Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ — все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ (пункт 1 ст. 14 ТК РФ).
Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля (подпункт 1 ст. 403 ТК РФ).

Оглавление

Общие положения таможенного контроля.
Формы таможенного контроля.
Способы и средства проведения таможенного контроля.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Таможенный контроль.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении таможенными  органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Общее понятие, содержание и правовые последствия  нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем  можно заключить в следующее  определение.

Нахождение  под таможенным контролем товаров  и транспортных средств — представляет собой установленный ТК РФ промежуток времени, в течение которого товары и транспортные средства подвергаются либо могут подвергаться необходимым проверочным мероприятиям при ограничении прав пользования и распоряжения ими.

Примечательно, что при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенными  режимами, например, временного вывоза либо переработки вне таможенной территории таможенные органы продолжают осуществлять контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее российских товаров и транспортных средств либо об обратном ввозе продуктов  их переработки (пункт 3 ст. 360 ТК РФ).

Анализ  положений ТК РФ, относящихся к  таможенному контролю, позволяет  выделить несколько периодов нахождения под таможенным контролем товаров  и транспортных средств:

  • основной или обязательный (который в основном соответствует периоду таможенного оформления товаров, то есть с момента пересечения границы при ввозе и до момента выпуска товаров или с момента подачи таможенной декларации и до вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ);
  • факультативный или возможный (зависящий, например, от заявленного таможенного режима, специальной таможенной процедуры или предоставляемых льгот по таможенным платежам, другими словами, в случае условного выпуска товаров последние продолжают находиться под таможенным контролем — пункт 3 ст. 151 ТК РФ).

Кроме отмеченного  необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность таможенного  контроля, а именно, возможность  его проведения после выпуска  товаров в свободное обращение.

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности  сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля, как, например, таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ).

Таможенные  органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных  на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия  на товарах маркировки или иных идентификационных  знаков, используемых для подтверждения  легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 3 ст. 361 ТК РФ). Возможность проведения данных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случае таможенные органы реализуют такие  формы таможенного контроля, как, например, специальная таможенная ревизия (пункт 3 ст. 376 ТК РФ), проверка маркировки товаров специальными марками, наличия  на них идентификационных знаков (ст. 374 ТК РФ), осмотр помещений и  территорий (пункт 2 ст. 375 ТК РФ).

Проведение  таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности  на товары в форме их ареста или  изъятия.

ТК РФ позволяет таможенным органам применять  данные меры как после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное  обращение), так и во всех иных случаях, когда:

  • обнаруживаются товары, ввезенные в РФ с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков — подпункт 1 пункта 1 ст. 377 ТК РФ; без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, — пункт 1 ст. 391 ТК РФ);
  • обнаруживается отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие на товары соответствующих коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения (подпункт 2 пункта 1 ст. 377 ТК РФ);
  • обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 3 пункта 1 ст. 377 ТК РФ).

 

2. ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Формы таможенного  контроля. Все используемые формы таможенного контроля перечислены в ст. 360 ТК РФ.

Перечень  форм таможенного контроля является исчерпывающим, то есть таможенные органы не вправе проводить иные проверочные  мероприятия, отличные от тех, которые  упомянуты в ТК РФ.

Как отмечается в пункте 1 ст. 358 ТК РФ, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Новеллой  российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочное, основанной на системе управления рисками. При этом под риском, в соответствии с абзацем 1 пункта 2 ст. 358 ТК РФ понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства.

Согласно  абзацу 2 пункта 2 ст. 358 ТК РФ система  управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Под ресурсами  таможенных органов понимаются, в  частности, численный состав должностных  лиц таможенных органов (более 60 тысяч  человек) и уровень их профессиональной подготовленности, наличие необходимых  технических средств проведения таможенного контроля, транспортных средств, наличие таможенной инфраструктуры (досмотровые площадки, складские  помещения), информационные ресурсы.

Управление  рисками, как принцип проведения таможенного контроля, заимствован  из Международной конвенции об упрощении  и гармонизации таможенных процедур.

В соответствии с пунктом 2 Концепции системы  управления рисками в таможенной службе Российской Федерации риски  разделяются на два типа:

  • выявленные (выявленный риск является фактом, т. е. известным риском, когда нарушение законодательства РФ уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте)2;
  • потенциальные (риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют).

В качестве основных сведений для выявления  и определения потенциальных  рисков используются информационные ресурсы  ФТС России.

Таким образом, мотивом решения о выборе конкретной формы (форм) таможенного контроля лежат  результаты определенной аналитической  работы.

Данные  результаты охвачены специальным понятием «профиль риска». Например, в соответствии с подпунктом «б» пункта 60 Инструкции о действиях должностных лиц  таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при  декларировании и выпуске товаров, решение о необходимости проведения таможенного досмотра принимается  уполномоченным должностным лицом  таможенного органа, если при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра.

Критерии  выбора отдельных форм таможенного  контроля просматриваются и в  ТК РФ. То есть общая цель проведения таможенного контроля, которая заключается  в обеспечении соблюдения таможенного законодательства РФ (подпункт 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ), может достигаться посредством решения конкретных задач, как-то, например:

  • проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства (абзац 2 пункта 1 ст. 372 ТК РФ);
  • проведения личного досмотра в целях проверки информации о сокрытии лицом товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу РФ либо перемещаемых с нарушением установленного порядка (абзац 1 пункта 1 ст. 373 ТК РФ);
  • проведения осмотра помещений и территорий в целях проверки информации о нахождении товаров и транспортных средств, ввезенных в РФ с нарушением таможенного законодательства либо об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем (пункты 1, 2 ст. 375 ТК РФ);
  • проведения специальной таможенной ревизии с целью проверки информации о нарушении таможенного законодательства участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, лицами, осуществляющими оптовую или розничную торговлю товарами, ввезенными с нарушениями требований таможенного законодательства (пункт 3 ст. 376 ТК РФ).

Рассмотрим  подробнее каждую из форм таможенного  контроля.

1. Проверка документов и сведений.

В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:

- установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);

  • проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и др. данные);
  • проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).

Таким образом, можно выделить несколько этапов проверки документов и сведений:

а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);

б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).

При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными  документами и сведениями, содержащимися  в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе  по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.

Рассматриваемая форма таможенного контроля может  проводиться в процессе таможенного  оформления товаров (пункт 1 ст. 367 ТК РФ). Об этом говорит пункт 4 ст. 367 ТК РФ, где, в частности, отмечается, что  запрос дополнительных документов и  сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров.

Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление  товаров в месте прибытия на таможенную территорию РФ, оформление внутреннего  таможенного транзита, помещение  товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров).

Проведение  проверки документов и сведений в  отдельных случаях допускается  до перемещения товаров через  таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ таможенная декларация может быть подана на иностранные  товары до их прибытия на таможенную территорию РФ.

Согласно  подпункту «а» пункта 5 Инструкции о действиях должностных лиц  таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем.-

2. Устный опрос.

Устный  опрос, как форма таможенного  контроля, также проводится при производстве таможенного оформления товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Информация о работе Таможенный контроль