Динамика двигательной подготовленности и физического здоровья у легкоатлетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:04, реферат

Краткое описание

Физическими качествами принято считать врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Матвеев Л.П.,2002).

Файлы: 1 файл

Наступательная тактика.docx

— 51.07 Кб (Скачать)

Московский  Институт Физической Культуры и Спорта. 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Динамика двигательной подготовленности и физического здоровья у легкоатлетов».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент: Горшков М. С.

Преподаватель: Парфёнов А.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011. 

Физические  качества 
 
 
 
Физическими качествами принято считать врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Матвеев Л.П.,2002).  
 
Для обозначения способностей, относящимся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями: физические, двигательные, моторные, психомоторные, психофизические и т.п. 
 
В теории и методике физического воспитания в большей мере используются термины " физические" или " или двигательные" способности. В самом общем виде физические способности можно определить как индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, но не всяких, а лишь тех, которые связаны с успешностью осуществления той либо другой двигательной деятельности. (Евсеев Ю.И.,2004). 
 
К основным физическим качествам относят мышечную силу, скоростные способности (быстроту), выносливость, гибкость и ловкость.  
 
Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). 
 
Силовые способности - это комплекс это комплексразличных проявлений человека в определенной деятельности, в основе которых лежит понятие " сила".  
 
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей человека. Среди них выделяют:  
 
1) собственно- мышечные;  
 
2) центрально-нервные;  
 
3) личностно-психические;  
 
4) биохимические;  
 
5) физиологические факторы, в которых осуществляется двигательная деятельность.  
 
Различают собственно силовые способности и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость). (Матвеев Л.П., Новиков А.Д., 2002). 
 
В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила- это максимальная сила, проявляемая человеком, в каком либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила- это сила проявляемая человеком в перерасчете на 1кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходиться перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление значительно - она значительно она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия  
 
Результаты исследования позволяют, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и друге). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной силе зависят как от наследственных так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды. (Лях В.И., 2001) 
 
Самым благоприятным периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а девушек - от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23% , а к 17-18 годам- 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдается в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9-11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. (Матвеев Л.П., Новиков А.Д.,2002). 
 
Задачи развития силовых способностей: 
 
1. Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеет их объем и содержание, они должны обеспечить пропорциональное развитие всех мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. 
 
Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня важных функций организма и осуществления двигательной активности. Скелетные мышци являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими, активно помогающими кровообращению, особенно венозному (Матвеев Л.П., Новиков А.Д., 2002) . 
 
2. разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов. 
 
3. Создание условий и возможности(базы) для дальнейшего совершенствования силовых возможностей в занятиях спортом. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности. 
 
Средства воспитания силы. 
 
Средствами воспитания силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которое напрвленно стимулирует увеличение степени напряжения мышц.  
 
Такие средства называют силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные (Лях В.И., 2001). 
 
Основные средства: 
 
1. Упражнения с весом внешних предмнтов ( штанги с набором дисков разного веса, гири, вес партнера и др.). 
 
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела( подтягивания в висе, отжимание в упоре и др.) 
 
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (силовая скамья, силовая станция, комплекс "Универсал" и др.) 
 
4. Рывково-тормозные упражнения (быстрота смена напряжений при работе мышц- синергистов и мышц антогонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них). 
 
5. Статистические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения). 
 
Методы воспитания силы. 
 
В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Рассмотрим наиболее распространение из них: 
 
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления, этот метом, обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий. В работе сначинающими детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений (Максименко А.М., 2002) . 
 
Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа) количество повторений 5-6 до 100. Серийное повторение такой работы с непредельным отягощением содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению уровня функциональных возможностей ( Матвеев Л.П.,Новикова А.Д., 2002). 
 
Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредствам работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнения при этом выполняются с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большей силы, т.е. способности к проявлению большей силы в условиях быстрых движений.  
 
"Ударный" метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. ( Лях В. И., 2001). 
 
Метод статистических (изометрических) усилий, в зависимости от задач, решаемых при воспитании способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений, в том случае когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 с и в 100% - 1-2с. Если же задача стоит в развитии общей силы , то используют изометрическое напряжение в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с. В каждом направлении. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. (Зациорский В.М. 2000). 
 
Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетании в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6 секундные изометрические упражнения с усилием 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижения отягощения. Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. (Филин В.П.,2002). 
 
Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Комплекс упражнений с использованием отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 минуты, во время у которого выполняются упражнения на расслабление. ( Лях В.И., 2001). 
 
Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма (эстафета с переноской грузов различного веса, перетягивание каната и др.). 
 
Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию характером соревновательной. (Зациорский В.М.,2002). 
 
Скоростные способности - возможности человека, обеспечивающее ему выполнение двигательных в минимальных для данных условий промежуток времени, различают следующие виды силовых способностей: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать елементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят так же быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей. проявления скоростных способностей. К ним относятся - быстрота реакции выполнения движения, частота ( темп) движений.( Евсеев Ю.И., 2004). 
 
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:  
 
1) состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата человека;  
 
2) морфологической особенности мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);  
 
3) силы мышц;  
 
4) способности мышц переходить из напряженного состояния в расслабленное;  
 
5) энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ) ;  
 
6) амплитуды движения, т.е. от степени подвижности суставов;  
 
7) способности к координации движений при скоростной работе;  
 
8) биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола;  
 
10) скоростных природных способностей человека (Матвеев В.П., 2002). 
 
Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей, как мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7-11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты реакции и максимальной частоты движений. Половое развитие в уровне развития скоростных способностей невелика до 12-13 летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.). 
 
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная работа определенного характера и интенсивности. Различают общую и специальную выносливость. 
 
Общая выносливость- это способность по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется по: признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача, по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача; по признакам взаимодействия с другими физическими качествами , необходимыми для успешного решения двигательной задачи. (Лях В.И., 2001). 
 
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и выше.) наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. 
 
Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания. Также есть потребность достижения максимального высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации. ( Лях В.И., 2001) 
 
Средства воспитания выносливости. 
 
Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких, до десятков минут. 
 
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития аэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнить работу с предельной или около предельной скоростью. (Филин В.П., Фомин Н.А.,2002). 
 
Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные средства. 
 
Методы воспитания выносливости.

Основными методами развития общей выносливости являются: 
 
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;  
 
2) метод повторного интервального упражнения; 
 
3) метод круговой тренировки;  
 
4) игровой метод;  
 
5) соревновательный. 
 
Гибкость - это способность выполнять с большой амплитудой. 
 
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. (Матвеев М.П.,2002). Различают гибкость динамическую, статистическую, активную и пассивную, она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы спортивной специализации и др.  
 
При активной гибкости движение с большей амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. 
 
Упражнение на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые маховые движения, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка). ( Евсеев Ю.И.,2004). 
 
Проявление гибкости зависит от ряда факторов, главный фактор - это анатомический. Гибкость обусловлена центральной нервной регуляцией тонуса мышц - антагонистов. Это значит, что проявление гибкости зависит от способности произвольно расслаблять растягиваемые и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. На гибкость существенно влияют внешние условия (время суток температуравоздуха, проведена ли разминка и т.д.) ( Матвеев М.П., Новиков А.Д., 2002). 
 
Для детей и подростков юношей и девушек, занимающихся спортом выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта. 
 
 
 
Средства и методы воспитания гибкости. 
 
 
 
В качестве средств воспитания гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнения на растягивание . Среди упражнений на растягивание различают активные и пассивные. Основными правилами применения упражнений являются: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличивается амплитуда движений и степень применения силы помощника. 
 
Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнение на растягивание выполняется сериями. В зависимости от возраста пола, физической подготовленности занимающихся, количество повторений сериями дифференцируются. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательные методы. (Зацирский В.М.,2002). 
 
Ловкость - способность человека быстро оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеет высокоразвитое мышечное и так называемая пластичность корковых нервных процессов. Основу ловкости составляют координационные способности. ( Филин В.П., Фомин Н.А.,2002). 
 
Ловкость - самое сложное многозначное качество. В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность координационного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой. 
 
Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Координационные способности делятся на специальные, специфические и общие. 
 
Под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями и их регуляции. 
 
Специальные координационные способности - это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями и их регуляции. Под специфическими координационными способностями понимают возможности индивида определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими действиями (на координацию, на ритм, на реакцию и т.д.) и их регулировке. 
 
Различают элементарные и сложные координационные способности. Элементарные, проявляются в ходьбе, беге и т.д., сложные в играх, единоборствах и т.д. (педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (Железняк Ю.П., 2002) 
 
В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений.

подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершения формирования основных механизмов произвольных движений.  
 
