Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:40, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия и разработка путей совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) изучить теоретические и нормативно–правовые основы управления оборотными активами предприятия;
2) сделать анализ современного состояния организации управления оборотными активами исследуемого предприятия;
3) разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.
Эффективное управления оборотными активами, как считает Плехова Ю. О. [37] играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов. В современных условиях огромное негативное влияние на изменение эффективности управления оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:
- снижение объемов
производства и
- высокие темпы инфляции;
- разрыв хозяйственных связей;
- нарушение договорной
и платежно-расчетной
- высокий уровень налогового бремени;
- снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов.
Все перечисленные факторы
являются объективными и безусловно
влияют на использование и управления
оборотными активами предприятия. Вместе
с тем, предприятия имеют внутренние
резервы повышения
- рациональная организация
производственных запасов (
- эффективная организация
обращения (совершенствование
- управление дебиторской задолженностью.
Рациональное управление
оборотными активами можно свести к
сокращению периода оборачиваемости
запасов и дебиторской
Текущие финансовые потребности (ТФП) могут определяться:
·как разницу оборотных активов (без денежных средств) и краткосрочных обязательств;
·как сумму операционных
и внеоперационных текущих
·как сумму дебиторской задолженности и запасов минус сумму кредиторской задолженности;
·сумма дебиторской
· Способы сокращения текущих финансовых потребностей находятся на «стыке» вопросов управления финансами и сбытом. К числу основных принципов и способов относятся:
· принцип дешевой покупки и дорогой продажи;
· скидки покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции;
· учет векселей и факторинг.
При реализации принципа «дешевой покупки и дорогой продажи» необходимо учитывать:
· стремление продавца купить товар у производителя дешевле и продать дороже с целью получения большей прибыли;
· наличие у производителя и покупателя возможности выбора в пользу надежных поставщиков (честных и добросовестных) в условиях свободной конкуренции, что приводит к ограниченности дешевых закупок;
· ограниченность дорогой продажи конкуренцией и желанием приобрести постоянную клиентуру;
· ограниченность дорогой продажи желанием ускорить оборот (чем короче продолжительность одного оборота, тем больше количество оборотов и меньше потребность в финансовых ресурсах);
· необходимость выйти победителем из конкурентной борьбы.
Рациональное управление оборотными активами предполагает также установление скидок покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции. Предоставление отсрочек платежей – это, по существу, предоставление кредита, который не является бесплатным, так как, получив своевременно платеж и положив деньги в банк, производитель мог бы получить прибыль в размере банковского процента.
С другой стороны, трудно реализовать
товар без коммерческого
Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.
По словам Горелкиной И.А.
[18], к обязательствам целесообразно
применение терминологии «качество
обязательств». «Качество обязательств»
перед кредиторами необходимо оценить
с точки зрения их возникновения
во времени. «Качество обязательств»
дебиторов оценивается с точки
зрения соблюдения ими условий договорной
дисциплины. Обязательство по кредитам
можно считать качественным при
отсутствии просроченных долгов и положительного
значения показателя «Эффект финансового
рычага».В современных условиях
управление финансовыми обязательствами
должно осуществляться системно с использованием
специфических приемов и
По мнению Лисициана И.
[30] проблема неплатежей делает необходимым
классифицировать своих кредиторов
по срокам просроченной кредиторской
задолженности и в зависимости
от того, кому необходимо заплатить
сейчас, кто может еще подождать,
а кому можно и вообще не платить.
На первых местах в этой очереди
стоят выплаты по кредитам и процентам
за них коммерческим банкам и налогам
в федеральный бюджет. Несвоевременные
выплаты здесь оборачиваются
штрафными санкциями в таком
размере, что легко могут довести
предприятие до банкротства. Необходимо,
правда, отметить, что в российской
хозяйственной практике эта угроза
довольно условна. В настоящее время
возможность банкротства
Обеспечение достаточного количества оборотных активов, дающих компании возможность оплачивать сырье и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, на практике сводится к необходимости решать несколько весьма сложных задач.
Первая из них - управление
запасами. По утверждению западных
учебников финансового
Но чтобы определить влияние этого фактора в российской действительности нужно иметь как минимум точную информацию о наличии запасов и рассчитать нормативы их использования. То есть все начинается с вопросов учета. То, что учетная система на складах предприятий требует усовершенствования, сомнению не подлежит.
Ведь часто предприятие покупает одно и то же сырье по разной цене. У кладовщиков все сырье записано на разных карточках (поскольку имеет разную цену). Бухгалтерия должна списывать это сырье по какой-то определенной цене, но поскольку оно списывается с разных карточек, получается новый метод списывания - наугад, как легла карточка у кладовщика. Управлять финансами на основании таких данных, естественно, невозможно.
Второй аспект проблемы увеличения оборотных активов - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов, прежде всего, необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.
Наличие запасов считается
фактором, обеспечивающим безопасность
системы материально-
В соответствии со сказанным выше в качестве основных задач управления запасами мы выделяем:
1) оптимизацию общего размера
и структуры запасов товарно-
2) минимизацию затрат по содержанию запасов;
3) обеспечение контроля
за движением материальных
Определение оптимального размера запасов с точки зрения минимизации затрат на их содержание является неотъемлемым элементом применяемой на предприятии системы контроля. Но так как запасы материальных ценностей большинства предприятий разнообразны и существенно различаются с точки зрения денежных вложений, потенциальной прибыли, объема и возможности ущерба от их недостатка, то усилия по их управлению следует распределять в соответствии с относительной важностью предметов хранения. Для решения данной задачи в современной практике управления запасами применяется метод ABC – анализа.
Необходимо еще раз
подчеркнуть, что управление отдельными
составляющими оборотных
Управление оборотными активами
предприятия направлено на формирование
их необходимого и достаточного объема
с наименьшими затратами и
повышения эффективности
Необходимо отметить, что в настоящее время многим отечественным предприятиям свойственно ситуационное формирование и использование оборотных активов, которое не учитывает перспектив развития предприятия и носит стихийный характер, и зачастую просто сводится к приспособлению к тому или иному объему и структуре средств в обороте.
Для того, чтобы формирование
и использование оборотных
Экономисты Н.Н. Бондина, И.А.
Бондин и Ю.А. Незванкина [17] подчеркивают,
что в современных условиях, когда
отечественный аграрный сектор в
целом только начинает преодолевать
кризис, заметно возросла роль кредита
в качестве источника формирования
оборотных средств. Авторы отмечают,
что особую актуальность эта проблема
приобретает в условиях инфляционных
процессов. При этом они указывают,
что использование
Несмотря на то, что предприятия
привлекают кредиты, эффективность
использования кредитных
2. Состояние организации
управления оборотными
2.1 Краткая экономическая
характеристика ООО «Хлеб»
Исследуемое предприятие ООО «Хлеб» находится на территории с. Боринское, которое расположено от г. Липецка на расстоянии 18 км. В транспортном отношении предприятие обслуживается дорогой «Липецк - Воронеж».
ООО «Хлеб» с. Боринское Липецкого района Липецкой области зарегистрировано 1 января 2006 года. Учредителем общества является Липецкое районное потребительское общество (Липецкое райпо). При формировании уставного капитала участвовал его единственный учредитель – Липецкое райпо, номинальная стоимость которого составляет 10000 рублей – 100% уставного капитала. На момент государственной регистрации уставный капитал сформирован полностью и составлял 10000 рублей. Но в процессе производственно – коммерческой деятельности уставный капитал был увеличен до 50000 рублей. И в 2007 году хозяйство перерегистрировало его размер.
Исследуемое предприятие - ООО «Хлеб - является обществом с ограниченной ответственностью.
Предметом деятельности общества является производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
Основным показателем, определяющим
размер предприятия, является стоимость
валовой продукции в
Таблица 1.Основные показатели
размера предприятия ООО «Хлеб»
Липецкого района Липецкой областиПоказатели 2007г.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. 35070 28571 65271
Чистая прибыль, тыс. руб. 678 -1747 3826
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. 587 793 15683
Среднесписочная численность работников, чел. 70 68 92
Из данных таблицы 1 видно,
что ООО «Хлеб» относится к
мелким предприятиям, так как по
сравнению с другими