Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:35, реферат
В современных условиях во всем мире остро стоит вопрос о состоянии здоровья населения и, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.
1.Введение.
В современных условиях во
всем мире остро стоит вопрос о
состоянии здоровья населения и,
в том числе, учащейся молодежи. Спорт,
физическая культура, здоровый образ
жизни и спортивный стиль жизнедеятельности
должны стать надежной защитой, способной
помочь молодежи адаптироваться к новым
условиям жизни и профессиональной
деятельности, противостоять непрерывно
ухудшающейся экологической обстановке.
Это, в свою очередь, актуализирует
требование формирования у молодого
человека ценностной ориентации и мышления
относительно сознательного укрепления
здоровья.
Экономические и политические преобразования
в России резко обострили общие социальные
проблемы жизни людей. Особенно тревожная
ситуация сложилась с состоянием здоровья
населения страны. Негативная демографическая
ситуация, при которой смертность превышает
рождаемость, ведет к сокращению численности
населения государства.
Так в России, как показывает статистика,
на протяжении последних лет снижается
уровень здоровья населения во всех социально-демографических
группах.
За последние 10-15 лет уровень заболеваемости
новорожденных увеличился с 82,4 до 173,7 случаев
из 1000 родившихся.
По комплексу медицинских и психолого-педагогических
критериев не готовы к школьному обучению
дети в возрасте 6 лет 16-20% от общего числа
обследованных. У 33-50% детей выявляются
функциональные отклонения. Около 53% учащихся
общеобразовательных школ имеют ослабленное
здоровье. Доля здоровых детей к концу
обучения в школе не превышает 20-25%. Снижается
уровень физической подготовленности
учащейся молодежи. Около 50% призывников
не выполняют предусмотренные нормативы,
а 20% признаются негодными к службе в армии
по состоянию здоровья.
Систематически снижается уровень здоровья
студенческой молодежи. За время обучения
в вузе в несколько раз увеличивается
число хронических заболеваний. По данным
выборочных медицинских обследований,
в среднем, у 40% студентов имеются признаки
различных хронических заболеваний, в
основном нервно- психических, сердечно-
сосудистых, органов дыхания, а у 25% наблюдается
снижение остроты зрения.
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья
детей и студенческой молодежи влечет
за собой снижение уровня здоровья во
всех возрастных группах и в дальнейшем
скажется на качестве трудовых ресурсов,
воспроизводстве поколений. Известно,
что здоровье нации - это социальная проблема,
поскольку образ жизни является доминирующим
фактором, определяющим в совокупности
и физическое, и психическое, и нравственное
здоровье человека. Поэтому значимость
сферы физической культуры в современных
условиях существенно возрастает. Успешному
выполнению социальной роли физической
культуры в обществе могут способствовать,
как внешние факторы (увеличение финансирования,
расширение материально- технического
оснащения, увеличение количества и качества
подготовки педагогических и тренерских
кадров и т.д.), так и внутренние (повышение
эффективности физкультурно-оздоровительной
работы за счет использования новых форм
и средств физической культуры, создания
современной инфраструктуры и т.д.).
Анализ состояния сферы физической культуры
и спорта в России показывает, что в настоящее
время имеются значительные внутренние
ресурсы для повышения эффективности
физкультурно-оздоровительной работы
с населением. Мобилизация этих ресурсов
связана с перестройкой самого отношения
к процессу физического воспитания, расширением
границ традиционного понимания физической
культуры, использованием широкого арсенала
средств, вырабатываемых для улучшения
здоровья всех социально-демографических
групп населения страны.
Многие специалисты отмечают, что в современных
условиях необходима радикальная модернизация
самого процесса физического воспитания.
По данным социологических опросов, проведенных
в общеобразовательных школах России,
профессионально-технических училищах,
техникумах, колледжах, лицеях, гражданских
и военных вузах в последние годы (1991-2005
гг.) наблюдается снижение интереса учащейся
молодежи к занятиям физической культурой.
Объясняется это множеством причин, среди
которых не последнее место занимает то
обстоятельство, что в системе физического
воспитания на протяжении многих десятилетий
доминируют методы и средства, направленные,
прежде всего, на развитие двигательной
активности человека, увеличение функциональных
возможностей его организма путем использования
физических упражнений. Это отразилось
на тематике научных исследований, на
разработке программ и методических материалов,
на процессе подготовки кадров, на непосредственной
организации физического воспитания среди
различных групп населения.
Однонаправленность в использовании традиционных
средств физической культуры привела
к тому, что постепенно само понимание
физической культуры свелось к физическим
упражнениям, к двигательной активности.