В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. 
 
В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленный спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек. (Максименко А.М., 2002). 
 
 
 
Средства воспитания координационных способностей. 
 
 
 
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. 
 
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п. ( Матвеев Л.П., Новиков А. Д.,2002). 
 
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей , эффективны до тех пор, пока они будут выполнятся автоматически. Затем они теряют свою ценность, т.к. любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. 
 
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению. ( Матвеев Л.П., Новикова А.Д., 2002). 
 
 
 
Методы воспитания координационных способностей. 
 
 
 
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 
 
1. Метод стандартно-повторного упражнения; 
 
2. Метод вариативного упражнения ; 
 
3. Игровой метод; 
 
4. Соревновательный метод. 
 
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. 
 
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. (Зациорский В.М., 2000) 
 
 
 
1.3.Методика тренировки юных легкоатлетов спринтеров. 
 
 
 
Общие закономерности планирования в легкой атлетике. Структура современной спортивной тренировки строится по циклам. Большие ( макро-), средние (мезо-) и малые (микро-). 
 
Макро-это самые крупные и сложные формы планирования. По длительности они бывают годовые и полугодовые, но возможны и многолетние (четырех годичные), т.е. олимпийские. 
 
Мезо - это составляющие макроциклов. По длительности это несколько месяцев, месяц, несколько недель, т.е. по периодам (подготовительные, соревновательные, переходные). 
 
Микро - это составляющие мезоциклов. По длительности это неделя или несколько занятий (тренировка). 
 
В последние годы построение многолетней подготовки становиться все более сложным и многообразным. Спорт омолаживается, а сроки достижения, а сроки достижения спортивных результатов сокращаются. 
 
Отрицательное влияние на спортивные результаты оказывает и удлинение периода тренировки, ее форсирование. И то и другое не позволяет достичь вершин спортивного мастерства. 
 
Необходимо учитывать что с ростом и развитием организма, достижением зрелого возраста видоизменяется направленность тренировки, ее задачи средства и методы, необходимо также учитывать, что чем раньше начинается специализация, чем быстрее начинается уровень спортивного мастерства и заканчивается спортивная карьера (т.е необходима вначале хорошая база ОФП и СФП). 
 
При составлении тренировочного плана необходимо учитывать конкретные задачи и цели; определять пути , формы, средства и методы осуществления поставленных целей и задач.  
 
Трудно составить план тренировки на несколько лет, но это необходимо. Многолетний план составляется на разное количество лет в зависимости от возраста и подготовленности спортсмена. В таком плане определяются цели, задачи и средства по годам. Главная цель многолетнего плана легкоатлета - это достижение высоких темпов роста спортивного мастерства и такого уровня спортивных результатов, который соответствовал бы современным требованиям. 
 
Исходными положениями построения многолетней подготовки являются, возраст начала специализации, время для достижения высокого результата, длительность периода демонстрация такого результата. 
 
По возрасту весь период перспективной тренировки делится на несколько этапов: этап предварительной подготовки-10- 12 лет; этап начальной специализации - 13-15 лет, этап углубленной специализации - 16-19 лет; этап высших достижений - 20-24 года. 
 
Соотношение ОФП СФП ( в %) по этапам подготовки следующее: 
 
 
 
Возраст (лет) 
 
ОФП 
 
СФП 
 
10-12  
 
70 
 
30 
 
13-15 
 
50 
 
50 
 
16-19 
 
40 
 
60 
 
20-24 
 
20 
 
80 
 
 
 
В процессе многолетней тренировки спортсмена неуклонно возрастают объем и интенсивность тренировочных нагрузок. 
 
Изменение тренировочных нагрузок должно происходить в большей мере за счет увеличения объема, в меньшей мере за счет интенсивности, но в каждом отдельном случае требуется дифференцированный подход. 
 
Этапы и стадии многолетней тренировки не имеют строго фиксированных сроков. Их начало, и завершение зависят не только от возраста, но от индивидуальной одаренности спортсмена, особенностей его развития, тренированности, специфики вида легкой атлетики. 
 
Система планирования установлений цели, задач и определение основных показателей подготовки (ОФП и СФП, техника и тактика), спортивных результатов, контрольных нормативов, тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления. 
 
Существуют различные типы тренировочных планов: 
 
Индивидуальные; 
 
Групповые; 
 
Смешанные; 
 
Все требования плана следует формулировать четко и ясно, чтобы они поддавались проверке. Они должны выражаться по возможности в числовых показателях (метрах, секундах, килограммах, процентах и т.д.). Эта система числовых показателей тренировочной нагрузки должна составлять основу тренировочных планов. 
 
Перспективный план должен включать следующие разделы: 
 
1. краткая характеристика спортсмена; 
 
2. цель подготовки и основные задачи 
 
3. спортивно-технические показатели на этапе; 
 
4. количество тренировочных занятий, соревнований, дней отдыха по этапам тренировки; 
 
5. сроки врачебных обследований и научных наблюдений; 
 
6. график учебно-тренировочных сборов и мест занятий. 
 
Индивидуальный перспективный план содержит , как мы уже говорили, конкретные показатели, которые намечает тренер на основе анализа предшествующего опыта, с учетом особенностей того или иного спортсмена. Определение целей и задач, индивидуального перспективного плана, должно основываться на всестороннем учете возможностей, и условий их проявлений. Индивидуальный 4-х годичный план включает в себя такие разделы: 
 
1. краткая характеристика спортсмена (Ф.И.О, год рождения, рост, вес, продолжительность занятий легкой атлетикой и данным видом, уровень развития основных качеств и специальных знаний, отношение к тренировкам, личные качества, поведение на соревнованиях, недостатки подготовки); 
 
2. цель подготовки на 4года (например, показать результат мастерства спорта и т.д.) 
 
3. задачи по годам (указать конкретные задачи по совершенствованию физической, технической и тактической подготовленности, определить конкретные нормативы по годам); 
 
4. основные соревнования (по годам) сроки и планируемый результат (для этого необходим стабильный календарь соревнований). 
 
5. основные средства и методы подготовки. Краткая характеристика главных средств и методов ОФП, СФП, технической, тактической, психологической подготовки; 
 
6.количество тренировочных занятий и прикидок-соревнований, время и форма педагогического и медицинского контроля (план и выполнение); 
 
распределение по этапам основных тренировочных средств; 
 
7.заключение тренера по годам или периодам подготовки с оценкой и анализом. 
 
Построение тренировочного процесса в годичном цикле. В настоящее время применяются три основных варианта построения круглогодичной тренировки легкоатлетов. 
 
В первом варианте год составляет один большой цикл тренировки и делится на три периода: подготовительный - продолжительность 6 мес. (ноябрь-март), соревновательный - 5 мес. (май - сентябрь) и переходный 1 мес. ( октябрь ). 
 
Подготовительный период делится на три этапа: осеннее - зимний подготовительный - 3 мес., зимний соревновательный - 1 мес. И весенне-подготовительный - 2мес. 
 
Соревновательный период делится на два этапа: ранний соревновательный - 1 мес. (май) и этап основных соревнований - июнь- сентябрь. 
 
Первый вариант используется в подготовке начинающих легкоатлетов. Среди хорошо подготовленных легкоатлетов первым вариантом пользуются бегуны на длинные и сверхдлинные дистанции, скороходы и многоборцы, а также метатели копья, диска молота. 
 
По второму варианту год делится на два больших цикла: осеннее - зимний - 5 мес. и весеннее летний - 6 мес. И переходный - 1мес. 
 
Осенне-зимний цикл включает в себя осенне-зимний подготовительный период (с 15 октября по март), который условно делится на весеннее подготовительный (15 октября -декабрь) и специально подготовительный ( декабрь - февраль) этапы, и соревновательный период (февраль- 15 марта). 
 
Весеннее летний - большой цикл включает в себя в себя весеннее - летний подготовительный период (15 марта - июнь), который условно делится на весенний подготовительный ( 15 марта - 15 апреля) и летний подготовительный (15 апреля - июнь) этапы, соревновательный период (июнь - 15 сентября), включающий в свою очередь, этапы подводящих (первая половина июня - первая половина июля) и основных соревнований (первая половина июля - 15 сентября). 
 
Второй вариант используют спортсмены, которые выступают в соревнованиях зимой в специальных закрытых помещениях (манежах). Вторым вариантом в большей мере пользуются спринтеры, барьеристы, прыгуны в длину, толкатели ядра. 
 
Основное преимущество двух циклового заключается в тех сдвигах в подготовленности легкоатлетов, достигаются путем участия в многочисленных состязаниях года. К тому же результаты в таких соревнованиях позволяют лучше контролировать процесс годичной тренировки. 
 
