Подоходный налог с физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая политика Российской Федерации формируется под воздействием экономических, политических и социальных преобразований, происходящих в стране. Налоги на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговую систему государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Экономическая сущность подоходного налога ……………………………………..4
1.1. Роль и место подоходного налога в налоговой системе …………………………………4
1.2. К истории подоходного налога ……………………………………………………………5
1.3. Практика применения подоходного налога в зарубежных странах 1…………………...6
Глава 2. Основные принципы взиманияподоходного налога в РФ …………………………9
2.1. Общие положения …………………………………………………………………………..9
2.2. Налогообложение доходов полученных физическими лицами по месту основной работы…………………………………………………………………………………………...15
2.3. Налогообложение доходов, полученных физическими лицами не по месту основной работы …………………………………………………………………………………………..16
2.4. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов17
2.5. Налогообложение и учет доходов иностранных физических лиц ……………………..21
Глава 3
3.1. Декларирование дохода …………………………………………………………………..23
3.2. Порядок заполнения декларации о совокупном доходе ………………………………..29
3.3. Административная ответственность граждан за нарушение порядка декларирования своих доходов…………………………………………………………………………………...39
Заключение ……………………………………………………………………………………42
Список использованных источников ……………………………………………………...44
Методическая разработка …………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

гос. и мун. финансы.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Для целей  подоходного налога определяются: валовый  доход, расходы, связанные с извлечением  дохода, совокупный годовой (чистый) доход, суммы вычетов и скидок, совокупный годовой облагаемый доход, налоговый период, налоговая ставка (в процентах), налоговый оклад (в сумме), сроки уплаты налога. 

Валовой доход включает все поступления  физического лица от выполнения им услуг независимо от формы и характера. 

Разность  между валовым доходом, полученным в течении календарного года и документально подтвержденными расходами рассматривается как совокупный годовой доход (чистый доход), подлежащий обложению налогом. Чистый доход определяется в полной годовой сумме, независимо от времени существования источника дохода в календарном году. При этом если источник дохода существовал полный год, но в течение года имелись перерывы в работе, годовым доходом считается фактически полученная сумма дохода. 

Состав  расходов, связанных с извлечением  дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции. Затраты группируются по элементам: материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты. 

Убытки, понесенные в отчетном году, не учитываются  при налогообложении в следующем  году. 

Не исключаются  из совокупного валового дохода плательщика  следующие расходы: на личные нужды  плательщика и его семьи; по уплате налогов, лицензионных сборов, не включаемых предприятиями в себестоимость продукции; расходы по уплате членских взносов, платежей по страхованию и штрафов. 

С целью  контроля за правильностью учета  физическими лицами сумм налоговые  органы сопоставляют данные налогоплательщиков со средними показателями доходности, а также средними показателями затрат по аналогичным видам деятельности. 

При налогообложении  доходов физических лиц, не имевших  в отчетном году места основной работы. сумма полученного ими дохода на основании поданного заявления уменьшается на сумму полагающихся им вычетов за каждый месяц, в течение которого осуществлялась деятельность. 

В случае получения доходов от нескольких предприятий вычеты производятся лишь в одном из мест получения дохода по выбору физического лица. Если физическое лицо воспользуется вычетами в двух и более местах, то суммы вычетов, исключаемые более чем на одном предприятии, следует рассматривать как доходы, сокрытые от налогообложения. 

По истечении  отчетного года налоговые органы производят окончательный расчет налога на основании деклараций, подаваемых физическими лицами, и других данных, имеющихся у них. 

Налогообложение осуществляется на основании деклараций физических лиц о предполагаемых и фактически полученных ими в  течение года доходах, материалов обследований деятельности физических лиц, производимых налоговыми органами и сведений, полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц о выплаченных плательщиком доходах. 

Исчисление  налога производится налоговыми органами по месту постоянного жительства физического лица. 

Налог уплачивается в следующем порядке: 

в течение  текущего года плательщики вносят авансовые  платежи по одной трети годовой  суммы налога, исчисленной по доходам  за истекший год, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога – по одной трети исчисленного налога с предположительного дохода на текущий год; 

по истечении  года налоговым органом исчисляется  налог по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников. Разница  между суммой налога, уплаченной за отчетный год, и суммой налога с совокупного фактического годового дохода подлежит взысканию с плательщиков или возврату им налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. 

Для уплаты авансовых платежей налога установлены следующие сроки, которые зависят от срока подачи предположительной декларации: 

если  предположительная декларация подана с 01 января по 30 июня, то сроки уплаты 15.07; 15.08; 15.11; 

если  предположительная декларация подана с 01 июля по 31 июля, то сроки уплаты 15.08; 15.11; 

если  предположительная декларация подана с 01 августа по 31 октября, то сроки  уплаты 15.11; 15.12; 

если  предположительная декларация подана с 01 ноября по 31 декабря, то срок уплаты – месяц. 

Уплата  авансовых платежей в течение года или при увеличении ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога платежное извещение должно быть вручено налогоплательщику не позднее, чем за 15 дней до наступления очередного срока уплаты. Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями. 

