Сущность конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:21, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Конкуренция - (от лат. Сопсштеге - сталкиваться) - соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ [16, с. 533]. Рыночная конкуренция - это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным.

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 359.12 Кб (Скачать)

     Чистая конкуренция и ее роль в экономике является предметом спора среди экономистов. Но все сходятся в одном, что:

     а) Экономика в условиях чистой конкуренции сдерживает 
потребительский выбор и производство новых продуктов, так как она 
базируется на стандартизированных продуктах;

    б) В условиях совершенной конкуренции стимул к научно- 

п

техническому прогрессу не реализуется, так как небольшой размер фирм делает их неспособными финансировать значительные программы научных исследований.

     Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции нельзя считать идеальным.

     Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Различают три основные вида несовершенной  конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия (таблица 2.2). 
 

Таблица 2.2

          Типы рыночных структур [21, с. 177] 

  много несколько один
продавец      
покупатель      
много полиполия (совершенная конкуренция) олигополия монополия
несколько олигопсония билатеральная ограниченная
  (олигопсония спроса) олигополия монополия
один монопсония(монопсония ограниченная билатеральная
  спроса) монопсония монополия
 

     Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. "Чистая монополия" - крайний случай несовершенной конкуренции.

     Чистая монополия - это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. К таким монополиям относятся регулируемые государством

предприятия общественного пользования или так называемые естественные монополии (электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи и др.)

    Чистой монополии свойственны следующие черты:

    а) Единственный продавец, то есть отрасль состоит из одной фирмы.

     б) Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален. Это 
означает, что у покупателя нет альтернативного выбора, а у производителя 
нет необходимости рекламировать свой товар

     в) Фирма диктует цену, так как она выпускает и, следовательно, 
контролирует общий объем предложения и цену. При нисходящей кривой 
спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя объем 
производимого продукта [15, с.205].

     г) Барьеры для вступления в отрасль. Это могут быть экономические 
или юридические барьеры.

     Чистую монополию характеризует отсутствие конкуренции. Причиной тому являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Этому во многом способствует правительство. Оно сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые монополист может назначить. Результатом является регулируемая, или государственная, монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям низкие цены.

     Институт частной собственности может быть использован чистой монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов в производстве. Соперники фирмы могут быть устранены посредством агрессивных приемов: давление на поставщиков ресурсов, перекрытие кредита, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, шантаж, подкуп - все мыслимое и немыслимое, чтобы довести до банкротства конкурентов. Такой вид конкуренции - нечестной конкуренции - граничит с беззаконием, поэтому ее нередко называют

криминальной конкуренцией.

       Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние варианты рыночных структур. Промежуточное положение между ними занимают монополистическая конкуренция и олигополия.

     Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры близкий к совершенной конкуренции, а олигополия - ближе к монополии.

      Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

     Олигополией называют рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.

    Рассмотрим основные характерные черты олигополистического рынка:

      а) "Немногочисленность". Когда относительно малое число фирм 
господствует на рынках товаров или услуг. В разных странах за точку 
отсчета принято от трех до восьми фирм. Так, например, типично 
олигополистическим является автомобильный рынок. В России 4 
автомобильных завода производят подавляющую часть автомобилей; в США 
- 3 фирмы;

      б) Высокие барьеры для вхождения в отрасль. Они связаны с эффектом 
масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным 
контролем над редкими источниками сырья и т. д. Например, финансовым 
барьером в производстве сигарет служат огромные расходы на рекламу;

      в) Стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие 
промышленные продукты: сталь, медь, свинец, цемент и др. - являются 
стандартизированными продуктами. Многие потребительские товары: 
автомобили, моющие средства, открытки, сигареты - являются 
дифференцированными;

      г) Всеобщая взаимозависимость. Фирмы должны выбирать линию 
своего поведения в соответствии с действиями и ожидаемыми реакциями

фирм-конкурентов.

     Взаимосвязь проявляется в различных формах поведения олигополистов - от ценовой войны до сговора.

     В олигополии возможны два варианта поведения фирм: кооперативное и некооперативное. При некооперативном каждая фирма сама определяет объем выпуска и уровень цен. Ответной реакцией конкурента может служить ценовая война. Ценовая война представляет собой циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка. Рассмотрим такое поведение фирм на примере дуополии.

     Дуополия - простейший случай олигополии, где участвуют два производителя данного вида товара. Каждый из производителей может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на этот продукт.

     Статистический анализ взаимоотношений фирм в условиях дуополии был предложен А.О. Курно в 1838 г. В дальнейшем модель равновесия конкурирующих фирм-дуополистов получила название "модель Курно".

     Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерна легкость входа в отрасль и выхода из нее. Однако, продукция различных фирм дифференцирована.

    Признаки монополистической конкуренции:

    а) Значительное число фирм на рынке и высокая степень конкуренции;

    б) Дифференциация продукта;

    в) Реклама фирмами своих товаров и продвижение их на рынок. 
    Реклама   в настоящее время является важнейшим методом ведения

конкурентной борьбы, так как она проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных продуктов, способствует формированию новых потребностей. Также реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет.

Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда 

покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Дифференциация продукта дает фирмам известные монополистические преимущества.

     Таким образом, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и служит защитой от конкурентов.

      При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы - монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

        2. Конкуренция в рыночной экономики 
         

      Лет пятнадцать назад многие российские компании даже не задумывались о таких вещах, как маркетинг или маркетинговая политика, и могли себе это позволить: клиентов было много, товаров и услуг - мало; вопросы работы с конкурентами решались оружием, а не тактикой и стратегией продвижения товаров. За прошедшие годы России совершила большой бизнес-рывок, клиент стал разборчив - и пришло время задуматься о маркетинге.

      Во многих отраслях рынок уже достиг такой степени развития, что руководители начинают рассматривать конкуренцию как приоритет: при принятии маркетинговых решений им все чаще приходится первым делом задумываться о том, каким может стать "ответный ход" конкурирующих компаний.

      Одна из особенностей конкуренции по-российски на сегодняшнем этапе развития заключается в крайности точек зрения на это явление.

      Каждый, кто затевает бизнес, хочет, чтобы он был успешным. Движение к лидерству привносит в бизнес элемент азарта, игры.

      Стать лидером, "сделать" всех конкурентов. Но кто он, наш конкурент? В ответе на этот вопрос часто проявляется одна из характерных особенностей конкуренции по-российски -"мы все глядим в Наполеоны". Компания, которая занимает 160-е место в рейтинге, считает конкурентом пятерку первых (0,01% против 20% рынка).

      Итак, как правильно определить "своих" главных конкурентов -тех, на ком в первую очередь должно быть сфокусировано ваше внимание?

    Прямые конкуренты - это компании, которые близки к вам:

      - по размеру бизнеса (объему выпускаемых товаров или количеству обслуживаемых клиентов);

    - по доле рынка, которую вы занимаете (у них такой же процент

продаж или такая же позиция, которой вы хотели бы достичь в следующем году);

    - по каналам продаж (например, работа с розницей);

      - по степени отстройки регулярного менеджмента и бизнес-процессов.

      Многие компании склонны считать своим главным конкурентом компании занимающую место, которое им самим хотелось бы занять в ближайшем будущем. Нет, это пока еще не конкурент, это только будущий соперник, который станнит прямым конкурентом при грамотно расписанной на ближайшие три-четыре года стратегии и при наличии четкого плана, как его догнать. С другой, попытка считать будущего конкурента реальным зачастую мешает компании реалистично мыслить, оценивать свои недостатки.

     Еще одна особенность конкуренции по-российски СОСТОИТ ВТОМ, что руководители компаний мыслят узко, в пределах "своего" рынка, и видят только прямых конкурентов. В результате банки соревнуются с банками, страховые компании со страховыми компаниями. Но этого не достаточно как для предотвращения "нападения" на ваш бизнес, так и для совершения мощного рывка в стремлении определить конкурентов. Ведь достаточно лишь задать себе вопрос: какую задачу решает клиент, обращаясь в определенную компанию? Если честно ответить себе на него, обнаружится, что на периферии есть некоторое число конкурентов - реальных или потенциальных.

Информация о работе Сущность конкуренция