Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:59, контрольная работа
Цель: Анализ организации физкультурно-оздоровительной работы с использованием здоровьеформирующих технологий в школе.
Введение
Формирование здорового подрастающего поколения - одна из стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:
Законы Российской Федерации:
- Об образовании
- О санитарно-
Указы Президента России:
- О неотложных мерах
по обеспечению здоровья
Это и Конвенция о правах ребенка.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье
ребенка зависит от ряда
Как известно, физическая культура является единственным предметом, включенным в общеобразовательные программы, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. Следовательно, мы – учителя физической культуры – должны создавать такие условия, которые будут обеспечивать психофизическое и социальное здоровье ребенка.
Решение задач всегда начинается с анализа здоровья детей:
Результаты обследования учащихся вторых классов:
-30% детей отстают в физическом развитии от нормы по антропометрическим показателям (дефицит массы тела, длина тела ниже среднего на 20%), у них низкий уровень овладения двигательными навыками, низкий уровень развития физических качеств.
-40% детей имеют нарушения осанки и плоскостопие,
-хронические заболевания ЛОР органов,
-органов пищеварения,
-50% детей относятся к частоболеющим.
Если
возрастное развитие
-ловит брошенный мяч,
-умеет прыгать на двух ногах с места(40см)
-манипулировать с крупными предметами,
-может координировать работу рук и ног при влезании на лестницу
-способен изменять скорость при беге, перейти от бега к ходьбе по сигналу взрослого.
Многие дети плохо манипулируют с предметами (мячами, кубиками, кеглями), не могут подпрыгивать на двух ногах, не реагируют на сигнал учителя.
Учитывая, что сенсорные, речевые, психомоторные отклонения в развитии возникают возрасте и приводят к задержке развития и социальной дезодаптации, необходимо их своевременное выявление и соответствующее медико-психологопедагогическое воздействие. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Актуальной задачей физического воспитания - является поиск эффективных средств и методов развития двигательной сферы и здоровья детей младшего школьного возраста на основе формирования у них осознанного отношения к своему здоровью. Реализация этой задачи активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы. В связи с этим и была определена тема моей работы.
Тема: Использование здоровьеформирующих технологий для формирования двигательной сферы и
развития здоровья детей.
Цель: Анализ организации физкультурно-оздоровительной работы с использованием здоровьеформирующих технологий в школе.
Задачи:
здоровья детей.
3. Определить основные проблемы, возникшие в ходе практической деятельности.
4. Спроектировать деятельность
учителя физической культуры
в дальнейшей разработке
Объект исследования: Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе
Предмет исследования: Условия, обеспечивающие эффективность психофизического развития и
здоровья детей в образовательном процессе.
Гипотеза: Здоровьеформирующие технологии будут оказывать положительное влияние
на формирование двигательной сферы и здоровья детей младшего школьного возраста при условии:
- если содержание деятельности учителя по физической культуре будет направлено на активное участие каждого ребенка в процессе укрепления собственного здоровья.
Образовательная область Физическая культура призвана сформировать у детей устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств.
Оснований модернизации
содержания физкультурно-
1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Позиция созидателя в отношении своего здоровья базируется на потребности человека в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого ученика огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Пока ребенок мал, много кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.
В укреплении и
сохранении собственного
- знание правил гигиены и ухода за своим телом,
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни,
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите,
- знание о своем физическом
развитии, уровне физической
Вторым важным
направлением является:
2. формирование двигательной
Именно на этой основе
у детей может культивироваться
осмысленное отношение к
В фундаменте традиционных методик лежит схема формирования у детей двигательных навыков, которая выстроена в логике научных представлений первой трети 20 столетия (в частности, физиологии И.П.Павлова). Она такова: прямой показ взрослым образца движения - многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочных динамических стереотипов (как основы навыка), перенос усвоенного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение, могло бы выполняться вариативно и навык благодаря этому закрепился бы окончательно. Особое место в массовой практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов двигательной активности: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и др. В качестве главного положительного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный моторный навык. В этом, в общем – то, нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: насколько такое усвоение вообще осуществимо.
В настоящее время предпринимаются различные попытки обогатить это содержание, соотнеся его с возрастными особенностями и возможностями школьников. Отсюда вытекает необходимость возрождения исконного фундаментального статуса физической культуры, актуализацией ее непреходящего значения в психофизиологическом развитии ребенка – дошкольника. Не отрицая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, мы включаем их в более широкий содержательный контекст детского развития.
Мы предложили несколько иную схему обучения выполнению основных движений. Прежде чем принять исходное положение, мы просим ребенка произнести вслух все то, чему учил его взрослый, а также вспомнить, какие ошибки при выполнении подобного упражнения могут иметь место. Например, при неправильной постановке ног с высокого старта при беге на скорость ноги могут “заплестись” и спортсмен упадет. Кроме того, ребенок вспоминал, какие им были допущены ошибки, прежде при выполнении такого упражнения, и к какому результату это привело. Закончив выполнение упражнения, он должен прокомментировать полученный результат, оценить свои действия, сказать, что следует в них изменить или какие именно его действия привели к полученному результату. Подобная рефлексия помогла детям осмысленно выполнять упражнения, оценивать свои действия, видеть, что именно помешало (или помогло) получить нужные результаты. Мало того, сроки освоения движений были существенно короче, чем при традиционном подходе. Но главным для нас было то, что на основе собственного критического осмысления происходящего у детей развивались навыки самоуправления, ведущие к формированию здоровой личности. Процессы самоуправления лежат в основе становления личности, формирования субъекта деятельности и поведения. Особенностью самоуправления является конкретизация мотивов поведения и постановке соответствующих целей, выбор путей их достижения. Проще говоря, самоуправление для ребенка – это решение вопросов о том, что и как делать. От простых действий (как в приведенном примере) самоуправление перейдет впоследствии к более существенным для человека вещам: выбору жизненного пути или постановке задач самосовершенствования. В отечественной и зарубежной психологии способность самоуправления поведением рассматривается как один из основных критериев здоровой личности. Процесс психического самоуправления включает такие компоненты, как постановка цели, принятие и реализация решения, прием и переработка информации. Но самым важным компонентом мы считаем, является самоконтроль, поскольку он относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики, что очень важно для детей.
1. 2. Анализ
результатов физической
Итак, учитывая общие особенности развития детей и их физические способности мы нацелили весь учебно-воспитательный процесс на формирование осознанного отношения к своему здоровью и развитие двигательной сферы.
Тем самым
достигли следующих результатов
Динамика показателей физического развития, физической подготовленности и здоровья детей
год |
Распределение детей
по группам здоровья |
Распределение детей по уровню физического развития |
Распределение детей по уровню физической подготовленности |
Количество частоболеющих детей | ||||||
I |
II |
III |
выше среднего |
среднее |
ниже среднего |
высокий |
средний |
низкий |
||
2006-2007- 1 класс |
1 |
4 |
5 |
1 |
4 |
4 |
1 |
5 |
5 |
|
2007-2008- 2 класс |
2 |
5 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
5 |
4 |
|
Итак, в последние
два года наметилась тенденция
заметного повышения уровня
1. 3. Влияние использования здоровьеформирующих технологий на результат образованности, физической подготовленности.
Хочется назвать
следующие условия, которые
1.Формирование у детей
осознания необходимости
2.Изменение традиционного подхода при обучении основным видам движений. Формирование двигательной сферы детей на основе их творческой активности. Развитие у детей способности к созданию образов двигательного воображения.
3.Разработка оптимальной
для данного дошкольного