Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:58, курсовая работа
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций, направленных на оптимизацию системы управления оборотными активами ОАО «Санаторий им. Фрунзе». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть концептуально-теоретические аспекты управления оборотным капиталом;
Введение 3
Глава 1. Концептуально-методологические основы анализа и управления оборотным капиталом предприятия 4
1.1. Понятие, классификация и структура оборотного капитала 4
1.2. Расчет потребности в оборотном капитале. 10
1.3. Оценка эффективности использования оборотного капитала 15
1.4. Политика управления оборотным капиталом 19
Глава 2. Анализ системы управления оборотным капиталом ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования. 21
2.2. Анализ показателей системы управления оборотным капиталом предприятия 23
Глава 3. Направления оптимизации системы управления оборотным капиталом ОАО «Санаторий им. Фрунзе». 32
3.1.Направления оптимизации управления дебиторской задолженностью ОАО «Санаторий им. Фрунзе». 32
3.2. Пути повышения эффективности управления денежными средствами 36
3.3. Мероприятия по рациональному использованию запасов 37
Заключение 42
Список литературы 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
5.
Ответственность сотрудников ОАО «Санаторий
им. Фрунзе»» закрепляется в регламенте
управления дебиторской задолженностью
Таблица 3.2
Регламент управления задолженностью в ОАО «Санаторий им. Фрунзе »
Этап
управления
дебиторской задолженностью |
Процедура | Ответственное лицо (подразделение) |
Критический срок платы не наступил (до 14) | Заключение договора | Менеджер по продажам |
Выставление счета | Финансовый менеджер | |
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности | ||
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм | Менеджер по продажам | |
Просрочка
до 7 дней |
При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей | Менеджер по продажам |
Просрочка от 7 до 30 дней | Направление предупредительного письма о начислении штрафа | Финансовый менеджер |
Просрочка от 30 до 60 дней | Начисление штрафа | Финансовый менеджер |
Предарбитражное предупреждение | Юрист | |
Ежедневные звонки с напоминанием | Менеджер по продажам | |
Переговоры с ответственными лицами | | |
Просрочка от 30 до 60 дней | Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию | Менеджер по продажам |
Официальная претензия (заказным письмом) | Юрист | |
Просрочка более 60 дней | Подача иска в арбитражный суд | Юрист |
На
основании отчетов по критическому
сроку погашения дебиторской
задолженности ежедневно
Финансовая служба формирует основные принципы управления дебиторской задолженностью – лимиты, сроки, условия предоставления кредита, контроль погашения. Если просрочка составляет более 30 дней, то информация об этом передается руководителю службы продаж для контроля. На определенном этапе выставляется претензия, подключаются служба безопасности и юридический отдел.
В результате анализа была выявлена отрицательная динамика величины денежных средств и их сравнительно низкая величина, что не замедлило отразится на показателях ликвидности и платежеспособности санатория. Необходимо отметить, что эта проблема является следствием предыдущей, т.е. нерациональное управление дебиторской и кредиторской задолженностью приводит к дефициту денежных средств, которое негативно сказывается на платежеспособности организации, порождает кризисные явления.
Для ликвидации возникающих отклонений в области управления оборотным капиталом необходимо предложить комплекс мер, направленных как на повышение положительного, так и на уменьшение отрицательного денежных потоков. На наш взгляд, данные мероприятия необходимо также подвергнуть тщательному анализу и сгруппировать по временному фактору на долгосрочные и краткосрочные. (табл. 3.3)
Таблица 3.3
Мероприятия для сбалансированности дефицитного денежного потока
РОСТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА | СОКРАЩЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА | |
КРАТКОСРОЧНЫЕ |
|
|
ДОЛГОСРОЧНЫЕ |
|
|
Как было установлено в ходе анализа 2 главы, запасы занимают почти 32,3 % структуры всех оборотных средств, поэтому этой группе оборотных активов также необходимо уделить повышенное внимание.
Проблема регулирования запасов в санаторно-курортной сфере явно отличается от адекватной постановки в материальном производстве: с одной стороны, ее объем сужается, поскольку отсутствуют запасы готовой продукции и незавершенного производства, с другой – разноплановость как видов, так и самих услуг вызывает сложность при управлении. Тем не менее, запасы все также представляют собой иммобилизованные средства. т.е. средства, отвлеченные из оборота. С одной стороны, без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, а с другой – вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, равные доходу при альтернативном использовании соответствующей суммы денежных средств (инвестиции, краткосрочные финансовые вложения и проч.). Стоит заметить, что при определенных обстоятельствах косвенные потери могут стать и прямыми.
Вследствие присущей санаторно-курортным предприятиям сезонности частота потребления большинства материалов в ОАО «Санаторий им. Фрунзе» нестабильна. Поэтому здесь уместно применение такого логистического инструмента, как XYZ-анализ, где материалы распределяются по степени прогнозируемости их расхода.1 . В частности, к группе Х можно отнести материалы, идущие на содержание помещений и периодический ремонт, канцелярские принадлежности, топливо. Группа Y является наиболее обширной и включает продукты питания, лекарственные препараты, постельные принадлежности, медикаменты и прочие материалы, потребность в которых обусловлена экскурсионным обслуживанием. Материалы класса Z обычно связаны с новыми (нетрадиционными) услугами.
Кроме
этого, исходя из экономического содержания
управления материальными ресурсами,
под которым понимается процесс планирования,
учета, аудита и анализа их использования
и принятие по разработке и осуществлению
мероприятий, позволяющие ликвидировать
выявленные отклонения, правомерно говорить
о создании в автоматизированной системе
управления материальными ресурсами организации
подсистемы. Эта система должна включать
комплексы задач из различных функциональных
подсистем. Она создается для организации
качественного управления материальными
ресурсами на основе комплексного использования
экономико-математических методов и своевременных
средств вычислительной техники. Ее главной
целью является оптимизация учета, анализа,
регулирования и контроля процессов снабжения,
использования и хранения материальных
ресурсов: сокращение трудоемкости; улучшение
качества использованной информации.
Составляющими компонентами подсистемы
управления запасами являются различные
виды обеспечения, к числу которых относится
организационное, информационное, техническое,
технологическое и программное. В качестве
составляющей программного обеспечения
можно рассмотреть, в частности, возможность
применения системы «РСТъ:Рестораторъ»
(версия 6.0.0.0) компании Sandsoft - это система
автоматизированного управления кафе,
баром, рестораном, полностью укомплектованная
и готовая к самостоятельной установке
(без привлечения специалистов компании-производителя).
Она представляет собой простой и удобный
инструмент для постоянного, надёжного
и эффективного контроля за работой предприятия,
в реальном времени и из любой точки Земного
шара.
Дает возможность существенного увеличить
дохода, получать постоянную «свежей»
информации по всей выручке поступающей
от гостей предприятия, развивать долговременные
конкурентные преимущества, проводить
удобный и своевременный анализ деятельности
сферы питания за любой период.
Кроме этого, система полностью гарантирует
безопасность информации о деятельности
предприятия.
«РСТъ:Рестораторъ» включает в себя следующие
основные бизнес-процессы:
К
преимуществам данного
При желании, функционал программного продукта можно расширить за счет подключения дополнительных модулей и увеличения количества рабочих мест. (таблица 3.8).
Таблица 3.4
Дополнительные модули «РСТъ:Рестораторъ» v.6.0.0.0
№ | Название модуля | Стоимость, руб. |
1 | Модуль «Склад» (StoreHouse) | 2500 |
2 | Модуль «Клуб» CRM | 2500 |
3 | Дополнительные модули для FrontOffice (FrontOffice Extensions) (комплект дополнительных модулей для р.м. «Официант») | 1500 |
4 | Дополнительное рабочее место FrontOffice и /или BackOffice | 1500 |
5 | Модуль тарифов и управления электричеством (Tariff Control) | 2000 |
По нашему мнению, среди предлагаемых дополнительных модулей приобретение модуля «Склад» для санатория им. Фрунзе является обязательным.
Кроме этого, представляет интерес также продукт компании РСТъ:Пищевой Калькулятор, который применяется для расчета калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов в продукции предприятий общественного питания. Он разработан в полном соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Правительством Российской Федерации (см. Правила оказания услуг общественного питания, утверждены Постановлением Правительства 15 августа № 1036, с изменениями и дополнениями от 21 мая 2001 года (Постановление Правительства № 389) и 10 мая 2007 (Постановление Правительства № 276)). В рамках взаимодействия ФРиО и Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) последним подготовлено разъяснение о порядке расчета пищевой ценности. Нормативная база РСТъ:Пищевой Калькулятор полностью соотвествует письму Роспотребназдзора №0100/7983-07-31 от 10.08.2007 г.
Эффективность данных мероприятий просчитать трудно, так как оценка будет носить вероятностный характер, но определенно можно сказать, что в долгосрочном временном аспекте положительный эффект от данной автоматизации может быть значительным.
Следует также отметить, что процессами управления материальными ресурсами в ОАО «Санаторий им. Фрунзе»» занимаются различные подразделения: отделы материально-технического снабжения, центральная бухгалтерия и другие. Необходимо четко следить за тем, чтобы интересы одного функционального подразделения не противоречили интересам других и в системе управления не возникало конфликтов.
Предложенные мероприятия по повышению эффективности управления производственных запасов будут способствовать организации использования материальных запасов ОАО «Санаторий им. Фрунзе» на более совершенной основе.
Совершенствование
системы управления оборотными средствами
является одним из главных факторов
повышения экономической
Проведенный анализ системы управления оборотным капиталом ОАО «Санаторий им. Фрунзе» показал, что структура оборотного капитала по материально-вещественному составу за анализируемый период претерпела существенные изменения. Наибольшую долю занимает краткосрочная дебиторская задолженность, увеличившись на 9,4 % с 2008 г и достигнув значения в 34,4 % к концу 2010 г. В то же время доля краткосрочных финансовых вложений за этот период сократилась на 6,5%, занимая к концу 2010 г 18,3 %. Значительный удельный вес занимают запасы – ок 32,3 %. Несмотря на сокращение доли запасов за 2008-2010 гг. на 2,1%, вопросы рационального управления ими с целью повышения удельного веса абсолютно ликвидных активов являются актуальными для ОАО «Санаторий им. Фрунзе».
Анализ
оборотных средств по степени
риска показал значительное сокращение
группы оборотных средств с