Подоходный налог с физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая политика Российской Федерации формируется под воздействием экономических, политических и социальных преобразований, происходящих в стране. Налоги на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговую систему государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Экономическая сущность подоходного налога ……………………………………..4
1.1. Роль и место подоходного налога в налоговой системе …………………………………4
1.2. К истории подоходного налога ……………………………………………………………5
1.3. Практика применения подоходного налога в зарубежных странах 1…………………...6
Глава 2. Основные принципы взиманияподоходного налога в РФ …………………………9
2.1. Общие положения …………………………………………………………………………..9
2.2. Налогообложение доходов полученных физическими лицами по месту основной работы…………………………………………………………………………………………...15
2.3. Налогообложение доходов, полученных физическими лицами не по месту основной работы …………………………………………………………………………………………..16
2.4. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов17
2.5. Налогообложение и учет доходов иностранных физических лиц ……………………..21
Глава 3
3.1. Декларирование дохода …………………………………………………………………..23
3.2. Порядок заполнения декларации о совокупном доходе ………………………………..29
3.3. Административная ответственность граждан за нарушение порядка декларирования своих доходов…………………………………………………………………………………...39
Заключение ……………………………………………………………………………………42
Список использованных источников ……………………………………………………...44
Методическая разработка …………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

гос. и мун. финансы.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Однако  и до введения подоходного налога налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от размера фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика. 

Введение  подоходного налога обусловлено  причинами, которые по-разному проявлялись  в различных странах, но могут  быть сведены к следующему. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истиной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного обложения, не делавшего различия между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Идея подоходного налога – обеспечение равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика. 
 

             1.3. Практика применения подоходного налога в зарубежных странах 
 

В развитых странах доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений  в бюджеты составляет: в США  – 60%, в Великобритании, Швейцарии  и Швеции – 40%, во Франции – 17%. В странах – участницах Организации экономического сотрудничества и развития подоходные налоги с населения в общих налоговых поступлениях составляют в среднем 30%, а вместе со взносами на социальное страхование, взимаемыми на общей с подоходным налогом основе – 55%. 

Во многих странах существуют личные подоходные налоги. В Скандинавских странах  и а Швейцарии доля местного подоходного  налога в общей сумме подоходных налогов выше, чем доля подоходного  налога, взимаемого на уровне центрального правительства, и составляет в Дании 53,9%, в Швейцарии 79,4%. 

Теоретически  местный подоходный налог может  быть либо полностью обособлен от государственного, либо частично, либо устанавливается непосредственно  на основе государственного. 

В первом случае местные органы самостоятельно определяют базу ставки налогообложения; во втором облагаемый доход для местного налога подсчитывают так же, как и для государственного, но ставки налога и льготы по нему устанавливают местные органы власти; в третьем случае местные органы власти устанавливают дополнительную ставку налога на доход, рассчитанный для взимания государственного подоходного налога. 

Местный подоходный налог не должен уменьшать  базу государственного подоходного  налога. В большинстве стран местные  подоходные налоги не вычитают из валового дохода при подсчете сумму дохода, облагаемого государственным подоходным налогом.  

Совокупность  государственного и местного подоходного  налогов не должна достигать конфискационных  значений. В Норвегии и Бельгии, например, центральные правительства устанавливают верхние пределы налоговых ставок. В США сумму местных подоходных налогов, внесенных налогоплательщиками в бюджеты ряда штатов и местных органов власти, вычитают из суммы подоходного налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. В некоторых штатах, наоборот федеральный подоходный налог учитывают при определении суммы местного. 

Дифференциация  подоходного налогообложения на местах не должна нарушать принципа, т.е. не должна оказывать влияния на принятие налогоплательщиком тех или иных экономических и бытовых решений. Например, именно различными уровнями налогообложения была спровоцирована в 70-е годы миграция наиболее состоятельно населения. Из городов и поселков США в пригороды и в сельскую местность. Поэтому даже при полной обособленности местных подоходных налогов необходима их отдельная унификация.  

Подоходный  налог среди прямых налогов имеет  решающее фискальное значение. Это  прямой личный налог, взимаемый с  доходов физических лиц. Объектом обложения  выступает доход от различных источников. В зарубежной налоговой практике исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная, при которой облагается каждая часть (шедула) дохода раздельно в зависимости от источника, глобальная – по совокупному доходу. Вторая форма получила наибольшее распространение. 

Главный недостаток взимания подоходного налога – простор для уклонений от его уплаты. Во Франции, например, от уплаты налога укрывается до трети  доходов населения, в Швеции не декларируется  до 25% доходов. 

Поэтому, оставаясь централизованным, подоходный налог в развитых странах – не единственный налог с населения. Он соединен с реальными налогами – земельным, домовым, промысловым, с денежного капитала и т.п. Это дает возможность в какой-то мере избежать потерь бюджета от сокрытия доходов и от непроизводственного использования имущества. 

В ряде стран существует совместное декларирование доходов супругами – это способ определения истинного дохода семьи. Ни в законодательстве СССР, ни в  законодательстве России такое правило не применялось ранее, не применяется и теперь. Между тем в налоговой практике большинства стран декларирование доходов семьи – обычное явление. Некоторые из бывших советских республик восприняли такую норму. Например, закон Эстонской республики от 11 октября 1990 года "О подоходном налоге с частного лица" установил, что "доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями (усыновителями) или опекунами в составе своих доходов. Подростки в возрасте от 15 до 18 лет декларируют свои доходы самостоятельно. Супруги, жившие вместе в течение всего периода, за который исчисляется налог, могут платить подоходный налог на основе совместной декларации доходов; доход, облагаемый налогом, делится при этом между супругами поровну". 