Для спортсменов, достигших результатов, которые близки к предельным для них, и перешагнувших возрастную зону оптимальных возможностей, может быть принят третий вариант построения тренировки. Особенностью третьего варианта является участие во многих соревнованиях, в течении всего года с поддерживающими (иногда с развивающими) тренировками и активным отдыхом между ними. 
 
Подготовительный период - это период функциональной подготовки. В нем необходимо создать основные предпосылки для достижения высокого результата в период соревнований, т.е. показатели к концу периода должны быть не ниже, а выше и лучше показателей (по тестам) предшествовавшего соревновательного периода. 
 
Мы знаем, что спортивная форма зависит от фундамента ОФП. Поэтому основательность этой базы в данный период во многом определяется уровнем ОФП. 
 
Подготовительный период состоит из двух крупных этапов - общеподготовительного и специального-подготовительного. 
 
Общеподготовительный этап обеспечивает предпосылки совершенствования спортивной формы (расширяет функциональные возможности, повышает уровень общей работоспособности и т.д.). 
 
На специально-подготовительном этапе происходит становление спортивной формы. На этом этапе осуществляется более глубокая специализация, повышается интенсивность, снижается объем ОФП, вводятся соревнования. Второй этап строится по системе мезоциклов различного типа: втягивающий (развивающий); объемный (базовый); силовой; интенсивный; подводящий; и разгрузочный. 
 
Втягивающий (разгрузочный) мезоцикл - это начало подготовительного периода. Отличается плавным наращиванием нагрузки. Основное внимание уделяется наращиванию объема, невысокой интенсивностью. Необходимо помнить, что с таких же мезоциклов начинается тренировка не только подготовительного периода, но и после травм и болезни спортсмена. 
 
Объемный (базовый) мезоцикл - это главный тип мезоцикла подготовительного периода. В нем увеличивается функциональный потенциал и закрепляются перестройки в организме спортсмена. Количество таких мезоциклов больше в видах, проявления выносливости, а так же когда нужно расширить фундампент общей подготовленности, освоить новые варианты техники. 
 
Интенсивный (контрольно подготовительный) мезоцикл - это переходная форма между базовым и соревновательными мезоциклами. В нем планируется участие в серии контрольно- испытательных соревнований. 
 
Такие мезоциклы можно применять зимой, когда необходимо прервать монотонность подготовительного периода и проверить монотонность. Они определяют изъяны в тренировке, позволяют уточнить содержание последующих циклов.  
 
Подводящий мезоцикл применяется после участия в серии контрольно тренировочных соревнованиях отдельных сторон технической, физической и тактической подготовленности. Если в этот период планируется участие в основных соревнованиях, то мезоцикл носит характер предсоревновательной подготовки. 
 
Разгрузочный (восстановительный) мезоцикл используется для регулирования тренировочного процесса. 
 
Все выше перечисленные мезоциклы служат как бы блоками, из которых строится подготовительный период. 
 
Соревновательный период - это период достижения рассвета спортивной формы и показа, планируемых на этот период результатов в главных соревнованиях сезона. В ряде видов легкой атлетики спортсмены высокой квалификации стартуют еженедельно и даже чаще на протяжении довольно продолжительного времени. В отдельных видах старты совершаются не реже двух раз в месяц. 
 
Соревнование - это незаменимое средство совершенствования. На протяжении соревновательного периода спортсмен и тренер должны определить основные и второстепенные соревнования. На основных легкоатлет должен мобилизировать все силы чтобы выиграть их, добиться места в сборной и т.д. остальные соревнования следует рассматривать как контрольные. Дело в том, что стремление на всех соревнованиях показывать максимальный результат может привести к нарушениям здоровья спортсмена. 
 
Необходимо помнить, что условные пункты в структуре соревновательного периода - это основные соревнования в соответствии с их расписанием. ( Ю.Д. Железняк 2002г.) 
 
 
 
Техника и методика. 
 
 
 
Для правильного построения тренировочного процесса необходимо иметь определенные ориентиры. Одним из таких ориентиров могут быть оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих лучших результатов.  
 
Для бегунов на 100-200м специалисты выделяют три такие возрастные зоны: первых больших успехов - 19-21 год (мужчины) и 17-19 лет (женщины), оптимальных возможностей соответственно 22-24 и 20-22 года, и высоких результатов - 25 -26 лет 23-25. 
 
