Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ — все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ (пункт 1 ст. 14 ТК РФ).
Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля (подпункт 1 ст. 403 ТК РФ).

Оглавление

Общие положения таможенного контроля.
Формы таможенного контроля.
Способы и средства проведения таможенного контроля.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Таможенный контроль.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

В отличие  от общей таможенной ревизии специальная  ревизия может быть назначена  только по решению начальника таможенного  органа (лица, его замещающего) с  уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия  данного решения вручается проверяемому лицу.

Специальная таможенная ревизия должна проводиться  в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается  продление предельного срока, но не более чем на один месяц и  только по решению вышестоящего таможенного  органа.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех  же товаров не допускается.

При проведении специальной таможенной ревизии  таможенные органы наделены правом применения таких форм таможенного контроля, как:

  • осмотр территорий и помещений проверяемого лица;
  • осмотр и досмотр товаров.

Кроме того, возможно проведение инвентаризации в  соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таможенные  органы также могут ограничивать права собственности на проверяемые товары путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами). Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований:

  • обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками;
  • отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
  • обнаружение фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При аресте товары остаются у владельца или  лица, обладающего полномочиями в  отношении товаров. Однако, если имеются  основания полагать, что арест  не может обеспечить достаточную  сохранность товаров или товары являются запрещенными к ввозу в  РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие.

Как правило, изъятые товары помещаются на склад' временного хранения.

Решение об аресте или изъятии товаров  принимается должностным лицом  таможенного органа, проводящим специальную  таможенную ревизию, в присутствии  лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а также в  присутствии не менее двух понятых.

Об изъятии  или аресте товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого обнаружены товары (его  представителю).

 

3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ  ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Применение  одинаковых форм таможенного контроля может иметь свои особенности, в  зависимости от избираемых тактических  приемов или способов проведения таможенного контроля. В свою очередь, способ таможенного контроля тесно  связан с таким понятием, как средства проведения таможенного контроля.

В соответствии с ТК РФ к способам проведения таможенного  контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного  контроля, но при этом призвано способствовать их проведению.

Например, в качестве способов применения отдельных  форм таможенного контроля или проведения таможенного контроля вообще следует  рассматривать:

  • создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ);
  • истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТКРФ);
  • идентификацию товаров, транспортных средств, документов (ст. 83, 390 ТК РФ);
  • привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК РФ), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ);
  • создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК РФ);
  • применение технических и иных средств проведения таможенного контроля (ст. 388 ТК РФ);
  • наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, пункт 1 ст. 391 ТК РФ).

Рассмотрим  подробнее выделенные способы проведения таможенного контроля.

1. Для  целей проведения таможенного  контроля в формах таможенного  осмотра и таможенного досмотра  товаров и транспортных средств,  их хранения и перемещения  под таможенным наблюдением создаются  зоны таможенного контроля (пункт 1 ст. 362 ТК РФ).

Зоны  таможенного контроля создаются:

  • вдоль таможенной границы РФ;
  • в местах производства таможенного оформления;
  • в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
  • в местах временного хранения;
  • в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;
  • в иных местах, определяемых ТК РФ (например, местах нахождения арестованных товаров — пункт 2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлинной торговли — пункт 4 ст. 260 ТК РФ).

Зоны  таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные.

Постоянные  зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию — абзац 1 пункта 1, пункт 2 ст. 78 ТК РФ, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли)1.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):

  • при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);
  • при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ. Например, согласно постановлению Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы»1 зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ:

  • на сухопутном участке таможенной территории РФ зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории РФ;
  • зона таможенного контроля вдоль таможенной границы действующих на территории РФ особых экономических зон создается вдоль обеих сторон сухопутного участка таможенной границы, не совпадающей с Государственной границей РФ;
  • на речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории РФ;
  • на морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря РФ, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений).

Деятельность  таможенных органов в пределах зон  таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством  РФ о Государственной границе  РФ на пограничные органы и пограничные  войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории РФ.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной  формы с надписью на зеленом фоне «Зона таможенного контроля»  на русском и английском языках «Customs control zone». Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями.

Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором.

В случае несоблюдения лицами установленных  таможенным законодательством требований возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ «Нарушение режима зоны таможенного контроля».

2. Истребование  необходимых документов и сведений, как способ проведения таможенного контроля, применимо к тем его формам, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнести проверку документов и сведений, таможенную ревизию.

Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 367 ТК РФ при проведении таможенного  контроля таможенный орган вправе мотивированно  запросить дополнительные документы  и сведения исключительно в целях  проверки информации, содержащейся в  таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает  такие документы и сведения в  письменной форме и устанавливает  срок для их представления, который  должен быть достаточен для этого.

В соответствии с пунктом 4 ст. 363 ТК РФ в целях  осуществления проверки достоверности  сведений после выпуска товаров  таможенные органы вправе запрашивать  и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета  и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных  документов, относящуюся к внешнеэкономическим  операциям с этими товарами, а  в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, — также  и к последующим операциям  с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение  к операциям с товарами. Более  того, на основании пунктов 3, 5 ст. 362 ТК РФ для проведения таможенного  контроля таможенные органы вправе:

  • получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков;
  • от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.

3. Применение  идентификации для целей проведения таможенного контроля просматривается во многих таможенно - правовых институтах.

Так, например, идентификация применяется при  оформлении внутреннего таможенного  транзита (ст. 83 ТК РФ «Идентификация товаров  и документов на них»), при применении таможенных режимов переработки (идентификация  товаров для переработки в  продуктах переработки — ст. 175, 189, 199 ТК РФ). На идентификации основано проведение таможенного контроля в  отношении товаров, содержащих объекты  интеллектуальной собственности (глава 38 ТК РФ).

Примечательно также, что идентификация может  рассматриваться в отдельных  случаях не только как способ проведения таможенного контроля, но и как  цель его проведения. Например, при  проведении таможенного досмотра товаров  в целях их идентификации (абзац 2 пункта 1 ст. 372 ТК РФ). То есть при оформлении внутреннего таможенного транзита целью досмотра выступает идентификация (выявление и фиксация определенных признаков товаров). В дальнейшем наличие зафиксированных признаков (средств идентификации) будет способствовать проверке товаров в месте их доставки.

Таможенная  идентификация может применяться  не только по инициативе таможенного  органа, но и по инициативе лица, перемещающего  товар. Например, в соответствии с  пунктом 2 ст. 284 ТК.

РФ по заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию  временно вывозимых товаров, если такая  идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением  от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. На основании пункта 4 ст. 390 ТК РФ по просьбе декларанта таможенные органы осуществляют идентификацию  российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территории РФ, в месте  их декларирования.

Таможенная  идентификация, как правило, состоит  из двух этапов.

Первый  этап заключается в придании предметам индивидуальных признаков либо отражении уже существующих на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей — пункт 1 ст. 390 ТК РФ).

Информация о работе Таможенный контроль