Сущность конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:21, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Конкуренция - (от лат. Сопсштеге - сталкиваться) - соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ [16, с. 533]. Рыночная конкуренция - это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным.

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 359.12 Кб (Скачать)

        1. Сущность конкуренции 
         

     Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

      Конкуренция - (от лат. Сопсштеге - сталкиваться) - соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ [16, с. 533]. Рыночная конкуренция - это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным.

     Цель каждого предпринимателя - максимизировать свою прибыль, а, следовательно, и расширить масштабы хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели товара.

    Выделяют три подхода к определению конкуренции:

      а) Конкуренция - это состязательность на рынке. Данный подход 
характерен для отечественной литературы;

      б) Конкуренция - это элемент рыночного механизма, позволяющий 
уравновесить спрос и предложение. Такая точка зрения характерна для 
классической экономической теории;

      в) Конкуренция - это критерий, по которому определяется тип 
отраслевого рынка. Данный подход же основывается на современной теории 
морфологии рынка.

Первый    подход    основывается    на    повседневном    понимании конкуренции как соперничества за достижение наиболее лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же может быть определена как соперничество экономических субъектов. Приведем наиболее типичные определения: состязательность предпринимателей, хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них каким-либо образом воздействовать на общие условия обращения товаров на определенном рынке и стимулируют производство таких товаров, которые требуются потребителю; состязательность на рынке в ситуации, когда отсутствует монополия; сопернические отношения между несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, которые проявляются в виде желания каждого из них обойти других в стремлении к достижению единой цели, получить наиболее высокий результат, а также оттеснить соперника; это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при условии наличия равных шансов у каждой из претендующих сторон на победу верх одерживает более умелая, предприимчивая и способная сторона; соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, стремление получить максимальную прибыль или достичь иных конкретных целей.

      Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренцию оценивают как «антагонистическую форму экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции -борьба за получение как можно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В   более   поздней   же   отечественной   литературе   отношение   к конкуренции поменялось на диаметрально противоположное: «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

     В рамках классической экономической теории конкуренция определяется как неотъемлемая часть рыночного механизма. На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание А. Смит, который в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" сформулировал принцип "невидимой руки" рынка. Производитель преследует собственную выгод, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю ваш товар не понравится, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая "невидимой рукой", активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес [5, с. 182].

     Конкуренция "выбраковывает" некачественные товары, недобросовестных предпринимателей. Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Их и удается продать. Остальные же остаются невостребованными, а производство их приходится прекратить.

      Развитие конкурентных отношений и расщепление экономической власти тесно связаны между собой. Когда оно отсутствует, потребитель лишается выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые условия, либо остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с большим количеством поставщиков аналогичных товаров, он вправе выбрать тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребностям и финансовым возможностям.

     В современной микроэкономической теории под конкуренцией понимается некое свойство рынка. Данное понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество как таковое, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

      Конкуренция - это неконтролируемый фактор, который во многом воздействует на деятельность организации и который не может управляться организацией.

    Рассмотрим основные функции конкуренции на рынке.

     Во-первых, она выполняет в рыночной экономике важнейшую роль противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

      Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она направляет товаропроизводителей на то, сколько капитала они могли бы вложить в производство данного товара. Например, один продавец потратил больше средств на производство какого-либо товара, чем другой. В данной ситуации, когда на рынке будет установлена равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь второй продавец, то есть тот, который произвёл товар по более низкой себестоимости. При избытке данного вида товара произойдёт резкий спад цен, и продавец, который затратил на производство большее количество средств, понесёт убытки.

     В-третьих, конкуренция способствует развитию научно-технического прогресса и повышению эффективности производства, постоянно заставляя товаропроизводителя использовать лучшие технологии, экономно потреблять ресурсы, обновлять условия производства. В последнее время встречается множество находчивых предпринимателей, которые пойдут на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства, обновляется устаревшая техника, сходят на нет некачественные товары.

     В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников. Только начиная вести свою хозяйственную деятельность, большинство из них, не имея достаточного капитала, современных технологий производства и других ресурсов, не могут выдержать соперничества и через некоторое время разоряются. Лишь ограниченное число из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют производство и становятся полноправными и довольно значимыми, возможно уважаемыми субъектами рынка [20, с. 76].

     Таким образом, конкуренция - понятие многозначное. Ему нельзя дать какое-либо универсальное определение. Это может быть способ хозяйствования и способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как способ развития, так и главная сущностная черта, свойство товарного производства. Кроме того, конкуренция играет роль стихийного регулятора общественного производства.

 

     

     
КОНКУРЕНЦИЯ —► По способам соперничества -> Ценовая  
 
 
      
Неценовая
По состоянию рынка    
 
—►
Регулируемая
V Ч  
Совершенная   Несовершенная
 

    Рис. 2.1. Виды конкуренции [9, с.89] 
     

      В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

     Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам [8, с.291]. Целью фирм, проводящих ценовую конкуренцию, является привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника цен. Соответственно сокращается размер прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются убытки.

     Напротив, при неценовой конкуренции целью фирм является привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Для того, чтобы достичь этого, фирма улучшает качество товара, создает принципиально новый вид продукции, улучшает сервис, проводит рекламные акции и т. д. При этом дифференциация товара является базой для неценовой конкуренции.

     Степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену характеризует совершенную или несовершенную конкуренцию.

     Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной  конкуренции.

     Рыночная структура характеризуется  совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену. 

     К основным признакам совершенной конкуренции относятся следующие:

    а) Большое число независимо действующих продавцов;

      б) Все фирмы выпускают абсолютно одинаковую продукцию, то есть 
потребителю безразлично, у какого продавца покупать (неценовая 
конкуренция отсутствует);

      в) Отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из 
него. Любая фирма может приступить к выпуску продукции, уже 
выпускаемой другими фирмами. Если же фирма хочет выйти из дела, то она 
не сталкивается ни с юридическими, ни с технологическими, ни с 
финансовыми барьерами;

      г) Равный доступ всех участников рыночных отношений к 
информации: у покупателей и продавцов имеется полная информация о 
товаре (ценах, производственных издержек и т. д.), а все производители 
обладают одинаковой информацией относительно технологии производства 
этого товара;

      д) Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность 
факторов производства);

      е) Незначительный контроль над ценой. Конкурентная фирма не может 
устанавливать рыночную цену, она может только  согласится с ней.

     Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки лишь частично удовлетворяют ее условиям (например, рынок зерна).

Информация о работе Сущность конкуренция