Управление оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия и разработка путей совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) изучить теоретические и нормативно–правовые основы управления оборотными активами предприятия;
2) сделать анализ современного состояния организации управления оборотными активами исследуемого предприятия;
3) разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.

Файлы: 1 файл

Управление оборотными активами (3).docx

— 93.73 Кб (Скачать)

 

Определим эффективность  факторинговой операции для ООО  «Хлеб». Сумма дебиторской задолженности, которая подвергнется факторингу, составит 1533 тыс. руб. Комиссионная плата за осуществление  факторинговой операции взимается  банком в размере 2% от суммы долга; банк предоставляет предприятию  кредит в форме предварительной  оплаты его долговых требований в  размере 75% от суммы долга; процентная ставка за предоставляемый банком кредит составляет 21%; средний уровень процентной ставки составляет 25%.

 

Таблица 21. Расчет эффективности  факторинговой операцииПоказатель Расчет Результат

Комиссионная плата, тыс. руб. 1533*2/100 30,66

Плата за пользование кредитом, тыс. руб. (1533*0,75)*21/100 241,45

Итого расходы 30,66 + 241,45 302,77

 

 

С учетом рассчитанной суммы  дополнительных расходов определим  их уровень по отношению к дополнительно  полученным денежным активам. Он составит:

 

Сопоставляя полученный показатель(23,7) со средним уровнем процентной ставки (25%) мы видим, что осуществление факторинговой  операции для ООО «Хлеб» более  выгодно, чем получение финансового  кредита.

 

Управление дебиторской  задолженностью должно строиться на основе выбранной политики работы с  платежами. Эта политика должна предусматривать  следующие направления:

 

1. Мониторинг продаж. Для  его осуществления необходимы:

 

-  реестр плательщиков  для отслеживания сумм продаж, сроков платежа и т.д.;

 

-  классификация в реестре  продаж по группам «постоянный  - новый»;

 

-  отслеживание просроченной  задолженности, размера безнадежных  долгов;

 

-  расчет потенциальной  задолженности.

 

2. Проработка политики  по управлению задолженностью, а  именно:

 

-  работа с клиентами-неплательщиками  (встречи, переговоры и т.д.);

 

-  расчет издержек за  пользование краткосрочными кредитами;

 

-  увязка сроков погашения  дебиторской задолженности со  сроками погашения кредиторской  задолженности (анализ и оптимизация);

 

-  оценка затрат на  привлечение специальных «инструментов»  воздействия, факторинга.

 

3. Выработка инкассационной  политики на предприятии, включающей  в себя:

 

-  срок и количество  письменных оповещений по долгу;

 

-  проведение личных  встреч с клиентами-должниками;

 

-  разработку условий  выплаты долга и санкций за  просрочку платежа;

 

-  обращение к уполномоченным  органами с просьбой о взыскании  долга с неплательщика;

 

-  действия по продаже  долга.

 

В ходе управления дебиторской  задолженностью ООО «Хлеб» необходимо проводить ранжирование дебиторов  по группам риска, связанного с возникновением несостоятельных и безнадежных  долгов. При этом из числа партнеров  предприятия исключаются дебиторы с высоким уровнем риска. Для  этого необходимо собрать информацию о клиентах-дебиторах и тщательно  проанализировать ее, принимая решение  о предоставлении или отказе в  кредите (при этом изучается финансовое состояние клиентов и их значимость (незначительный, средний, крупный).

 

Незначительных клиентов условно можно разбить на пять категорий в зависимости от уровня риска, которому предприятие подвергается в результате полной или частичной  неоплаты дебиторской задолженности

 

По первой категории кредит можно предоставлять автоматически. По второй – кредит может быть разрешен до определенного объема, который  определяется предприятием. По третьей  – лимит по кредиту должен быть более строгим. По четвертой –  кредит предоставляется в исключительных случаях. По пятой категории кредит не предоставляется вообще. Крупного клиента следует рассматривать  как совокупность небольших клиентов, случайные убытки от которых полностью  коррелируют друг с другом. Если предприятие продает в кредит крупным клиентам, то проблема состоит  в том, чтобы узнать максимальный риск, возникающий в данной ситуации, и его возможные последствия. Если возникающий в результате убыток будет настолько велик, что может  привести предприятие к банкротству, следует отказать клиенту в кредите, даже если вероятность не возврата средств низка.

