Управление оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия и разработка путей совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) изучить теоретические и нормативно–правовые основы управления оборотными активами предприятия;
2) сделать анализ современного состояния организации управления оборотными активами исследуемого предприятия;
3) разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.

Файлы: 1 файл

Управление оборотными активами (3).docx

— 93.73 Кб (Скачать)

 

Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты  расходования, отрицательных последствий  их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов  и т.п.

 

В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов  с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного  мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории  запасов определяется, как правило, на основе «Модели ЕОQ». Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию «А», обычно ограничен  и требует еженедельного контроля.

 

В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие  меньшую значимость в обеспечении  бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов  финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз  в месяц.

 

В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок  таких ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движением  осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

 

В связи с отсутствием  соответствующей информации нам  не представляется возможным продемонстрировать применение данного метод АВС  в исследуемом хозяйстве.

3.2 Пути совершенствования  управления дебиторской задолженностью

 

Анализ управления дебиторской  задолженностью в ОАО «Хлеб» позволил сделать определенные выводы:

 

1) наблюдается ежегодный  рост дебиторской задолженности,  удельный вес дебиторской задолженности  в оборотных активах в 2008 году  составил 93% . Имеется просроченная  задолженность;

 

2) не ведется работа  по определению платежеспособности  клиентов и не контролируется  состояние расчетов с покупателями  по просроченным задолженностям;

 

3) условия договоров не  гарантируют своевременное поступление  денежных средств от покупателей;

 

4) не разрабатываются и  не применяются приемы по ускорению  востребования долгов.

 

Объем дебиторской задолженности  находится в зависимости от следующих  показателей:

 

-  объема продаж в  кредит;

 

-  действующей кредитной  политики (условий кредита);

 

-  эффективности сбора  долга (инкассации);

 

-  вероятности возникновения  безнадежных долгов.

 

Работники, связанные с  реализацией услуг, могут оказывать  влияние на прибыльность и объем  дебиторской задолженности, пользуясь  доступными и стандартными инструментами, в частности, путем: использование  факторинга; предоставления товарного  кредита; предоставления отсрочки платежа; предложения скидки на продукцию; предложения  скидки за оплату раньше стандартного срока. Все они используются для  стимулирования дополнительных объемов  продаж.

 

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотными активами. Эта оценка ведется  отдельно по группам дебиторской  задолженности с различными сроками  возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накопленную на предприятии  статистику, а также прибегнуть к  услугам экспертов-консультантов.

 

Произведем оценку реального  состояния дебиторской задолженности  ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области.

 

Таблица 19. Оценка реального  состояния дебиторской задолженности  ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области на 31.12.08 г.Классификация  дебиторов по срокам возникновения  задолженности, дни. Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. 

Удельный вес в общей  сумме,

 

Вероятность безнадежных  долгов,

 

% Сумма безнадежных долгов, тыс.руб. Реальная величина задолженности

0 – 30 956 5,5 2 19,12 936,88

30 – 60 2037 11,8 4 81,48 1955,52

60 – 90 1841 10,7 7 128,87 1712,13

90 – 120 2859 16,6 15 428,85 2430,15

120 – 150 1732 10,1 25 433 1299

150 – 180 2159 12,5 50 1079,5 1079,5

180 – 360 1533 8,9 75 1149,75 383,25

Свыше 360 4126 23,9 95 3919,7 206,3

Итого 17243 100 х 7240,27 10002,73

 

 

 

Из данных таблицы 19 видно, что в ООО «Хлеб» на 31.12.2008г. сумма  безнадежной дебиторской задолженности  составляет 7240,27 тыс. руб. В основном это задолженность свыше 180 дней и составляет 6149 тыс. рублей.

 

С целью максимизации притока  денежных средств предприятию следует  использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями  формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

 

Предложение скидок оправдано  в трех основных ситуациях:

 

1. Если снижение цены  приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что  реализация данной продукции  отражается на увеличении общей  прибыли, товар высокоэластичен  и имеет достаточно высокую  долю постоянных затрат;

 

2. Система скидок за  ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций  за просроченную оплату.

 

3. Если система скидок  интенсифицирует приток денежных  средств в условиях дефицита  на предприятии, возможно краткосрочное  критическое снижение цен вплоть  до отрицательного финансового  результата от проведения конкретных  сделок.

 

Во всех случаях можно  говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к  уменьшению текущей стоимости реализованной  продукции, поэтому следует точно  оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

 

При использовании отсрочки платежа предприятие получает положительный  эффект, выраженный в повышении объемов  продаж и увеличении массы прибыли. Отрицательный эффект связан с тем, что субъект начинает нести определенные издержки, в частности, издержки от не использования средств, связанных  в дебиторской задолженности, издержки по проведению инкассационной политики, увеличение вероятности возникновения  безнадежных долгов из-за увеличения отсрочки платежа.

 

Рассмотрим пример сравнительной  оценки двух вариантов краткосрочного финансирования: предоставление скидки ради скорейшего покрытия потребности  в денежных средствах или получение  кредита без предоставления скидки.

 

Инфляционный рост цен  в среднем за месяц достигает 1,1%; договорный срок оплаты составляет 30 дней; при оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3%; банковский процент по краткосрочному кредиту  – 21%; рентабельность альтернативных вложений капитала – 12%.

