Управление оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия и разработка путей совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) изучить теоретические и нормативно–правовые основы управления оборотными активами предприятия;
2) сделать анализ современного состояния организации управления оборотными активами исследуемого предприятия;
3) разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.

Файлы: 1 файл

Управление оборотными активами (3).docx

— 93.73 Кб (Скачать)

 

Следует отметить, что на предприятии ООО «Хлеб» не осуществляются расчеты нормативов производственно  – материальных запасов, т. к. отказ  от нормирования оборотных активов, является одной из причин кризиса  производства и расчетно-платежной  дисциплины.

 

При управлении запасами известен такой принцип при закупке  запасов как «точно во время». Используется он для сокращения или устранения запасов. Предусматривается наличие  нужного материала в соответствующем  товарно-распределительном центре в требуемое время и доставка его на следующий день после заказа, причем в хорошем состоянии и  без потерь.

 

Принцип «точно во время» предполагает наличие нескольких надежных поставщиков  на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Тесное сотрудничество между производителями и поставщиками предусматривает совместную работу в проектировании изделия, обеспечении  контроля качества и стабилизированных  графиков производства.

 

ООО «Хлеб» не использует принцип  «точно во время», хотя при этом предприятие  несет дополнительные издержки по хранению производственных запасов, связанные  со складскими расходами, с порчей, а также с омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли  бы быть инвестированы, например, в  ценные бумаги с целью получения  процентного дохода.

 

Оптимизация размера основных групп текущих запасов связана  с предварительным разделением  всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида –  производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе  каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения – постоянно  обновляемая часть запасов, формируемых  на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.

 

Для оптимизации размера  текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение  получила «Модель экономически обоснованного  размера заказа». Она может быть использована для оптимизации размера, как производственных запасов, так  и запасов готовой продукции.

 

Математически Модель EOQ выражается следующей принципиальной формулой:

 

, где (1)

 

F – затраты по размещению  заказа;

 

S – потребность в запасах  за некоторый период;

 

C – затраты по хранению 1 партии заказа.

 

Управление запасами включает в себя определение приемлемой системы  их контроля. Существует много систем, от самых простых до чрезвычайно  сложных, которые применяются в  зависимости от размера предприятий  и характера запасов. Целесообразно  применять метод АВС, согласно которому производственные запасы делятся на три категории по степени важности отдельных видов в зависимости  от их удельной стоимости:

 

·  категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют  постоянного и скрупулезного  учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа;

 

·  категория В составлена из менее дорогостоящих видов  запасов, которые проверяются при  ежемесячной инвентаризации; для  запасов этой категории, как и  категория А, приемлема методика определения оптимального размера  заказа;

 

·  категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов производственных запасов, закупаемых обычно в большом  количестве.

 

Метод АВС позволяет сосредоточиться  на контроле наиболее важных видов  запасов категорий А и В (категории  С уделяется меньше внимания) и  тем самым сэкономить время, ресурсы  и повысить эффективность управления запасами.

 

Предприятию необходимо больше уделять внимание построению эффективных  систем контроля за движением запасов. Основной задачей таких контролирующих систем, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и  вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов. В  процессе разработки политики управления запасами должны быть заранее предусмотрены  меры по ускорению вовлечения в оборот сверхнормативных запасов. Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера  потерь товарно – материальных ценностей  в процессе их хранения.

 

Однако уровень контроля за движением запасов в ООО  «Хлеб» находится не на должном уровне.

 

2.4 Управление дебиторской  задолженностью

 

Целью управления дебиторской  задолженностью является минимизация  средств отвлекаемых в дебиторскую  задолженность.

 

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности  на предприятиях. Важной задачей финансового  менеджмента является эффективное  управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной  инкассации долга.

 

В современной хозяйственной  практике дебиторская задолженность  классифицируется по следующим видам (рис. 3).Виды дебиторской задолженности  предприятия 

 

  

 

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил 

  

Дебиторская задолженность  за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок 

  

 

  

Дебиторская задолженность  по векселям полученным 

  

 

  

Дебиторская задолженность  по расчетам с бюджетом 

  

 

  

Дебиторская задолженность  по расчетам с персоналом 

  

 

  

 

Прочие виды дебиторской  задолженности 

  

 

 

 

 

 

Рис. 3 . Состав основных видов  дебиторской задолженности предприятия.

 

Среди перечисленных видов  наибольший объем дебиторской задолженности  предприятий приходится на задолженность  покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторской  задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии  связано в первую очередь с  оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей  по расчетам за реализованную продукцию. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться  и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

 

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия  осуществляется по следующим основным этапам (рис. 4).Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью

 

Анализ дебиторской  задолженности предприятия в  предшествующем периоде

 

 

Формирование  принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

 

 

Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую  задолженность по товарному и  потребительскому кредиту.

 

 

 

 

 

Формирование  системы кредитных условий

 

 

Формирование  стандартов оценки покупателей и  дифференциация условий предоставления кредита

 

 

Формирование  процедуры инкассации дебиторской  задолженности

 

 

Обеспечение использования на предприятии современных  форм рефинансирования дебиторской  задолженности

 

 

 

 

Построение  эффективных систем контроля за движением  и своевременной инкассацией  дебиторской задолженности

 

 

 

Рис. 4. Основные этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью предприятия.

 

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

 

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия и определяет кредитную политику, пути ускорения  востребования долгов и уменьшения безнадежной задолженности, а также  выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

 

На уровень дебиторской  задолженности влияют следующие  факторы:

 

-  оценка и классификация  клиентов в зависимости от  вида продукции, объема закупок,  платежеспособности, истории кредитных  отношений и условий оплаты;

 

-  контроль расчетов  с дебиторами, оценка реального  состояния дебиторской задолженности;

 

-  анализ и планирование  денежных потоков с учетом  коэффициентов инкассации.

 

Таблица 13. Состав и структура  дебиторской задолженности ООО  «Хлеб» Липецкой области Липецкой области  за 2006 – 2008 гг.Наименование 2006 2007 2008 Отклонение, тыс. руб. (+/-)

Тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после  отчетной даты) 106 2,04 106 0,7 106 0,5 -

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты): 5091 97,96 15503 99,3 21113 99,5 +5610

Покупатели и заказчики 505 9,9 6587 42,9 17243 81,3 +10656

Прочие дебиторы 4586 88,06 8916 56,4 3870 18,2 -5046

Итого 5197 100 15609 100 21219 100 +5610

 

 

 

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают  влияние на объем продаж и получение  денег

 

Рассмотрим состав, структуру  и эффективность использования  дебиторской задолженности ООО  «Хлеб» Липецкого района Липецкой области  за 2006 – 2008 гг.

 

Из данных таблицы 13 видно, что у ОАО «Хлеб» имеется просроченная дебиторская задолженность в  размере 106 тыс. руб., которая свидетельствует  о не эффективности системы расчетов. Также негативным моментом является рост величины дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты на 5610 тыс. руб. в 2008 году по сравнению  с прошлым годом. Необходимо отметить, что в составе дебиторской  задолженности, платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев, наблюдается  значительное увеличение дебиторской  задолженности покупателей и  заказчиков. Это связанно с неэффективной  кредитной политикой по отношению  к покупателям и заказчикам, что  также является отрицательным моментом для текущей деятельности предприятия.

 

Таблица 14. Анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности ООО  «Хлеб» Липецкого района Липецкой области  за 2006 – 2008 гг.Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отклонения от прошлого года (+/-)

1.Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности 7,4 3,3 1,6 -1,7

2.Продолжительность оборота  дебиторской задолженности в  днях 49 111 228 +117

3.Доля дебиторской задолженности  в общем объеме текущих активов, % 31,7 73,7 93,4 +19,7

4.Отношение средней величины  дебиторской задолженности к  выручке от реализации 22,8 29,4 64,1 +34,7

 

 

 

Из данных таблицы 14 видно, что продолжительность оборота  дебиторской задолженности в 2008 году составляет 228 дней, что на 117 дней больше, чем в 2007 году. Все это  указывает на неэффективную кредитную  политику по отношения к покупателями и слабую платежную дисциплину. Доля дебиторской задолженности в  общем объеме текущих активов  выросла на 19,7% и составила к  величине текущих активов 93,4%. Это  указывает на значительное отвлечение средств из оборота, снижение ликвидность  текущих активов и об ухудшении  финансового положения предприятия.

 

Одним из этапов формирования политики управления дебиторской задолженностью является формирование принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции. В современных условиях реализации продукции в кредит получена широкое распространение и направлена на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. В процессе формирования принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции решаются два основных вопроса: в каких  формах осуществлять реализацию в кредит и, какой тип кредитной политики следует избрать на предприятии.

 

Следующими этапами политики управления дебиторской задолженности  является возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность по товарному кредиту  и формирование системы кредитных  условий, в состав которых входят следующие элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита; система штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств с покупателями. К сожалению, на предприятии некоторые  из этих элементов не учитываются.

 

2.5 Управление денежными  активами

 

Основная цель управления денежными активами – обеспечение  финансового равновесия предприятия  в процессе его развития путем  балансирования объемов поступления  и расходования денежных средств  и их синхронизация во времени.

 

Управление денежными  активами или остатком денежных средств, постоянно находящимся в распоряжении предприятия, составляет неотъемлемую часть функций общего управления оборотными активами. Размер остатка  денежных активов, которым оперирует  предприятие в процессе хозяйственной  деятельности, определяет уровень его  абсолютной платежеспособности (готовность предприятия немедленно рассчитаться по всем своим неотложным финансовым обязательствам), влияет на продолжительность  операционного цикла (а следовательно  и на размер финансовых средств, инвестируемых  в оборотные активы), а также  характеризует в определенной мере его инвестиционные возможности (инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых вложений).

Информация о работе Управление оборотными активами