Сущность конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены.

Файлы: 1 файл

Сущность конкуренции.docx

— 32.15 Кб (Скачать)

Сущность  конкуренции

 

В повседневной жизни мы все чаще встречаем   слова:   "конкуренция",   "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

Итак, конкуренция - категория  явным образом противоречивая. С  одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка  не бывает, а с другого – целиком  конкурентным есть тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо (между прочим, эта точка зрения есть характерной для современных украинских реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию – большое зло для экономики. Где правда?

Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.

Суть конкуренции проявляется  и в том, что она. с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции  есть независимость субъектов рыночного  отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость  проявляется, во-первых, в возможности  самостоятельно принимать решение  о производстве или купле товаров  или услуг; во-вторых, в свободе  выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций  общественного производства в условиях рынка.

  1. Функции конкуренции.

 

   Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

   Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    -предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству продукцию или производят  ее с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные  санкции). Это стимулирует  технический  прогресс;

    -предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

  Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

  Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

  Политика в области  конкуренции призвана заботиться  о том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

   - технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением  конкуренции);    

   - предприятия гибко  адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

  Масштаб интенсивности  конкуренции определяется тем,  как скоро преимущества в прибыли  теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам.  В первую очередь это зависит  от того, насколько быстро конкуренты  реагируют на рывок вперед  предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

   В соответствии  с руководящим принципом оптимальной  интенсивной конкуренции благоприятные  условия для нормального функционирования  соперничества появляются тогда,  когда имеют дело с "широкой"  олигополией с "умеренной"  индивидуализацией продукции. "Узкая"  олигополия с сильной индивидуализацией  продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

   В каждой рыночной  экономике существует опасность  того, что участники конкурентной  борьбы попытаются уклониться  от обязательных норм и риска,  связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о  ценах или имитации товарных  знаков. Поэтому государство должно  издавать нормативные документы,  которые регламентируют правила  конкурентной борьбы и гарантируют:

   - качество конкуренции;

   - само существование  конкуренции;

   - цены и качество  изделий должны быть в центре  внимания конкуренции;

   - предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

   - защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

 

Монополия 

Происхождение названия этого  типа несовершенной конкуренции  связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая  схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные  свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция  — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой конкуренции  следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для  деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор  косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

К основным характеристикам  монополистической конкуренции можно отнести:

а) относительно большое  число некрупных производителей;

б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного  контроля над рыночной ценой. Это  связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого  товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую  продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут  использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению  конкуренции, например по проведению согласованной  ценовой политики, являются практически  малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

д) сохраняются возможности  относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов. 
Формы и методы конкурентной борьбы

Добросовестная  конкуренция и недобросовестная конкуренция

 

 Основными методами  являются:

  - повышение качества  продукции

  - снижение цен ("война  цен")

  - реклама

  - развитие до- и послепродажного  обслуживания

  - создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование  ценами, т.н. "война цен". Она  осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями  цен, сезонными распродажами, предоставлением  большего объема услуг по действующим  ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая  конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

  Более эффективной  и более современной формой  конкурентной борьбы является  борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление  на рынок продукции более высокого  качества или новой потребительной  стоимости затрудняет ответные  меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит  длительный цикл, начинающийся с  накопления экономической и научно-технической  информации. В качестве примера  можно привести тот факт, что  известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона  одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

 

    Но наряду с  методами  добросовестной конкуренцией  существуют и другие,  менее  законные методы ведения конкурентной  борьбы:

 
  Основными методами являются:

    - экономический  (промышленный шпионаж)

    - подделка продукции  конкурентов

    - подкуп и шантаж

    - обман потребителей

    - махинации с  деловой отчетностью

    - валютные махинации

    - сокрытие дефектов  и т.д.

 

   К этому можно  также добавить и научно-технический  шпионаж, т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является  источником прибыли, когда она  находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве  в виде конкретных товаров  или новых технологий.  

Патент  как  стимул  промышленного шпионажа

   Именно промышленный  шпионаж  так сказать "создал" патент на изобретение. Поскольку  сохранить секреты производства  не удавалось, изобретатель, потративший  годы труда, мог и не получить  никакого вознаграждения за свое  изобретение, т.к. результатом  изобретения часто пользовались  совершенно посторонние, не имеющие  ни какого отношения к изобретению  люди. Предотвратить такую несправедливость  должен был патент.

Информация о работе Сущность конкуренции