Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:35, реферат

Краткое описание

В современных условиях во всем мире остро стоит вопрос о состоянии здоровья населения и, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 46.46 Кб (Скачать)

1.Введение.

В современных условиях во всем мире остро стоит вопрос о  состоянии здоровья населения и, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ  жизни и спортивный стиль жизнедеятельности  должны стать надежной защитой, способной  помочь молодежи адаптироваться к новым  условиям жизни и профессиональной деятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует  требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.  
Экономические и политические преобразования в России резко обострили общие социальные проблемы жизни людей. Особенно тревожная ситуация сложилась с состоянием здоровья населения страны. Негативная демографическая ситуация, при которой смертность превышает рождаемость, ведет к сокращению численности населения государства.  
Так в России, как показывает статистика, на протяжении последних лет снижается уровень здоровья населения во всех социально-демографических группах.  
За последние 10-15 лет уровень заболеваемости новорожденных увеличился с 82,4 до 173,7 случаев из 1000 родившихся.  
По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев не готовы к школьному обучению дети в возрасте 6 лет 16-20% от общего числа обследованных. У 33-50% детей выявляются функциональные отклонения. Около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% призывников не выполняют предусмотренные нормативы, а 20% признаются негодными к службе в армии по состоянию здоровья.  
Систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. За время обучения в вузе в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний. По данным выборочных медицинских обследований, в среднем, у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно- психических, сердечно- сосудистых, органов дыхания, а у 25% наблюдается снижение остроты зрения.  
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и студенческой молодежи влечет за собой снижение уровня здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем скажется на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Известно, что здоровье нации - это социальная проблема, поскольку образ жизни является доминирующим фактором, определяющим в совокупности и физическое, и психическое, и нравственное здоровье человека. Поэтому значимость сферы физической культуры в современных условиях существенно возрастает. Успешному выполнению социальной роли физической культуры в обществе могут способствовать, как внешние факторы (увеличение финансирования, расширение материально- технического оснащения, увеличение количества и качества подготовки педагогических и тренерских кадров и т.д.), так и внутренние (повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы за счет использования новых форм и средств физической культуры, создания современной инфраструктуры и т.д.).  
Анализ состояния сферы физической культуры и спорта в России показывает, что в настоящее время имеются значительные внутренние ресурсы для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с населением. Мобилизация этих ресурсов связана с перестройкой самого отношения к процессу физического воспитания, расширением границ традиционного понимания физической культуры, использованием широкого арсенала средств, вырабатываемых для улучшения здоровья всех социально-демографических групп населения страны.  
Многие специалисты отмечают, что в современных условиях необходима радикальная модернизация самого процесса физического воспитания. По данным социологических опросов, проведенных в общеобразовательных школах России, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, гражданских и военных вузах в последние годы (1991-2005 гг.) наблюдается снижение интереса учащейся молодежи к занятиям физической культурой. Объясняется это множеством причин, среди которых не последнее место занимает то обстоятельство, что в системе физического воспитания на протяжении многих десятилетий доминируют методы и средства, направленные, прежде всего, на развитие двигательной активности человека, увеличение функциональных возможностей его организма путем использования физических упражнений. Это отразилось на тематике научных исследований, на разработке программ и методических материалов, на процессе подготовки кадров, на непосредственной организации физического воспитания среди различных групп населения.  
Однонаправленность в использовании традиционных средств физической культуры привела к тому, что постепенно само понимание физической культуры свелось к физическим упражнениям, к двигательной активности.  
Крен в сторону двигательной активности при использовании арсенала средств физической культуры повлек за собой сужение возможностей реализации мощного разнопланового потенциала физической культуры и спорта. Разработка новых методик, направленных на качественное расширение применяемых средств не ведется в должном объеме.  
Таким образом, одной из тенденций, характеризующих современную ситуацию в сфере физической культуры и спорта, является снижение интереса к организованным занятиям физической культурой, сопряженного с недостаточной эффективностью таких занятий, недостатками в их методическом обеспечении, наличием множества проблем в организации процесса физического воспитания в целом.

Физическое воспитание студентов - один из основных видов культуры личности будущего молодого специалиста и  общества в целом, поскольку всестороннего  и универсального развития человека за ее пределами осуществить невозможно.

 

2.1. Сущность и причины возникновения  физического воспитания в обществе.

Возникновение физического  воспитания относится к самому раннему  периоду в истории общества. Элементы физического воспитания возникли в  первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического  процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые  вели более активный и подвижный  образ жизни, многократно повторяли  те или иные физические действия, проявляли  физические усилия. Были и более  сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному  пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал иммитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее. В ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т. е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание  человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организационного физического  воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но в плоть до Новейшей истории  они оставались достоянием немногих представителей привилегированных  классов или ограничивались рамками  военного обучения.

 

2.2. Физическая культура в непрофессиональных  ВУЗах.

Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент  формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного  единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое  благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов  физической культуры, формирования прогрессивных  тенденций в развитии общественного  мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как  вида культуры будущего специалиста.