 

Таблица 20. Расчет эффективности  предоставления скидки с цены продукции  для ООО «Хлеб»Показатель Предоставление скидки Кредит

Индекс цен 1,011 1,011

Коэффициент дисконтирования 0,99 0,99

Потери от скидки с каждой 1000 руб., руб. 30 -

Потери от инфляции с каждой 1000 руб., руб. - 10

Доход от альтернативных вариантов  вложений капитала, руб. 115,24 118,8

Оплата процентов, руб. - 17,5

Финансовый результат, руб. 85,24 91,3

 

 

 Из данных таблицы  20 видно, что при предоставлении  скидки ООО «Хлеб» может получить  доход больше, чем при использовании  кредита.

 

Сравнивая положительные  и отрицательные эффекты у  описанного подхода, отметим, что положительных  эффектов от использования скидок больше. Основным недостатком системы скидок являются большие издержки, связанные  со снижением цены продукта.

 

Эффективность предлагаемой модели управления дебиторской задолженностью оценивается по критерию максимизации прибыли предприятия.

 

Для данной модели вводится следующее ограничение: все изменения  в кредитной политике вступают в  силу одновременно для всех покупателей, то есть в любой момент времени  действует только одна система расчетов. Не допускается работать с одними покупателями по одним условиям, а  с другими – по другим. Для  осуществления этой возможности  необходимо разделить покупателей  на группы по кредитным условиям (они  могут отличаться для различных  в финансовом отношении групп  хозяйствующих субъектов) и проводить  анализ раздельно.

 

Для управления дебиторской  задолженностью необходимо следующее:

 

1. Определение условий  предоставления кредита при продаже  товаров, его срока и системы  скидок. Необходимо в кредитном  договоре указать размер штрафов  и пени при нарушении сроков  оплаты за кредит. Например: при  задержки оплаты до 15 дней установить  пеню в размере 5%, а задержке  оплаты до 20 дней - 10%.

 

2. Определение гарантий  предоставления кредита. Самый  простой способ продажи товаров  – это открытый счет, когда  в соответствии с заключенным  контрактом покупателю выставляется  счет.

 

Более сложный, но более надежный способ, - получение письменного  обязательства клиента заплатить  деньги, т.е. получение векселя. Векселя  разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить  определенную сумму к определенному  сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При  этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму  к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводной вексель, в других случаях  – переводной вексель на срок, который  акцептируется либо покупателем, либо его банком. Покупателям, которые  своевременно не рассчитываются за приобретенный  в кредит товар или услуг необходимо в дальнейшем отказывать в предоставлении кредита.

 

3. Определение надежности  покупателя или вероятности оплаты  полученных им товаров. В этом  могут помочь широко распространенные  публикуемые рейтинги, анализ опубликованной  финансовой отчетности потенциального  покупателя, конструирование индексов  риска, анализ баланса. Необходимо  иметь широкий спектр потенциальных  покупателей, чтобы была возможность  исключать некредитоспособных клиентов.

 

4. Определение суммы кредита,  предоставляемого каждому конкретному  покупателю. В данном случае, как  правило, делаются расчеты, основанные  на вероятности оплаты покупателем  товара, возможности повторения  заказов, размера выгод и убытков,  получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

 

5. Определение политики  сбора дебиторской задолженности.  Фирма за определенную плату  передает право на получение  денег по дебиторской задолженности  специализированной фирме. Последняя  может обеспечить сбор, страхование  и финансирование дебиторской  задолженности либо оказать помощь  по ее взысканию и страхованию  сомнительных долгов. Существует  возможность получения кредитной  страховки при необходимости  защиты от безнадежных долгов. Эти операции известны как  факторинг.

 

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд  новых форм управления дебиторской  задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные  краткосрочные ценные бумаги.

 

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми  в настоящее время, являются:

 

·  факторинг;

 

·  учет векселей, выданных покупателями продукции;

 

·  форфейтинг.

 

Факторинг представляет собой  финансовую операцию, заключающуюся  в уступке предприятием-продавцом  права получения денежных средств  по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или  специализированной компании - <фактор компании>, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с  предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме  платежа. Ставки комиссионной платы  дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных  сроков ее оплаты.

 

Факторинг имеет ряд преимуществ, таких, как быстрое предоставление денежных средств, снижение накладных  расходов, так как функция слежения за кредитоспособностью больше не требуется, получение финансовых консультаций, обеспечение возможности получения  авансов, особенно необходимых при  сезонных операциях и укрепления позиций балансового отчета предприятия.

 

Недостатки факторинга: высокая  стоимость и негативное впечатление, складывающееся у покупателей в  результате смены держателя дебиторской  задолженности. Факторинговые фирмы  иногда вызывают негативные чувства  у покупателей в связи с  командным методом сбора денежных средств по просроченным счетам.

 

Необходимо использовать, если возможно, механизм факторинга. На наш взгляд, к услугам факторинговой  компании следует прибегать в  основном после наступления сроков платежа по счету и в периоды  острой нехватки денежных средств.

 

Наиболее предпочтительным является передача прав взыскания денежных средств с клиентов по обязательствам, срок возникновения которых составляет 180-360 дней. По более поздним долгам факторинговая компания или банк может запросить слишком высокий  процент или вообще отказать в  предоставлении услуг. На наш взгляд, целесообразно исследуемому предприятию  воспользоваться услугами факторинговых  компаний, так как на его балансе  имеется просроченная дебиторская  задолженность.

Информация о работе Управление оборотными активами