Во Франции подоходный налог взимается со всей суммы доходов одной семьи, рассматриваемой как облагаемая единица. К тому же взрослые дети, не проживающие совместно с плательщиком могут присоединяться к плательщику со своими детьми и составить одно целое. Для учета численности и состава семьи используется система расчета семейного коэффициента, который выражает доход, приходящийся на одну долю, характеризующую семейное положение налогоплательщика, т.е. доход делится на число долей. Число долей увеличивается на полудолю, если сам налогоплательщик или кто-то из его иждивенцев – инвалид. Для расчета налога существует специальная таблица, учитывающая семейное положение налогоплательщика. 

В США  действует иная система, которая  предусматривает не деление доходов  поровну между супругами или членами семьи, а налогообложение общего дохода семьи. Супруги могут заполнять совместную декларацию. К их общему доходу применяется специальная шкала налогообложения. 

Одна  и та же сумма годового дохода может  быть получена лицами за разное время. Один гражданин может получить данную сумму, работая в течение года, а другой ту же сумму может заработать за более короткий срок. Годовой доход этих лиц, равный в количественном выражении не означает равенства плательщиков в социальном плане. Поэтому законодательство ряда стран предусматривает, что к доходам, полученным плательщиком в течение времени, меньшего, чем налоговый год, применяется не маргинальная ставка, предусмотренная для данной суммы, а ставка, рассчитанная особым образом. 

Первоначально рассчитывают годовой эквивалент полученного дохода. Например, если доход, полученный за 8 месяцев, составляет 1000 единиц, то годовой эквивалент равен 1500 единицам: . 

Затем рассчитывают среднюю ставку, по которой  облагается высчитанный доход. Если предположить, что доход до 1000 единиц облагается по ставке 10%, а свыше – по ставке 20%, то средняя ставка, равная отношению суммы налога к полученному доходу, составит 13,33%: . 

По этой средней ставке и будет обложен  полученный доход. Налог составит 13,3 единицы, а не 100 единиц. 

Российским  законодательством система актуализации налога не предусмотрена. 

1. Ставки  подоходного налога в течение  длительного времени были прогрессивны  и построены по сложной прогрессии. 

Для 80-х  годов характерно значительное снижение ставок подоходного налога в большинстве развитых стран. В США вместо 14 ставок налога от 11 до 50% в результате налоговой реформы 1986-1988 гг. введены 2 ставки: 15 и 28%, причем 4/5 плательщиков уплачивают по минимальной ставке. В Великобритании установлены 2 ставки: 25 и 40% (тогда как в конце 1970-х годов они колебались от 33 до 83%). 

2. Оплата  налога – одна из главных  обязанностей гражданина. За ее  невыполнение установлены различные  виды наказаний – от публичного  осуждения в прессе до тюремного заключения. 

Но помимо системы мер наказаний в ряде стран, добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей можно стимулировать  различными поощрительными методами. Например, с целью обеспечения  своевременности и полноты поступления  подоходного налога предлагается придать процессу уплаты налога некоторые черты лотереи. Согласно этой идее, к розыгрышу допускаются декларации, поданные к установленному сроку. Выигравшие получают призы в размерах, кратных суммам, указанным в поданных ими декларациях. Причем шансов выиграть больше у того, кто подал декларацию в более ранние сроки. Размер выигрыша также корректируется с учетом сроков представления декларации. Большие выигрыши предлагается не выдавать, а обращать в долгосрочные государственные займы, проценты по которым не выплачиваются, но на соответствующую сумму уменьшается налог в следующие годы до полного погашения займа. 

Российский  закон о подоходном налоге не предусматривает  никаких способов стимулирования налогоплательщика. 

Современный налоговый контроль немыслим без использования компьютерной техники. Именно в автоматической режиме происходит сопоставление различных данных о выплаченных суммах с налоговыми декларациями, выявляются наиболее значительные несоответствия, которые и подлежат проверке непосредственно налоговым инспектором. Компьютерная техника позволяет повысить качество проверок и лучше определять их адресность, но не увеличивать их общего объема. Так, Налоговое управление США при всей своей технической оснащенности может проверять ежегодно лишь около 2% поступающих деклараций. При этом доля деклараций, подвергшихся ревизии, значительно изменяется в зависимости от суммы полученного дохода и вида деятельности налогоплательщика. И все же в США считают, что налоговым органам удается получить достаточно полную и достоверную информацию, так что налогоплательщику предоставлено право не рассчитывать самому суммы дохода и налога, а получать из налоговых органов готовые уведомления о причитающемся налоге. 
 

  Глава 2. Основные принципы взимания подоходного налога в РФ 

                                                   2.1. Общие положения 
 

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие  постоянного местожительства в  Российской Федерации. К ним относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительства относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. 

Объектом  налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации – от источников в Российской Федерации. 

При налогообложении  учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной  валюте), так и в натуральной  форме. Доходы, полученные в натуральной форме учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии – по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. 

Датой получения дохода в календарном  году является дата выплаты дохода, либо дата перечисления дохода, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме. 
 

Доходы  в иностранной валюте для целей  налогообложения пересчитываются  в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату получения дохода. Уплата налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится плательщиком в рублях или по их желанию в иностранной валюте, покупаемой Центральным банком Российской Федерации. 

Подоходным  налогом облагается чистый доход плательщика, т.е. валовый доход, уменьшенный на сумму разрешенных по закону вычетов и налоговых льгот. 

В целях  налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в  налогооблагаемый период. не включаются: 

государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком); 

Информация о работе Подоходный налог с физических лиц