На основании обобщения опыта передовой спортивной практики, анализа научной методической литературы и результатов собственных исследований в построении многолетнего тренировочного процесса спринтеров целесообразно выделить следующие этапы:  
 
- предварительной подготовки (9-11 лет, I); 
 
- начальной спортивной специализации (12-13 лет, II) 
 
- углубленной тренировки в избранном виде (юноши 14-16, девушки 14-15, III)  
 
-спортивного совершенствования (юноши 17-20 лет, девушки 16-19 лет ,IV) 
 
- высшего спортивного мастерства (мужчины 21 -26 лет, женщины 19 -25 лет, V ). 
 
Этап начальной спортивной специализации. Включает первые два года пребывания детей (12-13 лет) в детско-юношеской школе, в этом возрасте хорошо совершенствуется нервно-мышечная координация движений, что обуславливает более эффективное проявление скоростно-силовых качеств. 
 
Основные задачи этапа - укреплять здоровье и всесторонне развивать физические качества детей, проводить многоборную легкоатлетическую подготовку и постепенно переходить к целенаправленной тренировки в беге на короткие дистанции. 
 
Существуют благоприятные предпосылки у детей этого возраста эффективно развивать быстроту и скоростно-силовые качества. Скорость повышается за счет увеличения беговых шагов даже при некотором уменьшении их частоты. Оптимальное соотношения между силовыми показателями мышц - разгибателей и сгибателей ног, которые наблюдаются в возрасте 9-11 лет, нарушаются в сторону преимущественного развития мышц разгибателей. Увеличивается асимметрия в развитии физических качеств. Следовательно, для совершенствования межмышечной координации и быстроты ( частоты движений в тренировочном процессе юных спринтеров необходимо больше уделять вниманию мышц-сгибателей нижних конечностей. 
 
Необходимо повышать уровень функциональных возможностей, создавать запас, разнообразных навыков и умений, овладевать техникой различных видов легкой атлетики, этому помогают игры и игровые упражнения со скоростной направленностью, различные эстафеты, комплексы специальных подготовительных упражнений, прыжковые и силовые упражнения, упражнения на тренажерных устройствах. 
 
На этом этапе общей физической подготовке отводится 70-80%, специальной - 20-30% от общего объема применяемых упражнений. Объем тренировочных нагрузок должен постепенно увеличиваться, но без форсирования интенсивности. Несколько увеличивается количество соревнований, которые рассматриваются не как самоцель, а как одно из тренировочных средств. 
 
По сравнению с этапом предварительной подготовки объемы тренировочных нагрузок увеличиваются на 10-30 % (см. табл. 2), а спортивные результаты на основных спринтерских дистанциях улучшаются всего на 4-6 % (см. табл. 1). Значительно (на 20 -55%) увеличиваются показатели максимальной силы различных групп мышц, а скоростно-силовые показатели возрастают всего на 5-7%. 
 
Этап углубленной тренировки. В избранном виде ( 14-16 лет) базовый для окончательного периода будущей специализации. У юношей и девушек в этом возрасте в основном завершается функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. Основные задачи - укреплять здоровье и всесторонне развивать физические качества юных спортсменом, повышать уровень скоростно-силовой подготовленности с учетом формирования основных двигательных навыков, необходимых спринтеру, скорость бега повышается в основном за счет увеличения длинны шагов. По-прежнему наблюдается нарушение оптимального соотношения между силой мышц - разгибателей и сгибателей бедра, голени и стопы. Асимметрия в развитии силовых качеств различных мышечных групп достигает наибольших величин. Чтобы сохранять адекватность уровней развития силовых и скоростно-силовых качеств специфическим требованиям спринтерского бега в процессе специальной физической подготовки, необходимо преимущественно развивать относительно слабые мышцы - сгибатели нижних конечностей. При совершенствовании быстроты (чтобы избежать формирование скоростного барьера) применяемые упражнения необходимо разнообразить. Величины отягощений в силовых упражнениях чаще всего находятся в пределах 50-70% по отношению к собственной массе занимающихся, хотя в некоторых случаях могут достигать и до 100%. 
 
На этапе углубленной тренировки повышается объем и интенсивность тренировочных нагрузок, проводится специализированная работа по воспитанию физических качеств и совершенствованию спортивной техники, возрастает количество соревнований, т.е. тренировочный процесс, несмотря на значительную часть общефизической подготовки (30-40%) , приобретает черты углубленной спортивной специализации. Нагрузки на этом этапе должны быть, с одной стороны адекватны возрастным особенностям юных спортсменов, а с другой - ориентирован на уровень характерный для высшего спортивного мастерства. 
 
