Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:35, реферат
В современных условиях во всем мире остро стоит вопрос о состоянии здоровья населения и, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.
Функции физической культуры
между собой тесно
Задачи физического воспитания. В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
На основе государственных
образовательных стандартов высшего
профессионального образования
в учебных планах факультетов
вузов по всем направлениям и специальностям
высшего профессионального
2.4. Содержание программы
Физическое воспитание в
режиме учебной работы студентов
регламентируется учебными планами
и программами, которые разрабатываются
и утверждаются Министерством высшего
образования РФ. Государственная
программа физического
Программа по физическому воспитанию студентов содержит тир основных раздела: теоретический, практический и контрольный.
Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования дли личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций в объеме 26 часов.
Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно. Целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Практический раздел программы
реализуется на методико-практических
и учебно-тренировочных
Методико- практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.
Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом:
Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), спортивные игры, лыжные гонки, упражнения физической подготовки и силовой направленности.
Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты.
Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 метров; 2) поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 метров (женщины) и 3000 метров (мужчины).
2.5. Возрастные особенности
В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам (молодежный возраст считается 19 — 28 лет). Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.
Медико-биологическими исследованиями
установлено, что у студентов
при завершении роста тела в длину
продолжается морфофункциональное
развитие организма. Наблюдается увеличение
массы тела, окружности и экскурсии
грудной клетки, жизненной емкости
легких, мышечной силы, физической работоспособности.
В этот период биологического развития,
период завершения становления организма
молодого человека, его организм обладает
достаточно высокой пластичностью,
адаптацией к физическим нагрузкам.
Однако физическое воспитание приобретает
значение эффективного формирующего фактора
при направленном применении средств
и методов в соответствии с
индивидуальными данными
Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких). Оценка морфофункциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в литературе стандартами физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического развития, использования метода индексов и др.
Известно, что возраст
человека накладывает определенный
отпечаток на его психологию, мотивы
поведения, интересы. Социологические
исследования показывают, что в целом
студенческая молодежь позитивно относится
к занятиям физической культурой, спортом.
Вместе с тем у большей части
юношей и особенно девушек не сформированы
физкультурно-спортивные интересы и
естественная потребность в активной
двигательной деятельности. В силу
этого обстоятельства не создаются
необходимые психологические
Развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе:
2.6. Методические основы
Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.
Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6 — 8 часов занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.
Во второй половине каждого семестра примерно 70 — 75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).
Такое построение учебных
и самостоятельных занятий
В случае, когда урок физического воспитания проводится но 3 -4 -й паре, ЧСС не должна превышать 150 — 160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
Информация о работе Физическая культура в непрофессиональных ВУЗах