Сущность конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:21, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Конкуренция - (от лат. Сопсштеге - сталкиваться) - соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ [16, с. 533]. Рыночная конкуренция - это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным.

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 359.12 Кб (Скачать)

      "Непрямого" конкурента тоже надо видеть, предвидеть. Как показывает практика, компании, учитывающие этот "стык" отраслей и возможностей, комплексность желаний клиента, только за счет этого завоевывают часть рынка.

      Главная же особенность конкуренции по-российски состоит в том, что она в отличии от западной, несмотря на видимую цивилизованность бизнеса, все еще воинствующая. Побеждает

сильнейший и выносливые. Большинство крупных рынков уже поделено и в десятку лучших в каждой отрасли новичку ворваться не то что сложно, а почти невозможно, но "в середине списка" еще можно побороться за более высокие позиции. По-прежнему орудия конкуренции по-российски - война или естественный отбор. Слабые уходят сильные процветают.

      У нас еще есть свободное пространство, есть еще место для маневра, у них - огромное количество компаний на всех рынках. К тому же главный минус западного конкурентного рынка-ограниченность географического пространства.

      Для российского рынка идеальна абсолютная конкуренция на внутреннем рынке. Но у РФ есть интерес, чтобы наше крупные компании завоевывали новые рынки сбыта по всему миру. И то и другое очень важно. Нельзя сказать, что внутренняя конкуренция важнее внешней конкурентоспособности. И наоборот сказать нельзя.

      Что нужно для того, чтобы разрешить спор? Первое - нужно было ликвидировать отсталость нашего антимонопольного законодательства. Что было написано в старом законе? Что мы рассматриваем рынки исключительно в границах РФ. В новом законе этого нет.

      Вторая наша задача в этой связи - научиться грамотно проводить анализ международных рынков. Если рынок стали - надо знать мировой рынок стали, а не только российский. Если рынок алюминия - тоже мировой, а не только российский. Это не касается всех рынков: например, нам не нужен рынок хлебобулочных изделий в Австралии. В настоящее время составляется перечень мировых рынков, которые нас должны интересовать, и начинается сбор информации по этим рынкам. Третье - анализ должен проходить, глядя и на внутреннюю конкуренцию, и на внешнюю конкурентоспособность. И в связи с этим была подготовлена новая методика. Новый закон о конкуренции, № 135-ФЗ, имеет статью 13, в которой объясняется, в каких случаях можно сделать исключение и пренебречь

ограничением внутренней конкуренции ради внешней конкурентоспособности.

      Законом установлено пять критериев исключений в оценке допустимости слияний российских компаний. Если хотя бы по одному критерию будет получен отрицательный ответ, антимонопольный орган автоматически обязан отказать в разрешении на слияние компаний. При этом ликвидировано усмотрение чиновников и в значительной степени коррупция. На каждый критерий должно быть составлено двадцать подразделов и затем введен механизм оценки.

      На данный момент времени 34% российских предприятий конкурентоспособны на отечественном рынке и всего лишь 7% - на рынках дальнего зарубежья.

     Конечно, у российских компаний на многих рынках есть еще возможность держать позицию в одиночку. И речь идет если не о лидерских позициях, то, по крайней мере, о равных шансах выжить и помереть (конечно, шанс помереть иногда больше - стоит только зазевать и не уследить за конкурентами). Шансы "не загнуться" просчитываются довольно легко- опять же, если следить за конкурентами. Надо оценить, с какой скоростью растет рынок: если в прошлом году было 5%, а в этом -10%, значит есть тренд на увеличение. А затем посмотреть на свою компанию: было 8%, а стало 10%. Если рынок будет развиваться теми же темпами, компания останется на плаву. Если она сможет развиваться быстрее, чем рынок - есть шанс на развитие.

      Итак, наша страна вступает в период жесткой, но более цивилизованной конкурентной борьбы. Все большее количество рынков насыщается и заполняется, все меньше становится незанятых ниш. Количество информационного шума или, как это можно сформулировать по-другому, количество предложений на душу населения увеличивается быстрее, чем растет средний доход этой же

самой души. Тем не менее, ситуация в наших странах еще далеко не достигла того, что происходит на рынках Америки, Японии, Кореи и многих других развитых стран. Но даже там существуют незанятые ниши и постоянно появляются новые области и целые рынки. Достаточно посмотреть, как быстро развивается рынок мобильной связи и разных предложений вокруг него. В 1995 г. в Татарстане функционировал лишь один оператор сотовой связи - Татинком. К 2007 г. количество операторов сотовой связи, занимающих лидирующие позиции, увеличилось до 6. Процентное соотношение абонентов сотовой связи за 2008 г. показано на рис.3.1.

    Рис.3.1. Процентное соотношение абонентов сотовой связи за 2007 г. 
     

     По оценкам аналитиков, совокупная абонентская база всех российских операторов сотовой связи в феврале превысила 80 млн. пользователей. Показатель проникновения услуг мобильной связи вырос вдвое по сравнению с февралем 2007 года и составил 56%. МТС, по-прежнему, удерживает звание крупнейшего оператора в Москве и России.

      Уровень проникновения в Москве продолжает расти несмотря на превышение отметки в 100%. Теперь в столице насчитывается 18,129 млн. абонентов и на конец февраля 2007 года уровень проникновения находился на отметке 107%. Операторы "ВымпелКом" и МТС подключили к своим сетям более 150 тыс. абонентов каждый. Компания "Соник Дуо", московский

оператор сети "МегаФон", впервые за всю историю своей работы, подключила к своей сети в столице больше абонентов, чем основные конкуренты - около 190 тыс. человек.

      Санкт-Петербург в ближайшем будущем достигнет 100%-ого уровня проникновения сотовой связи. При этом "ВымпелКому" удалось второй раз выиграть лидерство по приросту абонентской базы в регионе - в феврале он подключил более 50 тыс. абонентов, оставив позади себя "МегаФон" и МТС.

      Если верить статистике сотовиков, российский рынок мобильной связи уже давным-давно насыщен, абонентов в нашей стране больше, чем живых людей. В Москве так называемый "уровень проникновения" сотовой связи достиг небывалых высот и продолжает расти, число зарегистрированных пользователей в полтора раза превышает число жителей.

      Для того, чтобы не потерять клиента операторы сотовой связи придумывают все новые и новые способы привлечения их внимания: подарки, дополнительные единицы при покупке новой сим-карты и др.

      Так что же такое конкуренция - благо или зло? И то и другое. С одной стороны, конкуренция по-российски - это пока еще война, жесткость, бескомпромиссность, разборки. Здесь вероятны самые низменные ходы: от воровства, промышленного шпионажа до черного пиара и недобросовестной рекламы. Но, с другой стороны, конкуренция - благо для конечного потребителя. Она стимулирует компании не застаиваться, находить новые решения, постоянно разрабатывать технические и технологические новинки, глядя на стиль обслуживания конкурентов, стремиться улучшить качество, не повышая цену товара. Как результат, потребитель получает более качественную продукцию или услуги за те же или даже меньшие деньги, если компании удается еще и сэкономить на издержках.

          Заключение 
           

    Достоинства совершенной конкуренции:

  1. В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек. Это со всей очевидностью говорит о том, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом.
  2. Не менее важно и то, что и фирма, и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (Б = МЯ), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (8 = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как МЯ = МС, то 8=Б). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
  3. Наконец, принципиальное значение имеет и безубыточность фирм в долгосрочном периоде (Р = ЬАТСтт). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость: фирмы не несут убытков. А с другой стороны нет и экономических прибылей, т. е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

      Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда экономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может идти о совершенной конкуренции и только о ней. Ни при каком из типов несовершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обладает перечисленным набором

свойств: минимальным уровнем издержек, оптимальным распределением ресурсов, отсутствием дефицитов и избытков, отсутствием сверхприбылей и убытков.

    Недостатки совершенной конкуренции

     Вместе с тем совершенная конкуренция совершенной не лишена и ряда недостатков.

      1. Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто 
оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. 
Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна 
только крупным фирмам.

      2, Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-тех- 
нический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает 
средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно- 
исследовательские и опытно-конструкторские работы.

      Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

      Список использованной литературы 
       
       

      1. Абдульманов, И. М. Государственное регулирование конкурентных 
отношений / И.М. Абдульманов //Социально-экономические проблемы 
становления и развития рыночной экономики. Тезисы докл. итоговой науч. - 
практ. конферен. - 2008. - с. 76 - 77.

      2. Абрамова, И. Особенности национальной конкуренции / И. 
Абрамова //ЖУК: журнал управление компанией. - 2008. - №4. - с. 21 - 24.

  1. Авдашева, С. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) / С. Авдашева, А Шаститко // Вопросы экономики. - 2008. -№5.-с. 100-116.
  2. Бердашкевич, А.П. Государственная политика в области образования и науки и конкурентоспособность России /А.П. Бердашкевич//ЭКО. - 2007. -№10.-с. 64-74.
  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2006. - 368с.
  4. Добров, А. П. За державу обидно / А.П. Добров, С.С. Добряков //ЭКО. - 2007. - №8. - с. 126 - 144.
  5. Долгова, И. В. Монополии и конкуренция / И. В. Долгова, Н. В. Швейко //Финансы и кредит. - 2008.- №3. - с.44 - 59.

    8. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. - М.: Юристь, 2006. - 574с.

      9. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Краткий курс / Камаев 
В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. - М.: Издательский дом «Камерон», 
2006. - 384с.

      10. Курс экономической теории: Учебник. Под редакцией проф. 
Чепурина М.Н., проф. Кисилевой Е.А. - Киров: АСА, 2005. - 752с.

      11. Макеев Ю.А. Конкурентоспособность: мировой опыт и специфика 
России / Ю.А. Макеев, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов //Банковское дело. -

2008.-№4.-с. 10-20.

      12. Макконнелл. К., Брю. С. Экономикс: принципы, проблемы и 
политика. - М: Республика. 2000. Т. 1 - 540с.

  1. Микроэкономика / Под редакцией профессора Яковлевой Е.Б. - М.-СПб., Поиск, 2007. - 358с.
  2. Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко A.M. Аудиториум. М., 2007. - 364с.
 
      
  1. Носова С.С. Основы экономики: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2006. -512с.
  2. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 921с.
  3. Поповская, Е.В. Статистика концентрации производства: новые возможности для анализа конкуренции на российских рынках / Е.В. Поповская, Т.А. Алимова, СБ. Авдашева // Вопросы статистики. - 2008. -№5.-с. 18-26.
 
      
  1. Розанова, Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы / Н. Розанова //Вопросы экономики. - 2008. - №5. -с. 117 - 131,
  2. Сергеев, А. А. Условия конкурентоспособности российской продукции / А.А.Сергеев, А.В. Рязанов //Дайджест-Финансы - 2008. - №5. -с. 47-50.
  3. Социально-экономические проблемы России. Справочник / под редакцией Бойко Т. М. - Спб.: Норма, 2007. - 272с.
  4. Экономика: Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией доктора экономических наук профессора Булатова А.С - М.: Юристъ, 2006. - 384с.
  5. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под редакцией акад. Раен В.К. Сенчагова, М.: Дело, 2007. - 900с.

Информация о работе Сущность конкуренция