По сравнению с этапом начальной спортивной специализации объемы тренировочных нагрузок возрастают на 100-150 (см. табл. 2) , спортивные результаты улучшаются на 5-9 % (см. табл. 1) силовые качества различных мышечных групп увеличиваются на 40-80%, скоростно силовые - на 20 - 50%. (спортивно - методический журнал " легкая атлетика" № 3 (430) март 1991. (редактор отдела " техника и методика" Е.Б Головкин)  
 
 
 
1.4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. 
 
 
 
Подростковый период приходит на смену периода детства, для которого характерен относительно спокойный и равномерный рост в развитии человека. (Теория и практика физической культуры № 2 1995). 
 
В течение периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма. Доказательством этого является значительное увеличение роста, веса, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения в деятельности центральной нервной системы, особенно в деятельности половых желез. (А.П Матвеев, С.Б Мельников Методика физического воспитания М. физкультура и спорт 1989. 
 
Позвоночный столб - основная часть опорно-двигательного аппарата туловища ребенка. Скелет верхних и нижних конечностей формируется у детей разными темпами, так к 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук. 
 
Сращение трёх тазовых костей происходит в 14-20 лет. К 15-21 году у юношей происходит окостенение фаланг пальцев ног, годом - двумя позже - фаланг пальцев рук, а затем костей плюсны и предплюсны. 
 
Поэтому весь школьный период развития ребенка должен находится под постоянным педагогическим и врачебно-физиологическим контролем. 
 
Формирование двигательной функции у детей школьного возраста определяется не только и не столько степенью зрелости высших нервных центров регуляции движений.( Л.С. Дворкин Юный Тяжелоатлет М. Физкультура и спорт 1982.) 
 
С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела - его длина увеличивается на 9см. Так же наблюдается прирост мышечной массы. Максимальный рост силы на 1кг собственного веса наблюдается до 14 лет. 
 
Прирост мышечной массы связан с усилием секреции андрогенов коры надпочечников, стимулирующих увеличение мышечной массы в подростковом возрасте. Особенно замечен у подростков прирост веса мышц сгибателей и разгибателей плеча. 
 
 
 
Сердечно - сосудистая и дыхательная системы. 
 
 
 
Как известно до 16 лет сердце человека увеличивается более чем в 10 раз, причем рост наблюдается на первом году жизни и в период от 13 до 16 лет. ( В.Л Кариманов Спортивная медицина М. физическая культура и спорт 1980)  
 
За время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период - в 1,5 раза, быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его объем не соответствует просвету сосудов, не достигших в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. В отдельных случаях подъем систолического давления 130-140мм рт. ст. 
 
Противоположностью юношеской гипертрофии сердца является малое сердца, нередко сочетающееся с астенической конституцией, т.е. высоким ростом, большим разрывом в показателях роста и веса тела, узкой грудной клеткой, длинными конечностями. (А.А. Новиков На борцовском ковре Москва физическая культура и спорт 1969). По данным Г.И Марковской, во время напряженной мышечной работы у 13-16 летних подростков систолический объем крови увеличивается до 112-116 мл, а минутный объем до21 -22л. В покое 107,5-110мм. рт. ст., а диастолическое 60-70мм рт ст. 
 
При занятиях спортом большое внимание предъявляется к дыхательной системе, которая обеспечивает повышенный приток кислорода у тканям и органам. Частота к дыхания с возрастом уменьшается и в 14-15 лет составляет в среднем 18-20 в 1 минуту. ( Н.А. Фомин, Филин Возрастные основы физического воспитания М. физическая культура и спорт 1982 ). 
 
В 13-14 лет МОД составляет 125 мм\кг. Относительно падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом. Величина максимальной величины легочной составляет около 1,8л. В минуту на 1кг веса. 
 
У подростков переход кислорода в кровь составляет 3.6 %. 
 
Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше веса. С 13 летнего возраста величина потребления кислорода на 1кг веса изменяется незначительно.  
 
Максимальное потребление кислорода отражает интенсивность окислительных обменных процессов-аэробную производительность организма. В 13 летнем возрасте потребление кислорода составляет 56-58 куб. см. (В.П. Филин, Н.А. Фомин, Основы юношеского спорта М. Физическая культура и спорт 1990) 
 
Возрастные особенности высшей нервной деятельности. 
 