При начислении авансовых платежей по истечении  второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в два срока: по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него. 

При исчислении авансовых платежей по истечении  последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения. 

При начислении авансовых платежей по истечении  последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения. 

В случае привлечения плательщиков к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц после  вручения платежного извещения и  через месяц после установления срока уплаты. 

В случае значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода плательщика  налоговый орган по его заявлению  производит перерасчет авансовой суммы  налога по не наступившим срокам уплаты. 

Для исключения повторного налогообложения доходов лиц, состоящих на учете в качестве плательщиков налога и вносящих авансовые платежи, при предъявлении такими лицами свидетельства о государственной регистрации, подоходный налог у источника выплаты не удерживается. При отсутствии у физических лиц указанного документа налог с выплачиваемых им сумм удерживается предприятиями. 

О таких  доходах и суммах удержанного  налога, а если налог не удерживался, то с указанием причины, по которой  он не был удержан, предприятия обязаны  не реже одного раза в квартал предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения справку по следующей форме (см. приложение 1). Указанные справки предоставляются также представительствами иностранных юридических лиц в Российской Федерации. 

В целях  правильного и полного налогообложения налоговые органы пересылают эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства физических лиц. 

Удержанные  по месту выплаты дохода суммы  налога засчитываются налоговым  органом в счет уплаты налога. 
 

                  2.5. Налогообложение и учет доходов иностранных физических лиц 
 

Удержание подоходного налога с иностранных  физических лиц представляется областью повышенного риска налоговых  ошибок, поскольку порядок налогообложения  регулируется не только нормами Российского  налогового законодательства, но и международными договорами во избежание двойного налогообложения. Последние имеют приоритет над нормами национального налогового законодательства. 

В основу налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации положен критерий резидентства, учитывающий характер пребывания налогоплательщика на Российской территории. Для ряда доходов этот критерий дополнен налогообложением по принципу территориальности, исходя из национальной принадлежности источника дохода. 

В международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, используются различные наборы тестов, позволяющие определить налоговый статус иностранного физического лица. Критерий резидентства определяется на основе таких признаков, как: 

продолжительность проживания на территории облагающего  государства; 

месторасположение постоянного жилища; 

центр жизненных интересов; 

место обычного проживания; 

гражданство; 

При определении  налогового статуса приоритетными являются экономические аспекты взаимоотношения плательщика и государства, а решение на основе гражданства принимается только в том случае, если невозможно определить налоговый статус исходя из других критериев. Когда определение налогового статуса на основе гражданства невозможно, решение о порядке налогообложения доходов иностранного физического лица принимаются по договоренности между компетентными органами государств, заключивших соглашение.  

Большинство международных соглашений об избежании двойного налогообложения предусматривает особый режим обложения доходов сотрудников дипломатических представительств, государственных служащих, преподавателей и научных сотрудников, студентов и практикантов. В отдельных статьях регламентируется налогообложение доходов от авторских прав и лицензий, процентов, дивидендов и заработной платы. Поэтому, анализируя особенности налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан, особое внимание следует уделить правильной классификации доходов, выплачиваемых иностранным юридическим лицам, так как порядок налогообложения и перечень регламентируемых доходов существенно отличается в договорах с разными странами. Кроме того, в некоторых соглашениях предусмотрен особый режим налогообложения доходов от имущества, который зависит от вида имущества (движимое, недвижимое или транспортное средство). Отнесение имущества к одной из перечисленных групп осуществляется в соответствии с положениями международного соглашения и может не совпадать с определениями, предусмотренными Российским законодательством. 

Если  соглашение об избежание двойного налогообложения  не заключено, порядок налогообложения  определяется в соответствии Российским налоговым законодательством. Резидентсво  иностранных физических лиц по Российскому  законодательству определяется на основе теста физического присутствия: резидентами признаются лица независимо от гражданства, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Постоянное место жительства в России устанавливается ежегодно, то есть отсчет срока начинается заново в следующем календарном году; выезда за рубеж в течение года не приводят к прерыванию исчисления срока пребывания. 

Если  физическое лицо является Российским резидентом в соответствии с изложенным тестом, налогообложение доходов такого лица от всех источников осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.  

В случае, когда физическое лицо признано нерезидентным, Российское налоговое законодательство регулирует лишь порядок обложения его доходов от источников в Российской Федерации. Под источником дохода следует понимать деятельность по выполнению работ и оказанию услуг, по трудовым и приравненным к ним договорам, а также имущественные, исключительные или другие права, обладание которыми приводит к появлению дохода. 

Доходы  от источников в Российской Федерации, получаемые физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации, облагаются у источника выплаты по ставке 20%. 

Доходы  иностранных физических лиц, имеющих постоянное место жительства на территории России, подлежат обложению налогом по общим ставкам.  

Не подлежат налогообложению: 

главы, а также члены персонала представительств иностранных государств, имеющие  дипломатический и консульский ранг, члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации – по всем доходам, кроме доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой; 

члены администативно-технического персонала представительств иностранного государства и члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, – по всем доходам, кроме доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой; 

Информация о работе Подоходный налог с физических лиц