В последние годы значительно  вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных  исследованию эффективности внедрения  нетрадиционных форм, средств и методов  физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес  представляют работы, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманитаризации вузовского образования.

Оценивая положительный  вклад специалистов в разработку проблемы физкультурной деятельности студентов, необходимо отметить, что  теоретические аспекты различных  видов физической культуры, обоснование  целенаправленного использования  ее нетрадиционных форм, средств и  методов еще не нашли практического  внедрения. Остаются нерешенными и  другие важные аспекты нравственного, духовного и физического оздоровления студенческой молодежи.

Главными критериями при  разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать  как объективную (требования общества), так и субъективную (личное желание) потребности в различных видах  физкультурной деятельности. Для  каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и  методы, связи с другими ее видами. Такой подход направлен непосредственно  на удовлетворение потребности, мотивов  и личностных ориентации в физкультурной  деятельности каждого молодого человека и в значительной степени повысит  престиж физической культуры в системе  гуманитаризации вузовского образования.

Установлены приоритетные мотивы студентов в физкультурной деятельности, которые можно условно объединить в следующие группы:

- удовлетворение студентов  от самого процесса физкультурной  деятельности (эмоциональность, динамичность, разнообразие, новизна, общение и  т.п.);

- получение повышенных  результатов в процессе занятий  избранным видом физической культуры (приобретение знаний, умений, навыков,  получение разрядов и т.п.);

- новые перспективы в  процессе физкультурной деятельности (физическое совершенство, спортивное  мастерство, воспитание характера,  воли, настойчивость, трудолюбия  и т.п.);

В теории физической культуры разработаны основные формы функционирования физической культуры: неспециальное  физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Основой такого единства выступает главное средство - физические упражнения. Они являются началом, основной структурной единицей практики, отношением взаимодействия организма и его  движений.

Основная форма функционирования физической культуры в вузах - неспециальное  физкультурное образование. Как  и образование в целом, оно  является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества в целом. На необходимость усиления образовательной направленности физкультурной  деятельности и обеспечения грамотности  студенческой молодежи вузов нефизкультурного профиля указывается в ряде научных работ.

Повышение образовательной  направленности физкультурной деятельности молодежи означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения их знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.

Социологические исследования показывают, что мировоззренческое, нравственное, эстетическое и общекультурное развитие личности студента не входит в задачи кафедры физической культуры, что процесс этот должен осуществляться только кафедрами общественных наук. Такая позиция на практике трансформируется в отношение вузовских специалистов к всестороннему развитию личности молодого специалиста, к органическому  единству ее профессиональных и общекультурных качеств как к чему-то второстепенному, лишь сопутствующему профессиональной подготовке.

В то же время студенческая молодежь не полностью разделяет  такую позицию. Так, в вузах Центрально-Черноземного района России почти 60% респондентов полагают, что специалист с высшим образованием не может быть неразвитым в культурном отношении и не может не знать  достижения литературы, театра, музыки, спорта.

В исследовании был выявлен  большой разброс в потребности  студентов, обучающихся на различных  факультетах, в занятиях физической культурой (см. таблицу).

 

Оценка студентами значимости культуры (n - 20000, %)

Суждения студентов 

Факультеты 

 

гуманитарный 

естественный 

технический

Специалист не может быть не развит в культурном отношении 

80

57

52

Специалист не может обойтись без широких знаний в области  культуры

17

29

31

Для специалистов более важны  занятия физической культурой, забота о здоровье

2

12

15

Главное в культуре - следовать  примеру окружающих

1

1

3


 

 

2.3. Значение и задачи физического  воспитания студентов.

Физическая культура в  Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных  заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое  благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные  и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать:

1. Достижение целостности  знания о человеке, его культуре  как системе норм, ценностей, ориентированных  на развитие личностных качеств  каждого молодого человека.

2. Создание гуманитарных  основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности  студента в единстве с его  физкультурной деятельностью.

3. Воспитание у студентов  потребности и способности руководствоваться  в своей жизнедеятельности гуманистическими  мотивами и целями физкультурной  деятельности, умения протезировать  и самокритично оценивать результаты  телесного и духовного развития.

4. Ориентация студентов  на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах их жизнедеятельности.

В неспециальном физкультурном  образовании можно выделить три группы функций:

1. Функции обучения: сообщение  специальных знаний в области  всестороннего физического развития  личности студента, теории и методики  занятий физическими упражнениями  в различных видах физической  культуры. Формирование двигательных  умений и навыков, рациональной  техники выполнения физических  упражнений, двигательных приемов  и действий.

2. Функции воспитания: формирование  осознанного отношения студентов  к своему физическому развитию, воспитание решительности, силы  воли к преодолению значительных  физических нагрузок в условиях  повышенной психоэмоциональной напряженности, связанной с интенсификацией гуманитаризации высшей школы, формирование потребностей и мотивов в регулярной физкультурной активности.

3. Функции управления" педагогическим воздействием:

развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений. Совершенствование  форм, средств и методов телесного  и духовного развития молодежи в  условиях физкультурной деятельности.

Информация о работе Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах