Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:35, реферат
В современных условиях во всем мире остро стоит вопрос о состоянии здоровья населения и, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.
Таким образом, направленность
занятий физическими
В рамках учебной недели
с целью обеспечения устойчивой
работоспособности
Следует отметить, что только
систематическое использование
разнообразных средств
Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.
2.7. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
Для проведения занятий по
физическому воспитанию все студенты
в каждом вузе распределяются по учебным
отделениям: основное, специальное
и спортивное. Распределение проводится
в начале учебного года с учетом
пола, состояния здоровья (медицинского
заключения), физического развития,
физической и спортивно-технической
подготовленности, интересов студентов.
На основе этих показателей каждый
студент попадает в одно из трех
отделений для прохождения
В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т. е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.
В основном отделении учебный процесс направлен на:
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130 — 160 уд./мин.
В специальное учебное
отделение зачисляются
Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:
Направленность учебных
занятий носит ярко выраженный оздоровительно-
Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.
Группа А комплектуется из студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.
Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящих. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.
Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно коррегирующие физические упражнения.
Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.
Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.
В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.
Занятия строятся на основе
соблюдения принципов спортивной тренировки
(цикличность, волнообразность, единство
общей и специальной
Студенты спортивного
отделения выполняют
Таким образом, учебный процесс по физическому воспитанию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:
2.8. Методика занятий со
Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, составляет в зависимости от вида высшего учебного заведения от 15 до 30%.
В связи с тенденцией увеличения количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значение современного направления физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления которого являются больные люди, - адаптивной физической культуры (АФК). Специалисты АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым максимально возможному развитию их жизнеспособности и эффективной самореализации в качестве социально значимых членов общества (С. П. Евсеев, 1998; Г. А. Хомутов, 1999).
Образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, осуществляется по учебной программе, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический (Г. А. Хомутов, 1999).
В образовательном модуле программы студенты получают знания на уровне современных научных достижений по проблеме «Человек и его здоровье».
В валеометрическом модуле программе студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представление об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, динамике состояния здоровья под влиянием реализации собственной программы оздоровления.
Систематизирующим, объединяющим
и стимулирующим началом
В практическом модуле программы целеполагание подкрепляется целедостижением, т. е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздоровления на занятиях по адаптивной физической культуре и самостоятельно.
Оптимальными формами (адекватными состоянию здоровья) привлечения студентов к освоению ценностного потенциала физической культуры являются:
Как показали исследования
Г. А. Хомутова, практическая реализация
личностно-ориентированной
2.9. Формы организации физического воспитания студентов.
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеурочное время.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.
Физическое воспитание студентов во внеурочное время (т. е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.
Физкультпаузы проводятся после первых 4 часов аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8 — 10 минут.
Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.
Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
Таким образом, помимо решения
воспитательных и образовательных
задач физическое воспитание во внеурочное
время призвано повысить двигательную
активность студентов; улучшить профессионально-прикладную
готовность и оптимизировать учебную
работоспособность путем снятия
нервно-эмоционального напряжения; продолжить
формирование знаний, умений и навыков,
связанных с проведением
Информация о работе Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах