Теоретические основы финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения курсовой работы: рассмотрения вопросов теоретической основы финансового права и источников финансового права.
Задачи выполнения курсовой работы:
- рассмотреть понятие и предмет финансового права;
- рассмотреть систему финансового права;
- рассмотреть связь финансового права с другими отраслями права;
- рассмотреть сферу деятельности финансового права;
- рассмотреть систему источников финансового права;
- рассмотреть нормативный правовой акт – как основной источник финансового права;
- рассмотреть нормативный договор как источник финансового права;
- рассмотреть судебный прецедент как источник финансового права.

Оглавление

Введение ...................................................................................................................... 3
Раздел 1 Теоретические основы финансового права………………………….. 6
1.1 Понятие и предмет финансового права………………....................................... 6
1.2 Система финансового права……………………………………………………. 8
1.3 Связь финансового права с другими отраслями права ….................................. 12
Раздел 2 Источники финансового права …………………………..…………… 14
2.1 Сфера деятельности финансового права………………………........................... 14
2.2 Система источников финансового права………………………………….......... 15
2.3 Нормативный правовой акт – основной источник финансового права……… 17
2.4 Нормативный договор как источник финансового права ……………………. 24
2.5 Судебный прецедент как источник финансового права ……………………… 25
Заключение (выводы и предложения) ................................................................... 27
Список использованной литературы ..................................................................... 29
Предложения ……………………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

курсовая финс.docx

— 54.64 Кб (Скачать)

- ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября  2003 г.;

- ФЗ «О банках и банковской  деятельности» от 2 декабря 1990 г.;

- Федеральный закон "О  рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г.;

- Закон «О налоговых  органах Российской Федерации»  от 21 марта 1991 г.;

- ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября  2003 г.;

- ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г.;

- ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации» от 17 декабря  1997 г.;

- ФЗ «О центральном  банке Российской Федерации (центральном  банке) от 10 июля 2002 г., определяющий статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка ;

- ФЗ «О кредитной кооперации»  от 18 июля 2009 г., определяющий правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов;

- ФЗ «О бюджете фонда  социального страхования на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 ноября 2009 г.;

- Закон РФ «О налогах  на имущество физических лиц»  от 9 декабря 1991 г.;

- Закон РФ «О налоговых  органах Российской Федерации»  от 21 марта 1991 г.;

- ФЗ «Об аудиторской  деятельности» от 7 августа 2001г.;

- ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации» от 15 декабря 2001г.;

- ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 10 декабря  2003 г.;

Особое место среди  них занимают законы, устанавливающие  те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон  РФ «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем  имеются федеральные законы, которые  являются источником финансового права  не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др. Источником финансового права  являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в  пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

Как мы видим, перечень законов, являющихся источниками финансового  права, многообразен как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.

3) Наиболее важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е.  законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие  определенный круг общественных  отношений.

Одним из основных источников является Налоговый кодекс РФ (часть  первая от 31 июля 1998 г. И часть вторая от 5 августа 200г.), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Источником финансового  права является также Гражданский  кодекс РФ:

- часть первая от 30.10.1994 г., содержащая понятие сделок, основные  понятия о юридических лицах;

- часть вторая от 26.01.1996 г., содержащая общие положения  об аренде, страховании, займе  и кредите, банковском вкладе, банковском счёте, расчётах и  т.д.;

- часть третья от 26.11.2001г.

В связи с тем, что и  в сфере финансовой деятельности совершаются преступления, Кодекс об административных правонарушениях  РФ также можно рассматривать  как источник финансового права.

В этой же связи источником финансового права можно считать  Уголовный кодекс РФ. Глава 22 УК РФ целиком  посвящена преступлениям в сфере  экономической деятельности.

4) Среди нормативно-правовых  актов как источников финансового  права выделяются указы Президента  РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента  РФ в сфере финансово-правового  регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере  финансов носят организационный  характер, т.е. содержат поручения  органам государственной власти  по разработке тех или иных  нормативных актов, определяют  порядок их разработки или  основные направления деятельности  этих органов в сфере финансов.

5) Постановления Правительства  РФ также являются источниками  финансового права в случаях,  когда содержат финансово-правовые  нормы. Число постановлений Правительства  РФ по вопросам государственных  финансов очень велико. В частности,  это постановления, регулирующие  основные условия выпуска и  обращения государственных ценных  бумаг, устанавливающие ставки  таможенных пошлин и т.п.

