Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ — все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ (пункт 1 ст. 14 ТК РФ).
Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля (подпункт 1 ст. 403 ТК РФ).

Оглавление

Общие положения таможенного контроля.
Формы таможенного контроля.
Способы и средства проведения таможенного контроля.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Таможенный контроль.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

В сравнении  с предыдущей формой контроля возможность  проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленным перемещением через границу товаров (транспортных средств).

Опросу  подлежат физические лица, а также  лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении  оформляемых товаров (транспортных средств), например, специалист по таможенному  оформлению, в случае таможенного  декларирования товаров таможенным брокером.

Данная  форма таможенного контроля применяется  без письменного закрепления  полученных сведений.

3. Получение пояснений.

В отличие  от устного опроса возможность получения  пояснений не ограничена институтом таможенного оформления и допускается  везде, где ТК РФ предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе  после выпуска товаров для  свободного обращения.

Более того, таможенные органы вправе получать пояснения  от любых лиц, которые имеют отношение  к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы  и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих  значение для проведения таможенного  контроля.

Получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждена приказом ГТК России от 24 ноября 2003 г. № 1323 «Об утверждении формы документа».

4. Таможенное наблюдение.

Таможенное  наблюдение представляет собой гласное  и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов  за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенное  наблюдение может быть:

  • систематическим (например, на территории склада временного хранения) или разовым (при погрузке товаров, оформляемых вне мест нахождения таможенных органов);
  • непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).

Таможенное  наблюдение может проводиться:

  • в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств (например, в соответствии с подпунктом 22.1 раздела III Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров грузовые операции при ВТТ или МТТ товаров производятся с разрешения таможенного органа с осуществлением таможенного контроля в форме, как правило, таможенного наблюдения);
  • в отношении товаров и транспортных средств, условно выпущенных на таможенной территории РФ (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки).

5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств  также является визуальным исследованием, которое проводится должностными лицами таможенных органов, но исследуется  уже не деятельность (как это имеет  место при таможенном наблюдении), а конкретные предметы.

Предметами  осмотра могут быть товары, багаж  физических лиц, транспортные средства, грузовые емкости, средства таможенной идентификации (например, таможенные пломбы, печати).

Особенностью  таможенного осмотра товаров  и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием  упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.

Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств  проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в  отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).

Обязательность  письменного оформления результатов  таможенного осмотра товаров  и транспортных средств (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:

  • дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра, например, в качестве доказательственной информации (ст. 392 ТК РФ);
  • требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров и (или) транспортных средств (как альтернатива акту, возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра).

Форма акта таможенного осмотра товаров  и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября  2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».

Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств  может применяться как самостоятельная  форма таможенного контроля, например при оформлении завершения внутреннего  таможенного транзита, так и как  производная форма таможенного  контроля при проведении специальной  таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

Таможенный  досмотр — это визуальное (непосредственное или опосредованное) исследование товаров  и транспортных средств, связанное  со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или  грузового помещения транспортного  средства либо емкостей, контейнеров  и иных мест, где находятся или  могут находиться товары.

Как правило, таможенный досмотр проводится после  принятия таможенной декларации на товары (когда последняя приобретает  статус документа, имеющего юридическое  значение, — пункт 3 ст. 132ТКРФ).

Исключения  составляют случаи:

  • проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
  • проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;
  • проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Проведение  таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:

  • неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
  • существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
  • пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
  • оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).

По результатам  таможенного досмотра товаров и  транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и  транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».

В зависимости  от оснований (рисков) проведения таможенного  досмотра последний может быть:

  • основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
  • повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
  • направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
  • идентификационным.

По степени  таможенного досмотра товаров и  транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:

  • досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
  • досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
  • досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
  • досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.

Если  таможенному досмотру была подвергнута  часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные  в таможенной декларации. Декларант  либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать  проведения дополнительного таможенного  досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ).

Таможенный  досмотр товаров и транспортных средств может применяться как  самостоятельная форма таможенного  контроля, так и в качестве производной  формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного  досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного  контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).

7. Личный досмотр.

Личный  досмотр — это исключительная форма таможенного контроля и  применяется в отношении физических лиц.

Использование личного досмотра возможно при наличии  оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно  не выдает товары:

  • запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу за ее пределы;
  • перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

При этом физическое лицо должно следовать через  Государственную границу Российской Федерации и находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.

Места проведения таможенного оформления могут быть не только в международных морских  и воздушных портах, автомобильных  пунктах пропуска через Государственную  границу, но и на транспортных средствах, например, в поездах.

Транзитная  зона аэропорта, открытого для международного сообщения, представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения  пассажиров, следующих через РФ международными авиарейсами с посадкой в соответствующем  российском порту. Поводами для личного  досмотра транзитных пассажиров могут  быть сведения о фактах передачи предметов  с транзитной зоны на остальную часть  территории порта (или наоборот) либо оперативные данные о незаконной перевозке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая  валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления  и пресечения такого перемещения  проистекает из международных договоров  с участием РФ.

Компетенцией  принятия решения о необходимости  проведения личного досмотра обладает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее. Такое решение  принимается в письменной форме  путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа или оформляется отдельным актом.

Следующей характерной особенностью личного  досмотра являются его субъекты —  лица, участвующие в досмотре. Каждый из этих субъектов в зависимости  от занимаемого положения имеет  определенный статус и, кроме того, должен отвечать предъявляемым ему  требованиям.

В качестве первого субъекта можно отметить должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного  досмотра. Должностное лицо таможенного  органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом.

Перед началом  личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о  производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права  и обязанности, предложить добровольно  выдать скрываемые предметы.

Следующий субъект личного досмотра — физическое лицо, в отношении которого принято  решение о проведении личного  досмотра. Каких-либо общих требований, предъявляемых к данному участнику, на предмет возможного применения по отношении к нему такой формы  таможенного контроля, как личный досмотр, не предусмотрено. Поэтому  к числу отсутствующих ограничений  можно, в частности, отнести возраст, дееспособность. Одновременно с этим отдельные специальные ограничения  все же существуют. Такие ограничения  связаны, главным образом, с профессиональным статусом физического лица. В свою очередь, перечень лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному  досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и  следователи органов прокуратуры, сотрудники органов Федеральной  службы безопасности и ряд других субъектов.

К обязанностям досматриваемого лица относится  исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр. При  этом досматриваемое лицо вправе:

  • ознакомиться с решением о проведении личного досмотра;
  • ознакомиться со своими правами и обязанностями;
  • добровольно выдать скрываемые предметы;
  • давать объяснения, заявлять ходатайства;
  • пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
  • знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него, а также получить второй экземпляр этого акта;
  • обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.

Информация о работе Таможенный контроль