Крен в сторону двигательной активности
при использовании арсенала средств физической
культуры повлек за собой сужение возможностей
реализации мощного разнопланового потенциала
физической культуры и спорта. Разработка
новых методик, направленных на качественное
расширение применяемых средств не ведется
в должном объеме.
Таким образом, одной из тенденций, характеризующих
современную ситуацию в сфере физической
культуры и спорта, является снижение
интереса к организованным занятиям физической
культурой, сопряженного с недостаточной
эффективностью таких занятий, недостатками
в их методическом обеспечении, наличием
множества проблем в организации процесса
физического воспитания в целом.
Физическое воспитание студентов
- один из основных видов культуры личности
будущего молодого специалиста и
общества в целом, поскольку всестороннего
и универсального развития человека
за ее пределами осуществить
2.1. Сущность и причины
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического
процесса люди обратили внимание на то,
что те члены племени, которые
вели более активный и подвижный
образ жизни, многократно повторяли
те или иные физические действия, проявляли
физические усилия. Были и более
сильными, выносливыми и
Осознав эффект упражняемости, человек стал иммитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее. В ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т. е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.
Таким образом, осознание
человечеством явления
Формы организационного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но в плоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.
2.2. Физическая культура в
Физическая культура представлена
в вузах как учебная дисциплина
и важнейший базовый компонент
формирования общей культуры молодежи.
Она способствует гармонизации телесно-духовного
единства, обеспечивает формирование
таких общечеловеческих ценностей,
как здоровье, физическое и психическое
благополучие, физическое совершенство
студенческой молодежи. Понимание физической
культуры личности студента как ценности
может стать действенным
В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных исследованию эффективности внедрения нетрадиционных форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманитаризации вузовского образования.
Оценивая положительный
вклад специалистов в разработку
проблемы физкультурной деятельности
студентов, необходимо отметить, что
теоретические аспекты
Главными критериями при разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать как объективную (требования общества), так и субъективную (личное желание) потребности в различных видах физкультурной деятельности. Для каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и методы, связи с другими ее видами. Такой подход направлен непосредственно на удовлетворение потребности, мотивов и личностных ориентации в физкультурной деятельности каждого молодого человека и в значительной степени повысит престиж физической культуры в системе гуманитаризации вузовского образования.
Установлены приоритетные мотивы
студентов в физкультурной
- удовлетворение студентов
от самого процесса
- получение повышенных
результатов в процессе
- новые перспективы в
процессе физкультурной
В теории физической культуры разработаны основные формы функционирования физической культуры: неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Основой такого единства выступает главное средство - физические упражнения. Они являются началом, основной структурной единицей практики, отношением взаимодействия организма и его движений.
Основная форма
Повышение образовательной направленности физкультурной деятельности молодежи означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения их знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.
Социологические исследования
показывают, что мировоззренческое,
нравственное, эстетическое и общекультурное
развитие личности студента не входит
в задачи кафедры физической культуры,
что процесс этот должен осуществляться
только кафедрами общественных наук.
Такая позиция на практике трансформируется
в отношение вузовских
В то же время студенческая
молодежь не полностью разделяет
такую позицию. Так, в вузах Центрально-
В исследовании был выявлен большой разброс в потребности студентов, обучающихся на различных факультетах, в занятиях физической культурой (см. таблицу).
Оценка студентами значимости культуры (n - 20000, %)
Суждения студентов |
Факультеты | ||
гуманитарный |
естественный |
технический | |
Специалист не может быть не развит в культурном отношении |
80 |
57 |
52 |
Специалист не может обойтись без широких знаний в области культуры |
17 |
29 |
31 |
Для специалистов более важны занятия физической культурой, забота о здоровье |
2 |
12 |
15 |
Главное в культуре - следовать примеру окружающих |
1 |
1 |
3 |
2.3. Значение и задачи физического воспитания студентов.
Физическая культура в
Основах законодательства Российской
Федерации о физической культуре
и спорте представлена в высших учебных
заведениях как учебная дисциплина
и важнейший компонент
Свои образовательные
и развивающие функции
Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать:
1. Достижение целостности
знания о человеке, его культуре
как системе норм, ценностей, ориентированных
на развитие личностных
2. Создание гуманитарных
основ (нравственно-этических,
3. Воспитание у студентов
потребности и способности
4. Ориентация студентов
на самообразование,
В неспециальном физкультурном образовании можно выделить три группы функций:
1. Функции обучения: сообщение
специальных знаний в области
всестороннего физического
2. Функции воспитания: формирование
осознанного отношения
3. Функции управления" педагогическим воздействием:
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений. Совершенствование форм, средств и методов телесного и духовного развития молодежи в условиях физкультурной деятельности.
Информация о работе Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах