Принципы управления дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 08:51, контрольная работа

Краткое описание

Квалифицированная оценка соотношения состояния собственных средств и заемных средств необходима главному бухгалтеру и руководителю, как для определения финансового положения организации, так и для того, чтобы избежать применения к предприятиям санкций за невыполнение условий договоров, а также не допустить конфликтов с контролирующими органами.
Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

Оглавление

Введение 1. Принципы управления дебиторской задолженностью
2. Задача №1
3. Задача №2
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

корп фин (контр раб).doc

— 98.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                 1. Принципы управления дебиторской задолженностью

2. Задача №1

3. Задача №2

Заключение                                                                                                            

Библиографический список                                                                                

3

4

18

19

21

22




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Квалифицированная оценка соотношения состояния собственных средств и заемных средств необходима главному бухгалтеру и руководителю, как для определения финансового положения организации, так и для того, чтобы избежать применения к предприятиям санкций за невыполнение условий договоров, а также не допустить конфликтов с контролирующими органами.

Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы.

Дебиторская задолженность возникает при совершении организацией финансово-хозяйственных операций, которые связаны с движением материальных ресурсов, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств.

Дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) данной организации, отражение которой в учете выражено как имущество организации, то есть право на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и тому подобного) с должника.

Дебиторская задолженность это еще и вид активов, характеризующих:

1) сумму долгов, причитающихся организации  от юридических и физических  лиц в результате хозяйственных  взаимоотношений с ними;

2) счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.

1 ПРИНЦИПЫ УПРАЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

 

Управление дебиторской задолженностью – это способность ставить цели для эффективного управления дебиторской задолженностью и находить средства их достижения.

Любое предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является, обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Все это предопределяет основополагающие требования управления дебиторской задолженностью.

Принципы управления дебиторской задолженностью – это основополагающие требования к управлению организацией финансов на предприятии, для достижения поставленных целей.

Принципы управления дебиторской задолженностью: хозяйственная самостоятельность, материальная ответственность, заинтересованность в результатах деятельности, формирование финансовых резервов, деление всех средств предприятия на собственные и заёмные.

Дебиторская задолженность сопряжена с образованием кредиторской задолженности и является основным источником её покрытия. Поэтому может возникнуть мнение, что кредиторская задолженность не должна быть меньше дебиторской. Такое положение было бы необоснованным, так как временно отвлечённые и временно привлечённые в оборот средства отнюдь не должны корреспондироваться по величине.

Дебиторская задолженность должна погашаться предприятием независимо от величины кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность, как и кредиторская, подлежит детальному анализу с использованием тех же формул оборачиваемости, показывающих количество оборотов средств в дебиторской задолженности одного оборота в днях.

Принципы управления дебиторской задолженностью представлены на рисунке 1.

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Система принципов управления дебиторской задолженностью

Первый принцип – выбор дебитора.

Здесь необходима информация о состоянии расчетов, сгруппированная в разрезе отдельных дебиторов, позволяющая выделить среди них наиболее значимых для обеспечения нормальной операционной деятельности.

Необходимо учесть, что ситуация с платёжной дисциплиной усугубляется в периоды инфляции любая непредусмотренная задержка платежей может обернуться как доходами, так и потерями.

Следующий принцип – контроль своевременности расчётов.

Состояние расчётно-платёжной дисциплины непосредственно влияет на финансовое положение предприятия. В случае отвлечения значительных сумм в дебиторскую задолженность оно может оказаться неплатёжеспособным. С другой стороны несвоевременное погашение долга своим кредиторам отрицательно влияет на деловую репутацию предприятия. При анализе выявляют просроченную дебиторскую задолженность.

Просроченная задолженность – задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором, а при их отсутствии – в разумный срок после возникновения обязательства. Разумный срок означает срок нормального документооборота, но не более 3 месяцев.

В целях углубления анализа движения дебиторской задолженности и финансового состояния необходимо выявить и проанализировать динамику неоправданной дебиторской задолженности. К неоправданной дебиторской задолженности относится задолженность покупателей по не оплаченным в срок расчётным документам.

Если дебиторская задолженность, так и не будет погашена спустя определённое время, её нужно будет списать.

Дебиторскую задолженность можно списывать после того, как истёк срок её исковой давности (исковая давность 3 года).

Главная цель системы мероприятий – создание устойчивого организационно-экономического механизма решения проблемы неплатёжеспособности покупателей.

Основой всей работы преодоления кризиса неплатежей предприятия является существенное усиление государственного регулирования в экономике, что естественно следует из анализа причин кризиса неплатежей.

Просроченная дебиторская задолженность представляет собой одну из самых серьезных проблем российской экономики, основной индикатор ее структуры и институциональной слабости.

При анализе причин неплатежей может использоваться общие для всех предприятий и более конкретные гипотезы.

Неплатежи в некотором смысле представляют собой инструменты проведения государственной политики в области занятости, политики в области заработной платы, дающим возможность предприятиям фактически выплачивать заработную плату более низкую, чем номинальная, политики в отношении групп населения с низкими доходами, позволяющей недополучать доходы от эксплуатации жилья.

Следующий принцип, предполагает, что дебиторская задолженность сопряжена с образованием кредиторской задолженности и является основным источником её покрытия.

Уплата долгов дебиторами – это практически источник средств для погашения кредиторской задолженности. Если оборачиваемость дебиторской задолженности медленнее, чем кредиторская задолженность, это означает что у предприятия неблагоприятные условия расчётов с поставщиками: предприятие должно возвращать свои долги чаще, чем оно получает оплату за реализованную продукцию.

И наоборот, если дебиторская задолженность оборачивается быстрее чем кредиторская задолженность у предприятия появляются свободные средства в обороте в размере, соответствующем разнице числа дней оборота кредиторской задолженности и дебиторской задолженности.

Если предприятие прибыльно, то по большей части дебиторская задолженность будет превышать кредиторскую; если предприятие убыточно, то соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями будет обратным.

У названного явления имеется экономическая и бухгалтерская логика. С экономической точки зрения прибыльное предприятие становится неплатежеспособным из-за своих покупателей, поэтому сумма выставленных им требований больше его собственных обязательств. Убыточное предприятие само рождает цепочку неплатежей. Причину неплатежеспособности в непомерно высоких затратах, низком качестве продукции, не позволяющем повысить цену, плохом маркетинге. У него может вовсе не быть дебиторской задолженности, но если она присутствует, то только по причине платежного кризиса в России.

С бухгалтерской точки зрения у прибыльного предприятия отражаемая в пассиве баланса прибыль должна корреспондироваться с равновеликой статьей актива. Если бы отгруженная покупателю продукция была оплачена, то прибыли противостояли бы полученные денежные средства, по поскольку этого нет, то прибыль заморожена в долгах покупателей и заказчиков, то есть в дебиторской задолженности. Напротив, финансовые результаты убыточного предприятия (убытки) отражаются в активе баланса, а в пассиве им противостоит кредиторская задолженность. Полная остановка такого предприятия пока не состоялась только благодаря безвозмездно присвоенным результатам чужого труда.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видами продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, принятой на предприятии системой расчетов. Последний фактор особенно важен для финансового управляющего.

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама продолжительность оборота дебиторской задолженности, сколько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности. Ускорение, оборачиваемости в принципе рассматривается как положительное явление.

Управление дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей. Критерии отбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины.

Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг).

Отдельные покупатели могут рассчитываться на условиях предоплаты. Это является идеальным вариантом и полностью ликвидирует дебиторскую задолженность. Однако требование 100 процентной предоплаты по отношению ко всем покупателям является грубой управленческой ошибкой, так как делает сбыт в сегодняшних условиях невозможным. Поэтому необходимо стимулировать покупателя к скорейшей оплате.

Перечисленные формы воздействия на покупателя являются прерогативой отдела маркетинга, а не финансовой службы.

Финансовыми способами воздействия являются составления актов сверки задолженности, применение штрафных санкций, предложение о проведении взаимозачётов, продажа задолженности, передача её налоговым органам для зачёта неоплаченных налогов, а также выставление под арест для расчёта с кредиторами.

Способы улучшения состояния дебиторской и кредиторской задолженности представлены ниже.

  1. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностями. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.
  2. Ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.
  3. Контролировать состояние расчётов по просроченным задолженностям.
  4. Выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары, отгруженные, но неоплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчётам возмещения материального ущерба.

Таким образом, при разработке политики управления дебиторской задолженностью, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия кредиторской задолженности.

Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (например, банков и других поставщиков ресурсов) при изучении степени финансового риска и, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

Поэтому надо сравнить сумму дебиторской и кредиторской задолженности.

Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2 раза, то финансовое состояние предприятия считается нестабильным.

Информация о работе Принципы управления дебиторской задолженностью