 

Предприятиям, для которых  характерен высокий уровень дебиторской  задолженности и соответствующие  потери, целесообразно организовать систему аналитического учета дебиторской  задолженности не только по срокам, как это было ранее, но и по размерам, географии, юридическим и физическим лицам, срокам погашения при заключении сделок.

 

В некоторых случаях целесообразно  проводить инвентаризацию долгов ежемесячно, но обязательно с принятием мер  воздействия на недобросовестных дебиторов. Все это будет способствовать притоку денежных средств и снижению безнадежных долгов.

 

3.3 Пути совершенствования  управления денежными активами

 

Основной целью финансового  менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение  постоянной платежеспособности предприятия. Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных  активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут  застраховать предприятие от возбуждения  против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным обязательствам. Наряду с этой основной целью важной задачей в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования  временно свободных денежных средств. Как показал анализ, в ОАО «Хлеб» управление денежными активами осуществляется не достаточно эффективно, следовательно  предприятие нуждается в принятии ряда мер, направленных на повышение  эффективности управления денежными  потоками с целью достижения сбалансированности поступлений денежных средств и  платежей и обеспечения достаточности  получаемой прибыли для погашения  текущих обязательств.

 

Одним из элементов системы  управления оборотными активами Хлеб»  является управление денежными потоками.

 

Планирование денежных потоков  включает в себя текущее планирование, в процессе которого разрабатывается  план поступления и расходования денежных средств (бюджет движения денежных средств), и оперативное планирование, в процессе которого разрабатывается  система платежных календарей по соответствующим видам движения денежных средств.

 

Бюджет движения денежных средств – это план поступлений  и платежей денежных средств, рассчитанный на предстоящий временной период. Этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо по денежным средствам и финансовое положение предприятия на каждый анализируемый период. Таким способом могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего  наличия денежных средств, проанализированы эффективность использования средств  и перспективный уровень платежеспособности предприятия. Бюджет движения денежных средств разрабатывается на предстоящий  год в помесячном разрезе с  тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он может составляться по отдельным  видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Учитывая, что ряд исходных предпосылок  разработки этого бюджета носят  слабо прогнозируемый характер, он может составляться в следующих  вариантах – «оптимистическом», «реалистическом» и «пессимистическом». Кроме того, разработка бюджета движения денежных средств носит многовариантный  характер и по используемым методам  расчета отдельных показателей. Бюджет движения денежных средств разрабатывается  на предприятии в последовательности, указанной в схеме (рис.8).

 

 

 

 

 

Рис.8. Последовательность разработки бюджета денежных средств

 

Основной целью разработки бюджета движения денежных средств  является прогнозирование во времени  валового и чистого денежных потоков  предприятия в разрезе отдельных  видов ее хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода. Мы считаем целесообразным составление  бюджета денежных средств на ООО  «Хлеб», который в настоящее время  не составляется.

 

Еще одним существенным недостатком  в работе ООО «Хлеб» является то, что на предприятии не составляется платежный календарь, который является эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными  потоками. Он позволяет решать следующие  основные задачи:

 

·  свести прогнозные варианты плана поступления и расходования денежных средств к одному реальному  заданию по формированию денежных потоков  предприятия в рамках одного месяца;

 

·  в максимально возможной  степени синхронизировать положительный  и отрицательный денежные потоки, повысив тем самым эффективность  денежного оборота предприятия;

 

·  обеспечить приоритетность платежей предприятия по критерию их влияния на конечные результаты его  финансовой деятельности;

 

·  в максимальной степени  обеспечить необходимую абсолютную ликвидность денежного потока предприятия, т. е. его платежеспособность в рамках краткосрочного периода;

 

·  включить управление денежными  потоками в систему оперативного контроллинга финансовой деятельности предприятия.

 

 

Заключение

 

Дипломная работа выполнена  на примере ООО «Хлеб» Липецкого  района Липецкой области. Исследуемое  хозяйство относится к мелким предприятиям, основная деятельность которого связана с производством  хлебобулочных изделий.

 

ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области можно охарактеризовать как финансово неустойчивое, неплатежеспособное предприятие, находящееся в кризисном  состоянии.

 

Анализ управления оборотными активами позволил сделать соответствующие  выводы:

 

- имеющаяся структура  оборотных активов указывает  на не рациональную структуру  оборотных активов и в целом  не эффективную организацию оборотных  средств;

 

- наблюдается значительным  рост дебиторской задолженности  в 2008 году по сравнению с  2006 годом (более чем в 3 раза), и в составе оборотных активов  она составляет 93,9%.;

 

- в составе дебиторской  задолженности имеет место и  просроченная дебиторская задолженность,  что является признаком финансового  неблагополучия ООО «Хлеб»;

 

- формирование оборотных  активов осуществляется преимущественно  за счет заемных и привлеченных  источников, что свидетельствует  о большом риске банкротства.

 

- наблюдается снижение  эффективности использования оборотных  активов.

 

- в ООО «Хлеб» отсутствует  регулярное планирование потребности  в запасах сырья и готовой  продукции;

 

- отсутствует систематический  контроль залежалых и неходовых  товаров, не проводится анализ  недостач и потерь от порчи  товарно-материальных ценностей;

 

- не производится анализ  финансовых возможностей и уровня  текущей платежеспособности потенциальных  покупателей;

 

- не ведется контроль  состояния расчетов с покупателями, не выявляется просроченная задолженность;

 

- условия договоров не  гибкие и не гарантируют своевременное  поступление денежных средств  от покупателей, не рассматривается  возможность предоставления скидок  за произведенную предоплату;

 

- не разрабатываются и  не применяются приемы ускорения  востребования долгов;

 

- имеется просроченная  дебиторская задолженность, не  ведется работа с составом  и сроками ее возникновения;

 

- исследуемое предприятие  придерживается агрессивной политики  управления текущими активами  и текущими пассивами предприятия,  а также агрессивной комплексной  политики управления оборотными  активами и текущими пассивами.

 

- анализ денежных потоков  и их прогнозирование в хозяйстве  не производится.

 

Следовательно, предприятие  нуждается в принятии ряда мер, направленных на повышение эффективности управления оборотными активами.

 

Исходя из этого, нами предложен  комплекс мероприятий направленный на совершенствование управления оборотными активами:

 

- для повышения эффективности  оборотных активов предприятия,  на наш взгляд, необходима другая  финансовая политика по отношению  к формированию оборотных активов.  Эта политика должна быть направлена  на обеспечение текущей потребности  необходимыми видами оборотных  активов в минимальных размерах, необходимых для обеспечения  нормального производственно –  коммерческого цикла, без излишних  запасов, создание оптимального  размера собственного оборотного  капитала в размере минимальной  потребности, с разумным использованием  эффекта финансового рычага;

 

- для оптимального обеспечения  оборотными активами нами было  предложено производить плановый  расчет потребности в оборотных  средствах. По данным ООО «Хлеб»  был произведен расчет потребности  в оборотных активах аналитическим  методом, а также произведен  расчет потребности в собственных  оборотных средствах ООО «Хлеб»  на конец планируемого года  коэффициентным методом;

 

- мы считаем, целесообразным  для исследуемого предприятия  определять оптимальный размер  партии заказ. Так как это  позволит ООО «Хлеб» обеспечить  себя запасами, необходимыми для  поддержания производственного  процесса при минимальных совокупных  издержках хранения и организации  заказов. Для этого нами использовалась  модель Уилсона. По итогам расчетов  мы выяснили, что оптимальный  размер партии поставки муки  для ООО «Хлеб» составил 264, 6 тыс.  руб.

 

- кроме того, нами предложено  для усиления контроля за производственными  запасами использовать «Систему  АВС»;

 

Информация о работе Управление оборотными активами