Занятия физическими упражнениями вызывают самые различные изменения в высшей нервной деятельности. 
 
Центральная нервная система человека состоит из спинного и головного мозга и выполняет роль регулирующего и управляющего органа нашего организма. 
 
Спинной мозг человека размещается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38г. - у взрослого человека. В спинном мозге выделяют шейный, грудной поясничный и копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинномозговых нервов, и нервирующих скелетную мускулатуру и кожу. Спинномозговые нервы являются смешанными и содержат чувствительные и двигательные волокна. На поперечном разрезеспинного мозга хорошо видно серое и белое вешество. Серое вещество образовано телами нервных клеток. Нейроны находящиеся в задней части серого вещества спинного мозга, являются чувствительными. Нейроны, расположенные в передней части спинного, называются двигательными. Белое вещество образовано многочисленными отростками нервных клеток, соединяющимися в нервные пути спинного мозга (С.В Хрущев, А.А Байкулатов, Н.Н. Бадридзе, О.В. Кагина Оценка физического развития и развития физической подготовленности детей Пр. пособие для мед. Работников и педагогов М. Медицина 1993). 
 
Спинной мозг человека содержит два утолщения: шейное и поясничное, которые начинают формироваться в первые годы жизни ребенка.  
 
Шейное утолщение связано с регуляцией движения верхних конечностей, поясничное - нижних. Спинной мозг- необходимая часть нервной системы, без него невозможна стройная координация нервных процессов, прежде всего это связано с проводящей функцией спинного мозга. Великое значение спинного мозга и как центра простых рефлекторных реакций человека, так как в его нейронах замыкаются рефлекторные дуги. Важное значение имеет спинной мозг в осуществлении мочеиспускания, дефекации и других. Нервная импульсация из двигательных центров спинного мозга обеспечивает так же постоянное чуть замедленное напряжение всей скелетной мускулатуры, называемое мышечным тонусом, что имеет чрезвычайно важное значение для нормальной двигательной деятельности человека. А.А Байкулатов, Н.Н. Бадридзе, О.В. Кагина Оценка физического развития и развития физической подготовленности детей Пр. пособие для мед. Работников и педагогов М. Медицина 1993). 
 
Головной мозг является важнейшим отделом и состоит из стволовой части и конечного мозга, включающего подкорковые, или базальные ганглии и большие полушария. Основные части головного мозга выделяются уже к третьему месяцу эмбрионального развития, а к 5-му месяцу эмбриогенеза уже хорошо заметны основные борозды основных полушарий. 
 
К моменту рождения общая масса головного мозга составляет 400г, впрочем у девочек он несколько меньше. 
 
Окончательное созревание головного мозга заканчивается только к 17-20 годам. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. 
 
К 13-16 годам идет окончательное формирование промежуточного мозга. Когда заканчивается половое созревание. К стволовой части относится продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок. (А.Г. Станков, В.П. Климин , И.А. Письменский Индивидуализация подготовки борцов М. Физкультура и спорт 1984). 
 
После школьного урока физической культуры с умеренной нагрузкой в 12-14 лет в 83,6 % случаев происходит изменение нейродинамики. 
 
При этом в 25,4 случаев улучшаются дифференцировка двигательной реакции. 
 
Примерно в 30 % случаев дифференцировка двигательной реакции уменьшается. В 11,9% подростков отмечается ухудшение дифференцированного торможения и понижение возбудимости, что отражается на увеличение скрытого периода двигательной реакции / И.П.Павлова/.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  • Массовая  физическая культура в ВУЗе. Под  ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. М., Высшая школа. 1991.
  • Студенческий спорт и жизнь. В.И. Ильинич. М. 1995.
  • Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 1991.
  • Физическое воспитание. Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. М., Высшая школа. 1983.
  • Гигиена физического воспитания. Я.С. Вайнбаум. М., Просвещение. 1986.
  • Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.Я. Виленский. М. 1982.
  • Физическая культура в жизни студента. В.М. Рейзин, А.С. Ищенко, Минск, Высшая школа. 1986.
  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. Киев. 1988.

Содержание:

  • Физические качества
  • Задачи развития силовых способностей
  • Средства воспитания силы
  • Методы воспитания силы
  • Выносливость
  • Гибкость
  • Координация
  • Методика тренировки юных легкоатлетов
  • Техника и методика
  • Дыхательная система

Информация о работе Динамика двигательной подготовленности и физического здоровья у легкоатлетов