Примером могут служить  постановления Правительства:

- «О порядке финансового  обеспечения в 2010 году расходов  на оплату государственным и  муниципальным учреждениям здравоохранения,  иным организациям услуг по  медицинской помощи, оказанной женщинам  в период беременности, в период  родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому)  наблюдению детей, поставленных  в течение первого года жизни  в возрасте до 3 месяцев на диспансерный  учёт» от 29 декабря 2007 г.;

- «Об утверждении положения о постановке на учёт в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» от 18 января 2003 г.

Аналогично федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

6) Часто источником финансового  права являются ведомственные  нормативно-правовые акты. Основное  место среди них занимают инструкции  и письма Министерства по налогам  и сборам РФ, Министерства финансов  РФ, а также Государственного  таможенного комитета РФ.

Примером ведомственных  финансово-правовых актов могут  служить:

- приказ Министерства  финансов «Об утверждении порядка  осуществления Федеральной службой  России по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению прав  кредитора по выделяемым из  Федерального бюджета на возвратной  основе бюджетным ссудам и  иным средствам при решении  вопросов о несостоятельности  (банкротства) организаций» от 22 июня 1998 г;

- приказ Министерства  финансов РФ «Об упорядочении  работы по формированию и обслуживанию  государственного внутреннего долга  Российской Федерации» от 19 января  1996 г ;

- приказ Министерства  РФ по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  «Об утверждении перечня видов  финансовых услуг, подлежащих  антимонопольному регулированию,  и состав активов финансовой  организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчёта оборота финансовой услуги» от 21 июня 2000 г.

В регулировании финансовой деятельности государства особую роль играют приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, а также  указания, письма и телеграммы Центрального банка Российской Федерации.

7) Источником финансового  права являются и локальные  нормативно-правовые акты, содержащие  финансово-правовые нормы. В частности,  таковыми являются уставы и  решения ученых советов государственных  высших учебных заведений, затрагивающие  вопросы их финансовой деятельности  и содержащие, соответственно, финансово-правовые  нормы.

8)Источником финансового  права являются также некоторые  действующие нормативные акты  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Нормативный договор как источник финансового права

Помимо нормативно-правового  акта в качестве источника финансового  права в последние годы стал выступать  нормативный договор. В данном случае в качестве источника финансового  права выступают международные  договоры Российской Федерации с  другими странами в сфере налогообложения. К примеру:

- соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»

- соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Часть 1 ст.15 Конституции  РФ конкретизирована в ст.7 НК РФ. Таким образом, международный договор можно считать источником финансового права. В науке международные договоры Российской Федерации рассматриваются как часть ее национальной правовой системы.

Помимо международных  договоров в качестве нормативного договора как источника финансового  права выступают договоры между  органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского автономного округа от 2 ноября 1995 г.

Источниками финансового  права являются и соглашения между  финансово-кредитными органами по различным  финансовым вопросам, которые регулируют определенные отношения, складывающиеся на финансовом рынке (например, соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации).

2.5 Судебный прецедент как источник финансового права

В качестве источника российского  права в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент.

Судебный прецедент - это  правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного  дела в судебном решении, имеющее  общеобязательное значение. Судебный прецедент как источник финансового  права представлен главным образом  решениями Конституционного Суда РФ.

Решения Конституционного суда РФ удовлетворяют требованиям источника  финансового права в качестве судебного прецедента по следующим  признакам:

- принятие решения осуществляется  высшей по статусу судебной  инстанцией.

- прецедент может быть  создан как единственным решением, так и серией решений.

- публикация прецедентов  в регулярных судебных отчетах.

- обязательность решений.

- прецедент рассчитан  на многократное применение.

- юридическая сила прецедента  выше, чем у закона.

Общеобязательность решений  Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом. Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты.

Кроме того, Конституционный  Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения  общего характера, которое ранее  не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте.

Более того, многие из этих правоположений затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах. Особое значение имеют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении проблем законодательства о налогах и сборах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» было впервые сформулировано правоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права собственности, поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это правоположение было воспринято законодателем и закреплено в ст. 104 Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Теоретические основы финансового права