  от вида высшего учебного заведения  от 15 до 30%.

В связи с тенденцией увеличения количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значение современного направления  физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления которого являются больные люди, - адаптивной физической культуры (АФК). Специалисты  АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым максимально возможному развитию их жизнеспособности и эффективной самореализации в качестве социально значимых членов общества (С. П. Евсеев, 1998; Г. А. Хомутов, 1999).

Образовательный процесс  по дисциплине «Физическая культура»  со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, осуществляется по учебной программе, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический (Г. А. Хомутов, 1999).

В образовательном модуле программы студенты получают знания на уровне современных научных достижений по проблеме «Человек и его здоровье».

В валеометрическом модуле программе студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представление об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, динамике состояния здоровья под влиянием реализации собственной программы оздоровления.

Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим началом образовательного процесса является разработка студентами личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной по содержанию, текущей и перспективной  по времени программы оздоровления. Обязательными составляющими базовой  программы являются двигательная активность, термозакаливание, дыхательная гимнастика, рациональное питание, психотехнологии. Дополнительные программы включают индивидуальные методы оздоровления, зависящие от имеющегося у студентов заболевания. Базовая и дополнительная программы индивидуального оздоровления по времени планируются как текущие — на период обучения в вузе и как перспективные — на обозримый период времени, примерно на 5 лет.

В практическом модуле программы  целеполагание подкрепляется целедостижением, т. е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздоровления на занятиях по адаптивной физической культуре и самостоятельно.

Оптимальными формами (адекватными  состоянию здоровья) привлечения  студентов к освоению ценностного  потенциала физической культуры являются:

  1. практическая реализация под руководством преподавателя личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоровления;
  2. рекреативные занятия в виде циклических физических упражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыжные прогулки).

Как показали исследования Г. А. Хомутова, практическая реализация личностно-ориентированной программы  оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии  здоровья. Это подтверждается положительной  динамикой морфофункциональных  показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после физической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культуре способствуют оптимизации психофизиологического  статуса студентов, что проявляется  в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения (методика САН).

 

 

 

 

 

 

2.9. Формы организации физического  воспитания студентов.

Физическое воспитание в  вузе проводится на протяжении всего  периода обучения студентов в  режиме учебной деятельности и во внеурочное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.

  1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 часа в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.
  2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях (по 2 - 4 часа в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания.

Физическое воспитание студентов во внеурочное время (т. е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.

  1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 часов аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8 — 10 минут.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в  режиме учебного дня выполняют функцию  активного отдыха.

  1. Организационные занятия студентов во внеурочное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга под руководством педагога по физической культуре и спорту.
  2. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).
  3. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристские походы.
  4. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристские походы, физкультурно-спортивные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования.

Таким образом, помимо решения  воспитательных и образовательных  задач физическое воспитание во внеурочное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную  работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных  физкультурно-спортивных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах