Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ дебиторской задолженности ООО "РИТМ" и выработка рекомендаций по ее эффективному управлению.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…5
1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия ……………………………………………………………………....8
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности…………………..8
1.2 Подходы к управлению дебиторской задолженностью предприятия……11
1.3 Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности………………....16
2. Исследование финансово-хозяйственной деятельности и дебиторской задолженности ООО «РИТМ» …………………………………………………21
2.1 Анализ основных экономических показателей ООО «РИТМ»………..…21
2.2 Характеристика финансового состояния и дебиторской задолженности предприятия ……………………………………………………………………..33
2.3 Оценка дебиторской задолженности предприятия………………………..42
3. Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью ООО «РИТМ»……………………………………………………………………48
3.1 Рекомендации по снижению дебиторской задолженности……………….48
3.2 Внедрение автоматизированной системы управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….53
Заключение ………………………………………………………………………60
Список использованных источников …………………………………………..62

Файлы: 1 файл

курсовая. Финансовый менеджмент..doc

— 637.50 Кб (Скачать)

     Этапы процесса востребования дебиторской  задолженности в соответствии с  УДЗ.СВ. Весь процесс по управлению дебиторской задолженностью можно разделить на следующие этапы, которые и содержит УДЗ.СВ:

     1. Начало работы  с контрагентом (первый  этап – ввод  справочной информации). Начинать работу с контрагентами необходимо с того момента, как был заключен договор с условиями об отсрочке платежа, даже если нет первичной информации о том, что этот контрагент может ненадлежащим образом исполнить свои обязательства в сроки, определенные договором.

     На  этом этапе специалисту, ответственному за работу с контрагентами, необходимо владеть информацией относительно «параметров» задолженности (наименование контрагента, обязательство, из которого возникла задолженность, предмет договора, срок его исполнения), которые непосредственно используются при оформлении сопутствующих документов. Работа на данном этапе заключается в следующем. Пользователь – бухгалтер, помощник бухгалтера, иное лицо, работающее с бухгалтерскими программами и имеющее возможность заполнять первичные сведения относительно контрагентов, должен точно заполнить все параметры диалоговых окон «Параметры задолженности» и «Контрагенты». Уже на этом этапе пользователь имеет возможность получить подсказки высококвалифицированных специалистов Консалтинговой группы «Лекс»: - относительно действий, которые необходимо совершить пользователю по вводу информации; - на что в первую очередь необходимо обратить внимание; - какие данные имеют первостепенное значение; - какие действия, направленные на своевременное погашение дебиторской задолженности, необходимо осуществить уже на этом этапе (при этом пользователю будет предложена вся информация, необходима для совершения этого действия, в том числе, подробные комментарии специалиста и контактная информация по контрагенту).

     2. Переговоры с контрагентом. Данный этап открывает процесс работы по взысканию дебиторской задолженности, который подразумевает текущую работу по этой задолженности, переходящую от одного этапа к другому, и начинается он со дня наступления сроков погашения задолженности и не оплаты этого долга со стороны дебитора. Пользователь – юрист, помощник юриста, стажер, иное лицо, в обязанности которого входит правовая поддержка деятельности организации. Данный пользователь имеет возможность сразу же (не теряя драгоценного времени) приступить к работе по управлению дебиторской задолженностью на основании тех сведений и информации, которая была введена в программу предыдущим пользователем. Так, УДЗ.СВ подскажет пользователю о наступлении сроков оплаты, о действиях, которые необходимо выполнить, на что прежде всего необходимо обратить внимание. В свою очередь, имея перед собой всю информацию относительно данной сделки и самого контрагента, юрист в сроки, предусмотренные договором, следуя подсказки высококвалифицированного специалиста, заложенной в программе, делает звонок контрагенту. Ведь в противном случае должник может подумать, что сумма задолженности для кредитора не важна, либо у него отсутствует соответствующий контроль, или кредитор боится портить с ним отношения, что, в свою очередь, и может повлечь неоплату долга.

     3. Досудебный порядок востребования дебиторской задолженности. Если должник не соблюдает условия по оплате, УДЗ.СВ подсказывает пользователю о том, что необходимо перейти к другому этапу работы с просроченной дебиторской задолженностью, так называемому, досудебному порядку урегулирования спора, который заключается в урегулировании спорных вопросов между кредитором и должником до фактической передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд. Досудебный порядок урегулирования спора применяется в случаях, когда он установлен федеральным законом для определенной категории споров, либо такой порядок предусмотрен договором, заключенным между кредитором и должником. В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда и без соблюдения данного порядка. Досудебный порядок урегулирования спора начинается после того, как должник отказался от погашения задолженности в сроки, установленные сторонами в рамках 2 этапа или должник вообще не принимает никаких мер по погашению этой задолженности (в том числе, не выходит на контакт и т.д.). В УДЗ.СВ данный этап состоит из следующих взаимосвязанных действий: • подготовка и направление должнику требования об оплате долга; • подписание с должником соглашения о порядке погашения задолженности, использование иных механизмов, направление на погашение просроченной задолженности (отступное, новация, зачет, уступка прав требования); • подготовка и направление должнику повторного требования об оплате долга, вытекающего из неисполнения соглашения о порядке погашения задолженности. Претензионная же стадия востребования дебиторской задолженности включает в себя: *подготовку документальной базы для взыскания долга; *составление и направление претензии должнику; *ведение переговоров с должником.

     4.Подготовка  иска. В случае отказа дебитора от погашения задолженности в рамках досудебного порядка урегулирования споров, а также в случае отсутствия с его стороны ответов на предложения кредитора УДЗ.СВ автоматически предлагает пользователю перейти к следующему этапу востребования дебиторской задолженности – подготовка и направление в суд искового заявления и сопровождающих процессуальных документов.

     Иск – предъявленное в суд для  рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового  отношения и основанное на определенных юридических фактах. Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства. В свою очередь, исковое заявление – это форма выражения иска, письменный документ, соответствующий предмету, основанию и содержанию иска, включающий сведения, предусмотренные законом.

     Подготовка  и направление в суд искового заявления и процессуальных документов достаточно сложный этап. В УДЗ. СВ он состоит из следующих взаимосвязанных  действий: *подготовка проекта искового заявления; *автоматический расчет штрафных санкций; *автоматический расчет цены иска; *расчет государственной пошлины; *формирование пакета документов и направление копий искового заявления, и приложенных документов участникам судебного процесса; *подача иска в суд. Несмотря на всю сложность данного процесса с точки зрения юридической техники, используя УДЗ.СВ любой пользователь сможет выполнить эту работу максимально эффективно, используя материал правовой базы программы, комментарии и подсказки специалистов, формы процессуальных документов.

     Таким образом, посредством УДЗ.СВ работа с организациями-дебиторами и образовавшейся дебиторской задолженностью сводится к переводу ее из одного состояния  в другое в соответствии с циклом ее управления, предложенным в описании к данной системе. Для продолжения деятельности по востребованию задолженности с должника требуется всего лишь перейти на следующий этап, описание которого подробно представлено в этой системе. В УДЗ.СВ указаны все необходимые действия, направленные на взыскание дебиторской задолженности, изложены требования действующего законодательства и материалы судебно-арбитражной практики, а также представлены формы различных документов, в том числе и процессуальных, и рекомендации по их заполнению.  
 
 

     Заключение

     В данной работе раскрыты сущность дебиторской  задолженности и процесс ее формирования на предприятии, рассмотрена методика управления дебиторской задолженностью.

     В процессе написания были изучены  различные материалы и документы, касающиеся деятельности ООО «РИТМ» и отрасли в целом.

      Основным  видом деятельности ООО «РИТМ» является оптово-розничная продажа товаров  бытовой химии и личной гигиены. На основании проведенного анализа  финансово – хозяйственной деятельности предприятия можно сделать вывод о том, что в 2007 – 2009 гг. на предприятии наблюдается рост важнейших экономических показателей: Выручка от продаж в 2009 году по сравнению с 2007 годом выросла на 24,39 % и составила 7171730 руб., в сравнении же с 2008 годом она снизилась на 2,14%. Анализ численности показал, что в течение трех лет неизменной оставалась численность административно-управленческого персонала, а также вспомогательного персонала, численность же торгового персонала в течение трех лет сократилась на 8 человек, в том числе на три человека в 2008 году и на 5 человек в 2009 году. Фонд оплаты труда в 2009 году по сравнению с 2007 годом снизился, что вызвано сокращением численности работников.

      Также он снизился и по сравнению с 2008 годом на 1903650 руб., причиной этому послужило сокращение среднегодовой заработной платы, а также сокращение численности работников. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1629117 руб. (на 29,92%), в 2009 году по сравнению с 2008 годом себестоимость снизилась на 1302549 руб. (18,41%). За рассматриваемый период затраты на 1 рубль реализации сократились на 8,2 коп. (7,82 %).

                  Анализ финансового  состояния предприятия позволил выявить следующие основные моменты. Проанализировав финансовое состояние ООО «РИТМ» мы пришли к выводу, что в течение трех лет у предприятия сохранялось неустойчивое финансовое состояние. Для окончательного восстановления может быть предложена оптимизация структуры пассивов и увеличение оборачиваемости запасов и затрат, при необходимости их реализации.

     Неустойчивое  финансовое состояние нашего предприятия  оценивается как ненормальное (недопустимое) и отражает тенденцию к существенному  ухудшению финансового состояния, так как величина заемных средств  превышает суммарную стоимость производственных запасов. Основной причиной сложившейся ситуации является недостаток собственных оборотных средств, необходимых для нормального финансирования запасов и затрат для ведения финансово-хозяйственной деятельности. Недостаток собственных оборотных средств предприятия напрямую связан с изменением реального собственного капитала, главным источником пополнения которого является прибыль, получаемая от осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

     Разработка  мероприятий проводилась с учетом анализа основных экономических показателей работы предприятия в 2007 – 2009 гг. и приоритетных направлений повышения эффективности деятельности и снижения величины дебиторской задолженности ООО «РИТМ» в рамках плана развития предприятия на 2009-2010 гг.

     * Внедрение автоматизированной системы  управления дебиторской задолженностью.

     * Формирование гибкой ценовой  политики предприятия в целях  снижения дебиторской задолженности,  позволяющее получить прирост  прибыли от продаж в размере  109,88 тыс. руб.

     * Мероприятие по снижению дебиторской  задолженности. Предприятие увеличит  свою прибыль на 97287,68

     Внедрение мероприятий повлечет за собой изменение  основных экономических показателей  ООО «РИТМ» и позволит эффективно управлять дебиторской задолженностью.

 

      Список использованных источников

1. Нагловский  С.Н. Методика финансового проектирования. - М.: Манускрипт, 2008. - 336 с.

2. Программа «Консультант Плюс»

3. Пилишенко А.Н. Финансовый менеджмент: практикум. - М.:МГИЭТ (ТУ), 2007. - 172 с.

4. Альбеков А.У., Митько О.А. Финансовый анализ предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 416 с.

5. Анисимова  Е.М. Решение задач складских  комплексов методом имитационного  моделирования. - М.: Брандес, 2007. - 16 с.

6. Афанасьева  Н.В. Финансовые системы и российские реформы. - СПб: СПБУЭиФ, 2006. - 147 с.

7. Басовский  Л.Е. Экономический анализ: Комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности предприятии. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 222 с.

8. Бауэрокс  Д., Клосс Д. Финансы. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 640 с.

9. Богатко  А.Н. Основы экономического анализа  хозяйствующего объекта.- М.: Финансы и статистика, 2006. - 208 с.

10. Болт  Г. Дж. Практическое руководство  по управлению сбытом: Пер. с  англ. - М.: Экономика, 2008. - 271 с.

11. Большой  экономический словарь / Под ред.  А.Н. Азрилияна.-5-е изд. доп.  и перераб.- М.: Институт новой экономики, 2007.-1280 с.

12. Васильев  Г.А., Каменева Н.Г. Механизация  и автоматизация в складском  хозяйстве. - М.: Экономика, 2006. - 86 с.

13. Гаврилов  А.М. Управление дебиторской задолженностью. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 239 с.

14. Гаджинский А.М. Практикум по финансовому анализу. - М.: Дашков и К, 2007. - 208 с.

15. Финансовые  системы/ Под общ. ред. В.И.  Сергеева. - Спб.: Издательский дом  "Бизнесс-пресса", 2005. - 240 с.

16. Демичев  Г.М., Абрамов С.Б., Хмельницкий А.Д.  Развитие складского хозяйства: Организация, управление, эффективность. - М.: Экономика, 2007. - 168 с.

17. Добрынская  В.В. Дебиторская задолженность.  Пути управления - М.: Брандесс, 2007. - 143 с.

18. Дыбская  В.В. Финансовый анализ. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006. - 232 с.

19. Дыбская  В.В. Управление финансами. - М.: КИА-центр, 2006. - 110 с.

20. Залманова  М.Е. Проектирование организации  и технологии транспортно-складских  работ. - Саратов: СПИ, 2008. - 30 с.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью