Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:35, реферат

Краткое описание

В современных условиях во всем мире остро стоит вопрос о состоянии здоровья населения и, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 46.46 Кб (Скачать)

Функции физической культуры между собой тесно взаимосвязаны  и проявляются в единстве. Органическое единство функций физической культуры, их взаимопроникновение, превращение  цели одной в средство достижения другой, ориентация всех целей функций  на развитие личности студента - необходимое  условие воспитания у молодых  специалистов активной жизненной позиции. Это единство формирует основы социально  зрелого интеллигента, сознающего свою ответственность перед обществом  и в полную меру реализующего творческий потенциал в различных видах  жизнедеятельности.

Задачи физического  воспитания. В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

  • понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

На основе государственных  образовательных стандартов высшего  профессионального образования  в учебных планах факультетов  вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования  в цикле дисциплин общекультурной подготовки предусмотрено выделение  обязательных учебных часов (408 ч) на дисциплину «Физическая культура»  на весь период обучения с проведением  ежесеместровых зачетов в соответствии с требованиями учебной программы для вузов по физическому воспитанию.

 

 

2.4. Содержание программы физического  воспитания студентов.

Физическое воспитание в  режиме учебной работы студентов  регламентируется учебными планами  и программами, которые разрабатываются  и утверждаются Министерством высшего  образования РФ. Государственная  программа физического воспитания определяет обязательный для студентов  всех вузов объем физкультурных  знаний, двигательных умений, навыков  и уровень развития физических качеств.

Программа по физическому  воспитанию студентов содержит тир  основных раздела: теоретический, практический и контрольный.

Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования дли личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.

Знания сообщаются преподавателями  кафедры физического воспитания в форме поточных лекций в объеме 26 часов.

Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

Практический  раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно. Целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Практический раздел программы  реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12 — 15 человек).

Методико- практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов  на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими  достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие  согласуется с соответствующей  теоретической темой.

Программой предусматривается  следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом:

  • методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах);
  • простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
  • методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
  • методика коррегирующей гимнастики для глаз;
  • методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;
  • методы коррекции и оценки осанки и телосложения;
  • методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития;
  • методы самоконтроля за функциональным состоянием организма;
  • методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;
  • методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

Учебно-тренировочные занятия  направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышение  уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического  раздела, направленными на обеспечение  необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание  оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые  и прыжковые), спортивные игры, лыжные гонки, упражнения физической подготовки и силовой направленности.

Практический раздел предусматривает  как обучение занимающихся новым  двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты.

Обязательными тестами, определяющими  физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 метров; 2) поднимание и опускание туловища из положения  лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 метров (женщины) и 3000 метров (мужчины).

2.5. Возрастные особенности контингента  обучающихся в вузе.

В вузах контингент обучающихся  относится к юношескому и молодежному  возрастам (молодежный возраст считается 19 — 28 лет). Организуя и проводя  занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и  психологические особенности.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов  при завершении роста тела в длину  продолжается морфофункциональное  развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии  грудной клетки, жизненной емкости  легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма  молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает  значение эффективного формирующего фактора  при направленном применении средств  и методов в соответствии с  индивидуальными данными физического  развития и физической подготовленности студентов.

Оптимизация физического  развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих  физических качеств и морфофункциональных  показателей (улучшение осанки, регулирование  массы тела, увеличение жизненной  емкости легких). Оценка морфофункциональных  данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей  с имеющимися в литературе стандартами  физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического развития, использования метода индексов и др.

Известно, что возраст  человека накладывает определенный отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Социологические  исследования показывают, что в целом  студенческая молодежь позитивно относится  к занятиям физической культурой, спортом. Вместе с тем у большей части  юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и  естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются  необходимые психологические предпосылки  для лучшего усвоения учебной  программы к предмету. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности здоровье студентов. Вот почему формирование соответствующей  мотивации деятельности надо рассматривать  как одну их важнейших педагогических задач.

Развитие у студентов  физкультурно-спортивных интересов  должно осуществляться на основе:

  • усиления социально значимой мотивации интереса;
  • повышения качества учебного процесса;
  • дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию;
  • сообщения студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству);
  • более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Методические основы физического  воспитания в вузе.

Обучение в высшем учебном  заведении сопряжено с большим  объемом учебной работы и высокой  умственной напряженностью. Причем интенсивность  учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в  связи с увеличением потока научной  информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у  студентов на протяжении всего периода  обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня  и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между  физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности  при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6 — 8 часов занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе.

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие  принципиальные положения.

  1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70 — 75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160 — 170 уд./мин.

Во второй половине каждого  семестра примерно 70 — 75% применяемых  средств необходимо использовать для  воспитания силы, общей и силовой  выносливости. Причем интенсивность  в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).

Такое построение учебных  и самостоятельных занятий оказывает  стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.

  1. На занятиях физического воспитания, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС=110 — 130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130 — 150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50 — 60%. основное назначение таких занятий — обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда урок физического  воспитания проводится но 3 -4 -й паре, ЧСС не должна превышать 150 — 160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

  1. Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
  2. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
  3. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60 — 70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

Информация о работе Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах